1 I saw in heaven another great and marvelous sign: seven angels with the seven last plagues — last, because with them God’s wrath is completed.
“Great and marvelous are your deeds,
Lord God Almighty.
Just and true are your ways,
King of the nations.a
and bring glory to your name?
For you alone are holy.
All nations will come
and worship before you,
for your righteous acts have been revealed.”b
Толкование Далласской семинарии
д. Явление семи Ангелов (15:1−8)
Откр 15:1−2. Иоанн пишет, что увидел иное знамение на небе, великое и чудное — семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. Это последнее знамение связано с предыдущими великими знамениями — жены в 12:1 и красного дракона в 12:3. Не следует отождествлять этих семерых Ангелов ни с теми, что составили две группы по три Ангела (14:6−20), ни с какими-либо другими ангелами, упоминавшимися прежде.
Апостол Иоанн увидел также как бы стеклянное море, смешанное с огнем; скорее всего, это то же самое море «пред престолом», о котором говорится в 4:6. На нем стояли победившие зверя; о них же читаем в 7:9−17. Они победили зверя в том смысле, что не дали ему победить себя, не поклонились ему.
Откр 15:3−4. Апостол слышит, как победившие святые поют песнь Моисея… и песнь Агнца. Возможно, речь идет о двух разных гимнах, первый из которых прославляет верность Бога по отношению к Израилю (не идентична ли она записанной во Втор 32, где подробно перечисляются проявления этой верности?); второй гимн мог быть «песнью Агнца» в том смысле, что прославлял великие и чудные дела Господни, Его праведность и истинность путей Его. (Обе песни могут быть единым символом торжества тех, кто хранил верность Богу как в Ветхом, так и в Новом заветах — ред.) Заканчивается пение предсказанием, что все народы… поклонятся Богу.
Это предсказание и славословие, возносимое Создателю, как оно выражено здесь, явно перекликаются по смыслу и форме со множеством других мест в Священном Писании, в которых подразумевается второе пришествие Христа и установление на земле Его Тысячелетнего царства (Пс 2:8−9; Пс 23:1−10; Пс 65:1−4; Пс 71:8−11; Ис 2:2−4; Ис 9:6−7; Ис 66:18−23; Иер 10:7; Дан 7:14; Соф 2:11; Зах 14:9). За страшным временем повсеместного зла, беззаконий и богохульства, которое наступит перед возвращением на землю Христа, последуют полное и справедливое воздаяние Божие и затем — утверждение святости Его в этом мире.
Откр 15:5−8. Продолжая созерцать происходящее на небе, Иоанн видит, как отверзся храм (названный им скинией свидетельства — возможно, в знак предлагаемого ему откровения). Этот храм на небе полностью, думается, «соответствовал» земному храму. Итак, он был открыт, и из него вышли семь Ангелов, имеющие семь язв. Чистая и светлая льняная одежда их свидетельствовала об их духовной чистоте, а золотые пояса Ангелов — знаменовали славу Божию.
Взгляду Иоанна представилась следующая картина: Одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога… Возможно, чаши были полны огня, которым почти всегда символизируется в Священном Писании ярость Божия. Отсюда этот дым, названный дымом от славы Божией и от силы Его, которым наполнился храм, из-за чего никто не мог войти в него, доколе не окончились семь язв семи Ангелов (сравните Исх 40:34−35).
В целом Откр 15:5−8 отражает страшную картину суда Божия, ожидающего этот грешный мир при конце его. Сами эти суды, как описаны они в 16 гл., полностью соответствуют грозному вступлению в 15:5−8.
К. Чаши Господнего гнева (глава 16)
Хронологически события этой главы очень близки ко второму пришествию Христа, и суды, описанные в ней, стремительно следуют друг за другом. из книги Даниила видим, что в заключение периода великой скорби разразится мировая война (Дан 11:36−45). В описании апостола Иоанна эти события очень быстро устремляются к своему апогею.