Psalms 1–41
Psalm 1
1 Blessed is the one
who does not walk in step with the wicked
or stand in the way that sinners take
or sit in the company of mockers,
and who meditates on his law day and night.
which yields its fruit in season
and whose leaf does not wither —
whatever they do prospers.
They are like chaff
that the wind blows away.
nor sinners in the assembly of the righteous.
but the way of the wicked leads to destruction.
I. РАЗДЕЛ 1 (Пс 1−40) Псалом 1: Благая жизнь
Книга Псалтирь начинается с опровержения распространенного заблуждения, будто бы жить в грехе — значит «хорошо жить». В наши дни миру ежедневно твердят, будто бы подлинное и непреходящее удовлетворение можно получить, потакая вожделениям плоти. Телевидение, радио, кинофильмы и пресса пропагандируют вседозволенность в качестве пути к самореализации личности. Жизнь в чистоте отвергается как «пуританская», слишком аскетическая. Однако псалмопевец вносит предельную ясность.
1:1 Истинно блажен человек, который избегает образа жизни нечестивых. При общении с ними он страшится того, чтобы стать их соучастником или даже молчаливо одобрять их грех и глумление. Это не значит, что счастливый человек уходит от всяких контактов с грешниками. Напротив, он свидетельствует им «о грехе, о правде и о суде», стремясь привести их к Христу, единственному источнику непреходящей радости. Счастливый человек — настоящий друг для нечестивых, но не их сообщник.
1:2 Невозможно представить себе счастливого человека, который не был бы при этом человеком Божией книги. Он испытывает неутолимый голод к Слову Господа. Он любит Библию и размышляет над ней день и ночь. Благодаря этому он обогащает свою жизнь и становится проводником благословения для окружающих.
1:3 Человек, который обособлен от греха и привержен Писанию, по своим качествам словно могучее, здоровое, плодоносное дерево:
Посаженное при потоках вод — у него есть неиссякаемый источник духовной пищи и духовного обновления.
Приносит плод свой во время свое — через него проявляется благодать Духа, и все его слова и дела всегда своевременны и уместны. И лист которого не вянет — его духовная жизнь не подвержена спадам и подъемам, а характеризуется постоянным внутренним обновлением. Как сформулировал доктор Д. Л. Муди, «У Господа все деревья — вечнозеленые». Такой человек успеет во всем, что бы он ни предпринял. Причина, разумеется, заключается в том, что он живет, приобщившись к Господу, и поэтому все его служение направляется Святым Духом. Единственная возможность для христианина трудиться в своей жизни плодотворно и преуспеть — это следовать в своих путях за Духом Божиим. А самочинная предприимчивость сводится к невероятному расточительству времени, денег и сил!
(1:3) Слово, переведенное как «посаженное» (Shatul), буквально означает «пересаженное» (Koehler-Baumgartner, Lexicon in Veteris Testamenti Libros, стр. 1015), подходящее описание рожденного заново человека.
1:4 Не так — нечестивые; то есть, их нельзя назвать ни хорошо укоренившимися, ни плодотворными, ни жизнестойкими, ни процветающими. Они — как прах, возметаемый ветром, прах, в котором нет прочности, весомости. Когда бушуют жизненные бури, нечестивые оказываются недостаточно устойчивы. Сильный порыв ветра может смести их без следа.
1:5 Не устоят нечестивые на суде. Они, конечно, предстанут на суд перед Богом пред Великим Белым Престолом. Суть в том, что они не смогут оправдаться. Согласно этой идиоме, у них не будет опоры, чтобы устоять на ногах! Более того, они никогда не будут стоять в собрании праведных; они навеки будут изгнаны из общества тех, кто спасен по благодати верою в Господа Иисуса Христа.
1:6 Почему это так? Потому что знает Господь путь праведных. Он не только знает, как они живут, но и одобряет их. Какое отличие от конца греховной жизни — вечной смерти для грешника!
Мы, однако, не устанем повторять, что участь человека не определяется тем, как он живет. Решающим здесь оказывается то, рожден ли он свыше верою в Иисуса Христа. Праведный человек — тот, кто исповедовал свой грех и принял Господа Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Его праведная жизнь становится следствием его новой жизни во Христе. А нечестивый человек отказывается признать свою потребность в спасении и преклонить колени перед Господом Иисусом. Он предпочитает придерживаться своего греха вместо того, чтобы обратиться к Спасителю, и тем самым определяет свою участь.