Ездра 9 глава

Первая книга Ездры
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 После того как всё это было сделано, вожди пришли ко мне и сказали:
— Народ Израиля, священники и левиты не отделились от иноплеменных народов: хананеев, хеттов, ферезеев, иевусеев, аммонитян, моавитян, египтян и аморреев с их отвратительными обычаями.
2 Они брали их дочерей в жёны для себя и своих сыновей, и святой народ смешался с иноплеменными народами. А вожди и начальствующие первыми подавали пример этого предательства.
3 Услышав это, я разорвал на себе одежду и накидку, стал рвать свои волосы и бороду и сел, пораженный ужасом.
4 Все, кто благоговел пред словами Бога Израиля, собрались вокруг меня из-за этого предательства переселенцев. А я сидел там, пораженный ужасом, до вечерней жертвы[56].
5 Во время вечерней жертвы я поднялся с места своего самоуничижения в разорванной одежде и накидке, пал на колени, простирая руки к Господу, моему Богу,
6 и стал молиться:
«Боже мой, мне так стыдно, так совестно, что я даже не могу поднять к Тебе лица, ведь наши грехи выше наших голов, а вина наша достигла небес.
7 Со дней наших отцов и до этого дня наша вина велика. Из-за наших грехов нас, и наших царей, и священников постигли меч и плен, грабеж и унижения от рук чужеземных царей, как это есть и по сегодняшний день.
8 Но сегодня, на миг, Господь, наш Бог, смилостивился над нами. Он оставил в живых некоторых из нас и дал нам утвердиться в Своем святилище. Он просветил наши глаза и облегчил наше рабство.
9 Мы рабы, но наш Бог не оставил нас и в нашем рабстве. Он проявил к нам милость перед царями Персии: Он даровал нам новую жизнь, чтобы мы отстроили дом нашего Бога и восстановили его из руин, и дал нам защитную стену в Иудее и в Иерусалиме.
10 Но ныне, Боже наш, что нам сказать после этого? Ведь мы пренебрегли заповедями,
11 которые Ты дал через Твоих слуг пророков, когда сказал: „Земля, в которую вы входите, чтобы завладеть ею, это земля, оскверненная мерзостями её народов. Своими отвратительными обычаями они наполнили её нечистотой от края до края.
12 Поэтому не отдавайте своих дочерей замуж за их сыновей и не берите их дочерей своим сыновьям. Никогда не ищите с ними мирного договора, чтобы вам быть сильными, и есть блага земли, и оставить её вашим детям как вечное наследие“.
13 После всего, что случилось с нами за наши злые дела и великую вину, Ты, Боже наш, наказал нас мягче, чем заслуживали наши грехи, и оставил в живых некоторых из нас.
14 Неужели мы опять нарушим Твои повеления и будем вступать в родство с народами, которые преданы этим отвратительным обычаям? Разве Ты не прогневаешься на нас так, чтобы истребить нас, не оставив ни одного уцелевшего?
15 Господи, Боже Израиля, Ты праведен! Сегодня остались мы — уцелевшие. Вот мы перед Тобой в нашей вине, хотя из-за неё ни один из нас не может устоять в Твоем присутствии».

Толкование Далласской семинарии

I. ЕЗДРУ СТАВЯТ В ИЗВЕСТНОСТЬ О ГРЕХЕ СМЕШАННЫХ БРАКОВ (9:1−4)

Езд 9:1−2. Приход Ездры весьма сильно сказался на состоянии израильской общины, ибо этот человек, во всем соблюдавший закон и, не жалея сил, наставлявший ему соплеменников, в сложившемся было укладе их жизни произвел решительное изменение. Слово Ездры было для них в высшей степени авторитетным. Это видно, в частности, из Езд 10:9 (то, о чем говорится в этом стихе, происходило менее, чем через пять месяцев после прихода Ездры в Иерусалим; сравните с 7:9).

Начальствующие (стих 1), которые подошли к Ездре, были, по всей вероятности, из числа сыновей и внуков тех, которые возвратились в Иерусалим еще с Зоровавелем. Теперь, под влиянием размышлений о законе, данном евреям Богом, совесть и сознание их стали пробуждаться, они поняли, что народ так и не сумеет установить необходимые ему отношения с Господом, если в образе его жизни не произвести решительных изменений. Жертвоприношения — это прекрасно, возможно, рассуждали они, но это как бы внешнее проявление лояльности к Богу, необходимо, однако, и внутреннее постижение воли Божией, послушание слову Его (Ос 6:6; Мих 6:6−8).

Итак, вожди народа сообщили Ездре, что некоторые из израильтян оказались причастны к мерзостям (сравните стих 11, 14) своих соседей — язычников, с которыми они вступают в брачные отношения.

Одним из недвусмысленных запретов Иеговы был запрет смешанных браков: евреи не должны были заключать браки за пределами своего сообщества (Исх 34:11−16; Втор 7:1−4). Конечно же, запрет этот диктовался не «расистскими соображениями», тем более, что народы, в окружении которых жил Израиль, тоже принадлежали к семитской расе. Причина тут была чисто религиозной.

Заключая браки «на стороне», израильтяне не избежали бы искушения (как не избежал его царь Соломон; 3Цар 11:3−5) идолопоклонством. Вступление в супружество с дочерьми народов, которые не поклонялись Иегове, было началом опасной болезни, симптомом того, что постепенно народ станет пренебрегать и другими аспектами закона, который был ему дан Богом.

Многие из народов, относительно которых Иегова предупреждал евреев за века до того (Втор 7:1), перечислены в Езд 9:1, наряду с аммонитянами, моавитянами и египтянами. В межбрачные связи с представителями этих народов были, к несчастью, вовлечены (ко времени прихода Ездры в Иерусалим) даже мужчины из числа знатнейших и главнейших, которые и совершали и санкционировали (их рука… была в сем это беззаконие.

Езд 9:3−4. Реакция Ездры на сообщение «начальствующих» (стих 1) была типичной (для благочестивого человека ветхозаветного времени) реакцией скорби. Он разодрал на себе одежду (сравните Чис 14:6; Нав 7:6; Есф 4:1; Иов 1:20) и рвал волосы на голове… и на бороде (сравните Ис 22:12) и сидел печальный. К Ездре собрались его единомышленники, исполненные, как и он, страха (в свете преступления, совершенного переселенцами) перед предупреждениями Бога Израилева. Ездра сознавал, что именно грехи такого рода «в конечном счете» довели народ до изгнания (стих 7), и имел основание бояться…

2. МОЛИТВА ЕЗДРЫ БОГУ (9:5−15)

Эта молитва немало говорит о личности Ездры. Он отождествлял себя со своим вновь впавшим в грех народом, хотя и не был к этому греху причастен (сравните Дан 9:5−6, 8−11, 15−16). Он понимал, что узами завета связан весь народ в целом, и что неуважение к закону, усугублявшееся тем, что инициаторами его явились «начальники» (возможно, «житейской» причиной смешанных браков стала нехватка женщин в «постссыльной» общине), ставит в опасное перед Богом положение всех возвращенцев.

Езд 9:5. Во время вечерней жертвы, т. е. примерно в 3 часа пополудни. На коленях, с простертыми к Господу руками, Ездра, сознававший всю меру вины народа, плача, молился на переднем дворе храма (10:1). Он в смирении отдавал народ и себя самого на милость Божию.

Езд 9:6−7. Искренне и проникновенно звучали слова его молитвы. При мысли о том, как живучи корни греха в Израиле, и как бесконечно долго испытывает он терпение Господа, множа и умножая свою вину перед Ним, Ездра испытывал чувство стыда и страшился поднять лице свое к Богу. Все бедствия, которые приходили на народ, царей его и священников, с горечью говорил Ездра, были следствием беззаконий их.

Езд 9:8−9. С благодарностью признает Ездра милость Иеговы к народу, который Он все-таки сохранил и расположил к нему сердца царей Персидских, чтобы могли евреи вернуться в свою землю, к месту святыни (т. е. храма), и вновь отстроить дом Божий, лежавший в развалинах. Господь опять вывел их из рабства, но они вновь, по воле своей, впали в него, став рабами греха.

Езд 9:10−12. В последней части своей молитвы, которая звучит и как исповедь, Ездра в отчаянии говорит о грехе смешанных браков, в который снова впали евреи. Своим вопросом: что сказать нам ныне… после этого, нам, отступившим от заповедей Твоих? — он признает неизвинительность этой вины (сравните стих 6).

Езд 9:13−14. Со страхом вопрошает Ездра Господа, не прогневается ли Он на этот раз так, что истребит израильтян всех до одного.

Езд 9:15. В сущности, он ни о чем конкретном уже не просит. Он просто отдает себя и Израиль на милость Господа, праведность и правоту Которого перед ними, недостойными и стоять пред лицем Его, сознает всем своим существом.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [56] — То есть примерно до трех часов пополудни (см. Исх 29:38-41; Чис 28:3-8).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.