Ездра 2 глава

Первая книга Ездры
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 Вот те вернувшиеся из плена жители провинции, которых увел в Вавилон Навуходоносор, царь Вавилона (они вернулись в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город,
2 вместе с Зоровавелем, Иисусом, Неемией, Сераей, Реелаей, Мардохеем, Билшаном, Миспаром, Бигваем, Рехумом и Бааной).
Список людей народа Израиля:
3 потомки Пароша — 2 172,
4 потомки Шефатии — 372,
5 потомки Араха — 775,
6 потомки Пахат-Моава (по линии Иешуа и Иоава) — 2 812,
7 потомки Елама — 1 254,
8 потомки Затту — 945,
9 потомки Закхая — 760,
10 потомки Бани — 642,
11 потомки Бевая — 623,
12 потомки Азгада — 1 222,
13 потомки Адоникама — 666,
14 потомки Бигвая — 2 056,
15 потомки Адина — 454,
16 потомки Атера (через Езекию) — 98,
17 потомки Бецая — 323,
18 потомки Иоры — 112,
19 потомки Хашума — 223,
20 потомки Гиббара — 95,
21 люди из Вифлеема — 123,
22 люди из Нетофы — 56,
23 люди из Анатота — 128,
24 люди из Азмавета — 42,
25 люди из Кирьят-Иеарима, Кефиры и Беэрота — 743,
26 люди из Рамы и Гевы — 621,
27 люди из Михмаса — 122,
28 люди из Вефиля и Гая — 223,
29 люди из Нево — 52,
30 люди из Магбиша — 156,
31 люди из другого Елама — 1 254,
32 люди из Харима — 320,
33 люди из Лода, Хадида и Оно — 725,
34 люди из Иерихона — 345,
35 люди из Сенаи — 3 630.
36 Священники:
потомки Иедаии (через семью Иешуа) — 973,
37 потомки Иммера — 1 052,
38 потомки Пашхура — 1 247,
39 потомки Харима — 1 017.
40 Левиты:
потомки Иешуа и Кадмиила (по линии Годавии) — 74.
41 Певцы:
потомки Асафа — 128.
42 Привратники:
потомки Шаллума, Атера, Талмона, Аккува, Хатиты и Шовая — 139.
43 Храмовые слуги:
потомки
Цихи, Хасуфы, Таббаофа,
44 Кероса, Сиаги, Фадона,
45 Леваны, Хагавы, Аккува,
46 Хагава, Шалмая, Ханана,
47 Гиддела, Гахара, Реаи,
48 Рецина, Некоды, Газзама,
49 Уззы, Пасеаха, Бесая,
50 Асны, Меунима, Нефисима,
51 Бакбука, Хакуфы, Хархура,
52 Бацлута, Мехиды, Харши,
53 Баркоса, Сисары, Темаха,
54 Нециаха и Хатифы.
55 Потомки слуг Соломона:
потомки
Сотая, Соферета, Феруды,
56 Иаалы, Даркона, Гиддела,
57 Шефатии, Хаттила,
Похереф-Гаццеваима и Амия.
58 Всех храмовых слуг и потомков слуг Соломона — 392.
59 Вот те, кто пришёл из городов Тел-Мелаха, Тел-Харши, Херува, Аддона и Иммера, но не смог доказать, что их семьи ведут свой род от Израиля:
60 потомки Делаи, Товии и Некоды — 652.
61 А из священников:
потомки Хаваии, Гаккоца и Верзеллия (человека, который женился на дочери галаадитянина Верзеллия и стал называться этим именем).
62 Они искали свои родословия, но не смогли их найти и поэтому были исключены из священства как ритуально нечистые.
63 Наместник приказал им не есть от великой святыни, пока не появится священник, который сможет воспользоваться Уримом и Туммимом[7].
64 Всё собрание насчитывало 42 360 человек,
65 помимо 7 337 их слуг и служанок, при них были также 200 певцов и певиц.
66 У них было 736 лошадей, 245 мулов,
67 435 верблюдов и 6 720 ослов.
68 Когда они прибыли к дому Господа, что в Иерусалиме, некоторые из глав семейств стали добровольно жертвовать на дом Божий, чтобы отстроить его на прежнем месте.
69 По своим возможностям они дали на это дело в сокровищницу 61 000 дариков[8] золота, 5 000 мин[9] серебра и сто священнических одеяний.
70 Священники, левиты, часть народа, певцы, привратники и храмовые слуги поселились в своих городах, и весь остальной народ Израиля поселился в своих городах.[10]

Толкование Далласской семинарии

В. Список возвратившихся людей (глава 2)

I. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СПИСКА (2:1−63)

Езд 2:1−63. Представленный здесь список подлежит разделению на несколько частей. Вот сыны страны (читаем в стихе 1), т. е. иудеи, которые возвратились каждый в свой город. Ездра начинает с перечисления 11 гражданских и религиозных «начальников», очевидно, пользовавшихся наибольшими известностью и авторитетом (стих 2). Среди них назван Иисус, первосвященник (3:2), этот Иисус был внуком Сераии (сравните 1Пар 6:14 с Агг 1:1), того священника, которого убил в Ривле Навуходоносор (4Цар 25:18−21). Неемия в Езд 2:2 не был, естественно, тем же Неемией, который возвратился в Иерусалим более чем 90 лет спустя, в 444 г. до Р. Х. Так же как названный здесь Мардохей не был двоюродным братом Есфири (Есф 2:5−7), который жил в Сузах примерно через 60 лет после первого возвращения евреев в свою землю.

В Неем 7:7 названо не 11 (как в Езд 2:2), а 12 имен. (Имена, перечисленные Ездрой и Неемией, частично различаются (даже будучи одними и теми же) в написании. Так названные в стихе 2 Сараий, Реелай и Рехум, возможно, те же люди, что Азария, Раамия и Нехум в Неем 7:7.) Имени Нахмания нет в списке Ездры; может быть, оно по ошибке было выпущено одним из первых переписчиков. Первоначально, как полагают, и у Ездры было приведено не 11, а 12 имен; число названных (12) могло иметь и символический подтекст: перечислялись главы народа, состоявшего из 12 колен (племен).

Затем Ездра перечисляет возвратившихся по родам и кланам; всего таковых было 15604 человека (2:3−20). За ними следовали обитатели (числом 8540) 21 города и селения (стихи 21−35; карту «Самария и Иудея в «постссыльную» пору»). Далее названы священники (стихи 36−39), числом 4289, а за ними левиты (341 человек), включая сыновей… певцов и привратников (стихи 40−42). Потом, в стихах 43−54, перечислены храмовые служители («нефинеи») и потомки царских слуг (стихи 55−56); всего их было 392 человека.

Последними названы шестьсот пятьдесят два «возвращенца», которые путались в своем родословии, не зная, от Израиля ли они (стихи 59−60). Священникам, которые тоже не нашли своей родословной… записи, Тиршафа (по всей вероятности, это не имя собственное, а титул, может быть, «областеначальника», так что речь могла идти о Шешбацаре, или Зоровавеле; толкование на 1:8) не позволил им есть от великой святыни (Лев 2:3, 10; Чис 18:9), пока не восстанет священник с уримом и туммимом.

Урим и туммим могли быть двумя священными камнями или предметами, посредством которых (может быть, через метание их как своего рода жребия) узнавалась Божия воля; Исх 28:30; Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8; 1Цар 28:6; Неем 7:65. Тут, вероятно, имелось в виду, что в отсутствие храма воля Божия не открывалась первосвященнику даже с помощью урима и туммима. Хотя современному читателю все это перечисление имен и мест может показаться не заслуживающим внимания, для первых читателей книги Ездры оно имело немалое значение; им важно было найти в этих списках свои семьи и города.

2. ОБЩЕЕ ЧИСЛО ВОЗВРАТИВШИХСЯ (2:64−67)

Езд 2:64−67. Если сложить числа, приведенные в стихах 2−42, 58 и 60 (где перечислены возвратившиеся в землю), то получим 29829 (включая 11 особенно авторитетных людей, названных в стихе 2). Однако при сложении чисел, приведенных в стихах 64−65 (соответствующих «всему обществу вместе»), получаем 49897. Возможно, в это большее число входили женщины и дети. Оно могло включать и евреев из 10 северных племен, которые, не исключено, присоединились к своим возвращавшимся домой собратьям из двух южных племен Иуды и Вениамина (1:5). Может быть, в упомянутое число входили и те священники, которые не могли найти своих родословных записей (2:61−62).

Общее число, приведенное Ездрой, — 49897 — весьма близко к тому, что находим у Неемии: 49942 (Неем 7:66−67). 45 «лишних» у Неемии были певцами: Ездра пишет, что их было 200, а Неемия, что 245. Но могла здесь вкрасться и ошибка — при одной из переписок оригинального текста. Так, не исключено, что, переписывая книгу Неемии, писец цифру 245 машинально перенес из 7:68, где она относится к «лошакам», в 7:67, где речь идет о певцах. Ошибками такого рода могут объясняться и другие «несовпадения» в этих списках. (Подробнее это рассматривается в комментариях на Неем 7. также таблицу «Списки возвратившихся из изгнания в Езд 2 и Неем 7» — в комментариях на Неем 7:8−62.)

Подсчету подлежало все, что «возвращалось в землю обетованную», — даже животные; их общее число составляло 8136, причем более всего было ослов, на которых обычно и отправлялись в путь (стихи 66−67).

Около полутора тысяч километров отделяло Вавилон от Израиля; на путешествие это должно было уйти примерно 4 месяца (7:8−9); Ездра, однако, не пишет, сколько времени находились в пути «возвращенцы». Может быть, потому, что стремился привлечь внимание не к трудностям перехода, но — к задаче, ради которой переход совершался: к построению храма.

3. НАЧАЛО ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 2:68−70)

Езд 2:68−69. В стихе 68 фразу пришедши к дому Господню следует понимать как то, что главы родов и кланов пришли к месту, где в прежнее время находился дом Господень. Сказано, что некоторые из них тут же добровольно пожертвовали (в зависимости от своего достатка) на восстановление храма. Перечисление всего пожертвованного в книге Ездры заметно отличается от такового у Неемии (сравните Неем 7:70−72). Трудно объяснить эти различия иначе, как ошибками переписчиков.

Езд 2:70. Вторая глава завершается сообщением о том, что все возвратившиеся расселились по городам своим и селениям (карту «Самария и Иудея в «постссыльную» пору»).

Примечания:

 
Новый русский перевод
63 [7]Урим и Туммим. Средства для определения Божьей воли, способ использования которых неизвестен.
69 [8] — Около 500 кг.
69 [9] — Около 2,8 т.
1 [10] — Списки возвратившихся из плена здесь и в Неем 7 не вполне совпадают. Большая часть различий объясняется разным написанием одних и тех же имен и местностей. Различия в цифрах могут объясняться либо ошибкой переписчика, либо тем, что у авторов были на то свои, не известные нам, причины.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.