Ездра 2 глава

Первая книга Ездры
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Вот перечень людей из всех провинций, которые вернулись из плена. В прошлом Навуходоносор, вавилонский царь, увёл этих людей в плен в Вавилон. Эти люди вернулись в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город.
2 С Зоровавелем пришли: Иисус, Неемия, Сараия, Реелай, Мардохей, Билшан, Мисфар, Бигвай, Рехум, Ваана. Вот список имён и число израильтян, которые вернулись из плена:
3 потомков Пароша 2 172;
4 потомков Сафатии 372;
5 потомков Араха 775;
6 потомков Пахаф-Моава из семей Иисуса и Иоава 2 812;
7 потомков Елама 1 254;
8 потомков Заффу 945;
9 потомков Закхая 760;
10 потомков Вании 642;
11 потомков Бебая 623;
12 потомков Азгада 1 222;
13 потомков Адоникама 666;
14 потомков Бигвая 2 056;
15 потомков Адина 454;
16 потомков Атера, из семьи Езекии 98;
17 потомков Бецая 323;
18 потомков Иоры 112;
19 потомков Хашума 223;
20 потомков Гиббара 95;
21 жителей города Вифлеема 123;
22 жителей города Нетоф 56;
23 жителей города Анафоф 128;
24 жителей города Азмавеф 42;
25 жителей Кириаф-Иарима, Кефиры и Беерофа 743;
26 жителей Рамы и Гевы 621;
27 жителей Михмаса 122;
28 жителей Вефиля и Гая 223;
29 жителей Нево 52;
30 жителей Магбиша 156;
31 жителей другого города под названием Елам 1 254;
32 жителей Харима 320;
33 жителей Лода, Хадида и Она 725;
34 жителей Иерихона 345;
35 жителей Сенаи 3 630.
36 Священников: потомков Иедаии, из семьи Иисуса 973;
37 потомков Иммера 1 052;
38 потомков Пашхура 1 247;
39 потомков Харима 1 017
40 Людей из колена Левия: потомков Иисуса и Кадмиила из семьи Годавии 74.
41 Певцов: потомков Асафа 128.
42 Потомков привратников храма: потомков Селлума, Атера, Талмона, Аккува, Хатиты и Шовая 139.
43 Потомки особых слуг храма: потомки Цихи, Хасуфы, Таббаофа,
44 Кероса, Сиаги, Фадона,
45 Лебаны, Хагабы, Аккува,
46 Хагава, Шамлая, Ханана,
47 Гиддела, Гахара, Реаии,
48 Рецина, Некоды, Газзама,
49 Уззы, Пасеаха, Весая,
50 Асны, Меунима, Нефисима,
51 Ваквука, Хакуфы, Хархура,
52 Бацлуфа, Мехиды, Харши,
53 Варкоса, Сисары, Фамаха,
54 Нециаха и Хатифы.
55 Потомки слуг Соломона: потомки Сотая, Гассоферефа, Феруды,
56 Иаала, Даркона, Гиддела,
57 Сефатии, Хаттила, Похереф-Гаццеваима и Амаия.
58 Всего слуг храма и потомков слуг Соломона 392.
59 Некоторые люди пришли в Иерусалим из таких городов: Телмелах, Тел-Харши, Керув, Аддон и Иммер. Но эти люди не могли доказать, что их семьи были из колен Израиля:
60 потомки Делаии, потомки Товии и Некоды 652.
61 Из семьи священников там были: потомки Хабайи, Гаккоца и Верзеллий (человек, женившийся на дочери Верзеллия из Галаада, считался потомком Верзеллия).
62 Эти люди искали свои имена в семейных летописях, но не могли их найти. Они не могли доказать, что их предки были священниками, поэтому и не могли служить священниками, и их имена не были внесены в списки священников.
63 Правитель приказал этим людям не есть святую пищу, пока не придёт священник, который мог бы с уримом и туммимом спросить Бога, что делать.
64 Всего там было сорок две тысячи триста шестьдесят человек, которые вернулись,
65 не считая семи тысяч трёхсот тридцати семи слуг и служанок. С ними было двести певцов и певиц.
66 У них во владении было семьсот тридцать шесть лошадей, двести сорок пять мулов,
67 четыреста тридцать пять верблюдов и шесть тысяч семьсот двадцать ослов.
68 Когда эти израильтяне добрались до храма Господа в Иерусалиме, вожди семей поднесли свои подарки для строительства дома Господа. Они хотели построить новый храм на месте разрушенного.
69 Эти люди дали столько, сколько могли дать. Вот перечень всех вещей, которые они пожертвовали для строительства храма: 61 000 драхм золота, 5 000 мин серебра и 100 одежд, которые носили священники.
70 Так священники, левиты и другие люди поселились в Иерусалиме и на территории вокруг него. В число этих людей входили певцы, привратники и слуги храма. Остальной народ Израиля поселился в своих городах.

Толкование Далласской семинарии

В. Список возвратившихся людей (глава 2)

I. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СПИСКА (2:1−63)

Езд 2:1−63. Представленный здесь список подлежит разделению на несколько частей. Вот сыны страны (читаем в стихе 1), т. е. иудеи, которые возвратились каждый в свой город. Ездра начинает с перечисления 11 гражданских и религиозных «начальников», очевидно, пользовавшихся наибольшими известностью и авторитетом (стих 2). Среди них назван Иисус, первосвященник (3:2), этот Иисус был внуком Сераии (сравните 1Пар 6:14 с Агг 1:1), того священника, которого убил в Ривле Навуходоносор (4Цар 25:18−21). Неемия в Езд 2:2 не был, естественно, тем же Неемией, который возвратился в Иерусалим более чем 90 лет спустя, в 444 г. до Р. Х. Так же как названный здесь Мардохей не был двоюродным братом Есфири (Есф 2:5−7), который жил в Сузах примерно через 60 лет после первого возвращения евреев в свою землю.

В Неем 7:7 названо не 11 (как в Езд 2:2), а 12 имен. (Имена, перечисленные Ездрой и Неемией, частично различаются (даже будучи одними и теми же) в написании. Так названные в стихе 2 Сараий, Реелай и Рехум, возможно, те же люди, что Азария, Раамия и Нехум в Неем 7:7.) Имени Нахмания нет в списке Ездры; может быть, оно по ошибке было выпущено одним из первых переписчиков. Первоначально, как полагают, и у Ездры было приведено не 11, а 12 имен; число названных (12) могло иметь и символический подтекст: перечислялись главы народа, состоявшего из 12 колен (племен).

Затем Ездра перечисляет возвратившихся по родам и кланам; всего таковых было 15604 человека (2:3−20). За ними следовали обитатели (числом 8540) 21 города и селения (стихи 21−35; карту «Самария и Иудея в «постссыльную» пору»). Далее названы священники (стихи 36−39), числом 4289, а за ними левиты (341 человек), включая сыновей… певцов и привратников (стихи 40−42). Потом, в стихах 43−54, перечислены храмовые служители («нефинеи») и потомки царских слуг (стихи 55−56); всего их было 392 человека.

Последними названы шестьсот пятьдесят два «возвращенца», которые путались в своем родословии, не зная, от Израиля ли они (стихи 59−60). Священникам, которые тоже не нашли своей родословной… записи, Тиршафа (по всей вероятности, это не имя собственное, а титул, может быть, «областеначальника», так что речь могла идти о Шешбацаре, или Зоровавеле; толкование на 1:8) не позволил им есть от великой святыни (Лев 2:3, 10; Чис 18:9), пока не восстанет священник с уримом и туммимом.

Урим и туммим могли быть двумя священными камнями или предметами, посредством которых (может быть, через метание их как своего рода жребия) узнавалась Божия воля; Исх 28:30; Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8; 1Цар 28:6; Неем 7:65. Тут, вероятно, имелось в виду, что в отсутствие храма воля Божия не открывалась первосвященнику даже с помощью урима и туммима. Хотя современному читателю все это перечисление имен и мест может показаться не заслуживающим внимания, для первых читателей книги Ездры оно имело немалое значение; им важно было найти в этих списках свои семьи и города.

2. ОБЩЕЕ ЧИСЛО ВОЗВРАТИВШИХСЯ (2:64−67)

Езд 2:64−67. Если сложить числа, приведенные в стихах 2−42, 58 и 60 (где перечислены возвратившиеся в землю), то получим 29829 (включая 11 особенно авторитетных людей, названных в стихе 2). Однако при сложении чисел, приведенных в стихах 64−65 (соответствующих «всему обществу вместе»), получаем 49897. Возможно, в это большее число входили женщины и дети. Оно могло включать и евреев из 10 северных племен, которые, не исключено, присоединились к своим возвращавшимся домой собратьям из двух южных племен Иуды и Вениамина (1:5). Может быть, в упомянутое число входили и те священники, которые не могли найти своих родословных записей (2:61−62).

Общее число, приведенное Ездрой, — 49897 — весьма близко к тому, что находим у Неемии: 49942 (Неем 7:66−67). 45 «лишних» у Неемии были певцами: Ездра пишет, что их было 200, а Неемия, что 245. Но могла здесь вкрасться и ошибка — при одной из переписок оригинального текста. Так, не исключено, что, переписывая книгу Неемии, писец цифру 245 машинально перенес из 7:68, где она относится к «лошакам», в 7:67, где речь идет о певцах. Ошибками такого рода могут объясняться и другие «несовпадения» в этих списках. (Подробнее это рассматривается в комментариях на Неем 7. также таблицу «Списки возвратившихся из изгнания в Езд 2 и Неем 7» — в комментариях на Неем 7:8−62.)

Подсчету подлежало все, что «возвращалось в землю обетованную», — даже животные; их общее число составляло 8136, причем более всего было ослов, на которых обычно и отправлялись в путь (стихи 66−67).

Около полутора тысяч километров отделяло Вавилон от Израиля; на путешествие это должно было уйти примерно 4 месяца (7:8−9); Ездра, однако, не пишет, сколько времени находились в пути «возвращенцы». Может быть, потому, что стремился привлечь внимание не к трудностям перехода, но — к задаче, ради которой переход совершался: к построению храма.

3. НАЧАЛО ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 2:68−70)

Езд 2:68−69. В стихе 68 фразу пришедши к дому Господню следует понимать как то, что главы родов и кланов пришли к месту, где в прежнее время находился дом Господень. Сказано, что некоторые из них тут же добровольно пожертвовали (в зависимости от своего достатка) на восстановление храма. Перечисление всего пожертвованного в книге Ездры заметно отличается от такового у Неемии (сравните Неем 7:70−72). Трудно объяснить эти различия иначе, как ошибками переписчиков.

Езд 2:70. Вторая глава завершается сообщением о том, что все возвратившиеся расселились по городам своим и селениям (карту «Самария и Иудея в «постссыльную» пору»).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.