Ездра 9 глава

Первая книга Ездры
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 После того как мы завершили всё это, ко мне пришли вожди Израиля. Они сказали:
«Ездра, народ Израиля не сторонился других народов, живших вокруг нас, и священники и левиты тоже не жили отдельно от них. Народ Израиля находился под влиянием мерзких поступков, которые совершались хананеями, хеттеями, ферезеями, иевусеями, аммонитянами, моавитянами, египтянами и аморреями.
2 Израильтяне брали себе жён из народов, которые жили вокруг нас. Народ Израиля должен был быть особенным, но теперь он смешался с другими народами, живущими вокруг нас. Вожди и важные начальники первыми совершили этот грех».
3 Когда я услышал об этом, я разорвал свою одежду и плащ, рвал волосы на своей голове и на бороде и сидел поражённый и опечаленный.
4 Тогда все, кто с уважением соблюдали Закон Божий, затряслись от страха. Они боялись, потому что народ Израиля, который вернулся из плена, не был предан Богу. Я был поражён и опечален, и сидел там до вечернего жертвоприношения, а эти люди собрались вокруг меня.
5 Когда пришло время вечернего жертвоприношения, я встал. Мне было стыдно сидеть там. Моя нижняя и верхняя одежда была разорвана; я упал на колени и простёр руки к Господу, Богу моему.
6 И тогда я произнёс такую молитву:
«Боже мой, меня охватил позор, я стыжусь смотреть на Тебя, потому что наши грехи стали выше головы, и наша вина достигла самых небес.
7 Мы виноваты во многих грехах со времён наших предков и до сих пор. За наши грехи Бог отдал нас, наших царей и наших священников иноземным царям, которые нападали на нас и уводили наших людей. Эти цари забирали наше богатство и позорили нас. Всё то же происходит и в наши дни.
8 Но теперь, наконец, Ты смилостивился над нами. Ты позволил некоторым из нас спастись из плена и обрести жилище в этом святом месте. Ты, Боже, дал нам новую жизнь и освободил нас от рабства.
9 Да, мы были рабами, но Ты, Бог, не позволил нам быть рабами вечно. Ты сделал так, чтобы персидские цари были милостивы к нам. Твой храм был разрушен, но Ты дал нам новую жизнь, чтобы мы могли снова отстроить Твой храм и восстановить его из развалин. Ты помог нам построить стену, чтобы защитить Иудею и Иерусалим.
10 Теперь, Боже, что мы можем сказать Тебе? Мы снова перестали подчиняться Твоим заповедям!
11 Боже, через Твоих слуг, пророков, Ты дал нам эти заповеди. Ты говорил: „Земля, в которую вы идёте жить и которой будете владеть, — погубленная земля. Она была погублена ужасными делами людей, которые жили там. Эти люди поступали мерзко повсюду на этой земле и своими грехами сделали землю нечистой.
12 Итак, израильтяне, не позволяйте вашим детям жениться и выходить замуж за их детей. Не вступайте в союз с этими людьми! Не желайте того, что они имеют! Подчиняйтесь Моим указаниям, и вы укрепитесь, и будете наслаждаться благами земли. Только тогда вы сможете хранить эту землю и передать её вашим детям”.
13 Мы сами виноваты в несчастьях, которые случились с нами. Мы творили зло, и мы очень виноваты! Но Ты, Боже наш, дал нам наказание, которое меньше, чем мы заслужили. Ты даже позволил некоторым из нас спастись из плена.
14 Мы знаем, что не должны нарушать Твои заповеди, мы не должны жениться и выходить замуж за тех, кто совершает мерзости. Боже, если мы и дальше будем жениться и выходить замуж за этих людей, мы знаем, что Ты уничтожишь нас! Тогда здесь не останется в живых ни одного человека из народа Израиля.
15 Господи, Боже Израиля, Ты добр! Ты всё же оставил некоторых из нас в живых. Да, мы виновны! И из-за нашей вины ни одному из нас не должно быть позволено стоять перед Тобой».

Толкование Далласской семинарии

I. ЕЗДРУ СТАВЯТ В ИЗВЕСТНОСТЬ О ГРЕХЕ СМЕШАННЫХ БРАКОВ (9:1−4)

Езд 9:1−2. Приход Ездры весьма сильно сказался на состоянии израильской общины, ибо этот человек, во всем соблюдавший закон и, не жалея сил, наставлявший ему соплеменников, в сложившемся было укладе их жизни произвел решительное изменение. Слово Ездры было для них в высшей степени авторитетным. Это видно, в частности, из Езд 10:9 (то, о чем говорится в этом стихе, происходило менее, чем через пять месяцев после прихода Ездры в Иерусалим; сравните с 7:9).

Начальствующие (стих 1), которые подошли к Ездре, были, по всей вероятности, из числа сыновей и внуков тех, которые возвратились в Иерусалим еще с Зоровавелем. Теперь, под влиянием размышлений о законе, данном евреям Богом, совесть и сознание их стали пробуждаться, они поняли, что народ так и не сумеет установить необходимые ему отношения с Господом, если в образе его жизни не произвести решительных изменений. Жертвоприношения — это прекрасно, возможно, рассуждали они, но это как бы внешнее проявление лояльности к Богу, необходимо, однако, и внутреннее постижение воли Божией, послушание слову Его (Ос 6:6; Мих 6:6−8).

Итак, вожди народа сообщили Ездре, что некоторые из израильтян оказались причастны к мерзостям (сравните стих 11, 14) своих соседей — язычников, с которыми они вступают в брачные отношения.

Одним из недвусмысленных запретов Иеговы был запрет смешанных браков: евреи не должны были заключать браки за пределами своего сообщества (Исх 34:11−16; Втор 7:1−4). Конечно же, запрет этот диктовался не «расистскими соображениями», тем более, что народы, в окружении которых жил Израиль, тоже принадлежали к семитской расе. Причина тут была чисто религиозной.

Заключая браки «на стороне», израильтяне не избежали бы искушения (как не избежал его царь Соломон; 3Цар 11:3−5) идолопоклонством. Вступление в супружество с дочерьми народов, которые не поклонялись Иегове, было началом опасной болезни, симптомом того, что постепенно народ станет пренебрегать и другими аспектами закона, который был ему дан Богом.

Многие из народов, относительно которых Иегова предупреждал евреев за века до того (Втор 7:1), перечислены в Езд 9:1, наряду с аммонитянами, моавитянами и египтянами. В межбрачные связи с представителями этих народов были, к несчастью, вовлечены (ко времени прихода Ездры в Иерусалим) даже мужчины из числа знатнейших и главнейших, которые и совершали и санкционировали (их рука… была в сем это беззаконие.

Езд 9:3−4. Реакция Ездры на сообщение «начальствующих» (стих 1) была типичной (для благочестивого человека ветхозаветного времени) реакцией скорби. Он разодрал на себе одежду (сравните Чис 14:6; Нав 7:6; Есф 4:1; Иов 1:20) и рвал волосы на голове… и на бороде (сравните Ис 22:12) и сидел печальный. К Ездре собрались его единомышленники, исполненные, как и он, страха (в свете преступления, совершенного переселенцами) перед предупреждениями Бога Израилева. Ездра сознавал, что именно грехи такого рода «в конечном счете» довели народ до изгнания (стих 7), и имел основание бояться…

2. МОЛИТВА ЕЗДРЫ БОГУ (9:5−15)

Эта молитва немало говорит о личности Ездры. Он отождествлял себя со своим вновь впавшим в грех народом, хотя и не был к этому греху причастен (сравните Дан 9:5−6, 8−11, 15−16). Он понимал, что узами завета связан весь народ в целом, и что неуважение к закону, усугублявшееся тем, что инициаторами его явились «начальники» (возможно, «житейской» причиной смешанных браков стала нехватка женщин в «постссыльной» общине), ставит в опасное перед Богом положение всех возвращенцев.

Езд 9:5. Во время вечерней жертвы, т. е. примерно в 3 часа пополудни. На коленях, с простертыми к Господу руками, Ездра, сознававший всю меру вины народа, плача, молился на переднем дворе храма (10:1). Он в смирении отдавал народ и себя самого на милость Божию.

Езд 9:6−7. Искренне и проникновенно звучали слова его молитвы. При мысли о том, как живучи корни греха в Израиле, и как бесконечно долго испытывает он терпение Господа, множа и умножая свою вину перед Ним, Ездра испытывал чувство стыда и страшился поднять лице свое к Богу. Все бедствия, которые приходили на народ, царей его и священников, с горечью говорил Ездра, были следствием беззаконий их.

Езд 9:8−9. С благодарностью признает Ездра милость Иеговы к народу, который Он все-таки сохранил и расположил к нему сердца царей Персидских, чтобы могли евреи вернуться в свою землю, к месту святыни (т. е. храма), и вновь отстроить дом Божий, лежавший в развалинах. Господь опять вывел их из рабства, но они вновь, по воле своей, впали в него, став рабами греха.

Езд 9:10−12. В последней части своей молитвы, которая звучит и как исповедь, Ездра в отчаянии говорит о грехе смешанных браков, в который снова впали евреи. Своим вопросом: что сказать нам ныне… после этого, нам, отступившим от заповедей Твоих? — он признает неизвинительность этой вины (сравните стих 6).

Езд 9:13−14. Со страхом вопрошает Ездра Господа, не прогневается ли Он на этот раз так, что истребит израильтян всех до одного.

Езд 9:15. В сущности, он ни о чем конкретном уже не просит. Он просто отдает себя и Израиль на милость Господа, праведность и правоту Которого перед ними, недостойными и стоять пред лицем Его, сознает всем своим существом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.