2 Hear me, you heavens! Listen, earth!
For the Lord has spoken:
“I reared children and brought them up,
but they have rebelled against me.
the donkey its owner’s manger,
but Israel does not know,
my people do not understand.”
a people whose guilt is great,
a brood of evildoers,
children given to corruption!
They have forsaken the Lord;
they have spurned the Holy One of Israel
and turned their backs on him.
Why do you persist in rebellion?
Your whole head is injured,
your whole heart afflicted.
there is no soundness —
only wounds and welts
and open sores,
not cleansed or bandaged
or soothed with olive oil.
your cities burned with fire;
your fields are being stripped by foreigners
right before you,
laid waste as when overthrown by strangers.
like a shelter in a vineyard,
like a hut in a cucumber field,
like a city under siege.
had left us some survivors,
we would have become like Sodom,
we would have been like Gomorrah.
you rulers of Sodom;
listen to the instruction of our God,
you people of Gomorrah!
what are they to me?” says the Lord.
“I have more than enough of burnt offerings,
of rams and the fat of fattened animals;
I have no pleasure
in the blood of bulls and lambs and goats.
who has asked this of you,
this trampling of my courts?
Your incense is detestable to me.
New Moons, Sabbaths and convocations —
I cannot bear your worthless assemblies.
I hate with all my being.
They have become a burden to me;
I am weary of bearing them.
I hide my eyes from you;
even when you offer many prayers,
I am not listening.
Your hands are full of blood!
Take your evil deeds out of my sight;
stop doing wrong.
Defend the oppressed.a
Take up the cause of the fatherless;
plead the case of the widow.
says the Lord.
“Though your sins are like scarlet,
they shall be as white as snow;
though they are red as crimson,
they shall be like wool.
you will eat the good things of the land;
you will be devoured by the sword.”
For the mouth of the Lord has spoken.
has become a prostitute!
She once was full of justice;
righteousness used to dwell in her —
but now murderers!
your choice wine is diluted with water.
partners with thieves;
they all love bribes
and chase after gifts.
They do not defend the cause of the fatherless;
the widow’s case does not come before them.
the Mighty One of Israel, declares:
“Ah! I will vent my wrath on my foes
and avenge myself on my enemies.
I will thoroughly purge away your dross
and remove all your impurities.
your rulers as at the beginning.
Afterward you will be called
the City of Righteousness,
the Faithful City.”
her penitent ones with righteousness.
and those who forsake the Lord will perish.
in which you have delighted;
you will be disgraced because of the gardens
that you have chosen.
like a garden without water.
and his work a spark;
both will burn together,
with no one to quench the fire.”
I. ПРОРОЧЕСТВА О НАКАЗАНИИ И БЛАГОСЛОВЕНИИ, НАЧИНАЯ СО ВРЕМЕН ИСАИИ (Гл. 1−35)
А. Суд над Иудой с Иерусалимом и проблески грядущей славы (Гл. 1−5)
1. Вина Израиля перед Богом (Гл. 1)
1:1 Первый стих книги Исаии напоминает собой заголовок. Исторические события, на фоне которых происходит действие книги, описаны в Введении к комментарию.
1:2−3 Бог вершит суд над Иудой и Иерусалимом, призывая весь мир в свидетели. Господь обвиняет народ в том, что он, словно непокорный сын, восстал против Бога. Даже домашний скот проявляет больше благодарности и привязанности по отношению к хозяину, чем Иуда по отношению к Богу.
1:4−6 Отвратившись от Святого Бога, народ совершает тяжкий грех. Несмотря на все язвы, рубцы и гноящиеся раны на теле, Божья кара не возымела должного действия.
1:7−9 Начиная со стиха 7, пророк, говоря о будущих событиях, использует прошедшее время. Вражеские вторжения опустошили Иуду. Дочь Сиона (Иерусалим) уподобилась обветшалому, неухоженному шалашу, мрачно покосившемуся посреди окружающего запустения. Если бы не благоволение Господа к немногочисленному остатку, истребление было бы таким же полным, как в Содоме и Гоморре.
(1:7−9) В исполнении пророчеств у автора нет и тени сомнений. Поэтому в древнееврейском оригинале часто используется совершенное время, означающее законченное действие.
1:10−15 Правители и народ Иерусалима (Содома и Гоморры) должны отдавать себе отчет в том, что Бог презирает обряды без истинного почитания, жертвы без послушания, дары без дарящих. Пока люди живут во грехе, их хождение в храм — оскорбительное вторжение в Божьи дворы. Беззаконие вперемежку со священным собранием омерзительно для Господа. Он останется безучастным к протянутым рукам и долгим молитвам.
Сегодня В.И. Вайн предостерегает верующих о той же самой опасности: «Показное благочестие неизменно служит одеянием беззакония. Господь это ясно показал, обличая фарисейство в Мф 23. Христиане во многом унаследовали этот порок иудаизма. Совесть верующего иногда настолько притупляется, что он, хоть и ходит в церковь, продолжает жить во грехе».
1:16−17 Народу следует омыть себя покаянием, отвратившись от зла. Далее, от народа требуется праведность и стремление к справедливости в обществе.
1:18−20 Если люди послушают Господа, Он очистит их от самых страшных грехов. Тогда народ возрадуется, получив благо от Бога. Примечательно, что первая глава благовествующего пророка, имя которого означает «Иегова спасает», содержит этот мощный евангельский призыв: «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю».
Рассуждая в Божьем присутствии, мы принимаем верой очищение грехов. Это очищение совершается не заслугами или усилиями человека, а только искуплением, которое совершил Иисус Христос, пролив на Кресте Свою Кровь. Кто может сосчитать множество людей, откликнувшихся на призыв Исаии в этой главе (1:18)? Глас пророка звучит и поныне!
Но если люди откажутся и будут упорствовать, их ждет война и гибель.
1:21−23 Иерусалим перестал быть городом верности, справедливости и праведности. Теперь это город-блудница, где находят себе убежище убийцы. Все лучшее, что было в Иерусалиме, извращено, а князья его — люди бесчестные. Взяточничество и беззаконие процветают повсюду.
1:24−31 И поэтому Господь обрушит Свой гнев на тех, кто грехами своими показывает, что они — враги Его. Его суд очистит Иерусалим от всего нечистого и вернет городу прежнюю славу. Господь праведен, и поэтому все, кто раскаются, будут спасены.
Составное имя Бога, Господь Саваоф подчеркивает неизбежность суда, о котором говорит пророк.
Но грешники погибнут. Идолопоклонники будут посрамлены из-за своих капищ (дубрав или садов). Они сами будут как дубовые деревья с опавшей листвой и как сад, в котором нет воды. Сильные мира сего, полагающиеся на самих себя, будут как труха, воспламеняющаяся от одной искры — искры их же собственных злых дел.