«Кто разрешил вам строить этот храм? Кто дал вам позволение полностью восстановить его?»
«Как зовут людей, которые строят это здание?»
«Кто разрешил вам строить этот храм? Кто дал вам позволение полностью восстановить его?»
«Мы слуги Бога неба и земли. Мы восстанавливаем храм, построенный много лет назад великим царём Израиля.
Толкование Далласской семинарии
Продолжение работ (5:1 — 6:12)
В этом разделе сообщается о ряде исторических событий, имевших место в царствование Дария; из него читатели могут понять, что восстановление храма в сущности происходило по решению Бога и лишь осуществлялось по повелению языческих царей, на этот раз Дария I (521−486 гг. до Р. Х.).
Езд 5:1−2. Строительство храма было прервано (4:1−5, 24) на 16 лет (535−520 гг. до Р. Х.). В 520 году оно возобновилось, в значительной мере под воздействием «пророческих речей» Аггея и Захарии. То, о чем говорили эти пророки, обращаясь к народу, записано в книгах, носящих их имена. Аггей пророчествовал с августа по декабрь 520 года, а Захария — на протяжении двух лет, начиная с октября-ноября 520 года. Строителей они «подкрепляли» именно своими речами (6:14; Агг 1:8; 2:4; Зах 4:7−9).
Восстановление храма занимало этих двух пророков более всего, ибо они сознавали, что пока система богопоклонения, не возможная вне храма, не будет восстановлена, народ не сможет исполнять свои обязательства в рамках Моисеева завета. Оба видели причину трудных обстоятельств, выпавших на долю народа после его возвращения в землю, в том, что он, прекратив строить храм, снова поступал вопреки воле Божией. Однако Ездра так этот вопрос не рассматривает. В центр своей книги он ставит противодействие извне — фактор, тоже, несомненно, препятствовавший ходу строительных работ. Мы узнаем, что процессом строительства руководили Зоровавель… и Иисус (стих 2), вожди гражданский и религиозный соответственно.
Езд 5:3−5. Однако вскоре после возобновления работ была предпринята еще одна попытка остановить их (сравните 4:1−5). Зоровавелю и Иисусу пришлось объясняться с персидскими властями, ответственными перед царем за положение дел в этой части его империи. В одной из вавилонских надписей, относящейся к 502 г. до Р. Х., упомянут Фафнай (заречный областеначальник, по-видимому, соответствовал губернатору территорий, расположенных на запад от р. Евфрат). Под его управлением находилась вся Сиро-Палестинская территория, включая Израиль.
Шефар-Бознай был, вероятно, его помощником. Очевидно, это входило в обязанности Фафная: прослышав о значительных строительных работах на подведомственной ему территории, он должен был разобраться в том, что там происходит. Тем более, что в начале царствования Дария в империи было крайне неспокойно, и Фафнай мог опасаться, как бы это строительство в Иерусалиме не послужило началом еще одного мятежа.
В ответ на вопрос персидских чиновников о разрешении строить им представили ответственных за строительные работы (стих 4, 9, 10).
Смысл фразы и те не возбраняли им (стих 5) в том, что губернатор и его помощники не смогли помешать продолжению строительства, ибо, как сказано в начале стих 5, око Бога их было над старейшинами Иудейскими. Обращает на себя внимание, как часто встречается в книгах Ездры и Неемии фраза (и варианты ее) «рука Господа, Бога его, была над ним» (Езд 7:6, 9, 28; 8:18, 22, 31; Неем 2:8, 18). Бог провидчески заботился о Своем народе («око Его» было над ним) и благословлял его Своей рукой.
Езд 5:6−10. Сообщая царю Дарию о результатах своего расследования в Иерусалиме, Фафнай начинает с того, что они ходили… к дому Бога великого (эта фраза не свидетельствует о признании Фафнаем Иеговы; он лишь хотел сказать, что иудеи строят храм главному Богу своей земли). Он ставит царя в известность об основательности производимых ими работ и быстром их темпе (стих 8), и сообщает, что ему известны теперь имена тех, кто ими руководит.
Езд 5:11−12. Цитирует Фафнай и объяснения, последовавшие со стороны иудеев (стихи 11−16). Зоровавель и Иисус, пишет он, называют себя рабами Бога неба и земли (заметим, что в глазах персидского царя «богом неба» был Ауромазда, которому он поклонялся), и что дом, который они отстраивают теперь, был некогда построен великим царем, который был у Израиля, и что разрушил его вавилонский царь Навуходоносор, потому что отцы их прогневали Бога небесного.
Наместник царя Дария и он сам знали теперь, что иудеям известна причина их бедствий: их храм был разрушен, а сами они были уведены в Вавилон во исполнение обетовании-предостережении их Бога (Втор 28). Они, следовательно, понимали, что не только Навуходоносор был причиной падения Иерусалима; на то была воля Самого Бога! А Навуходоносор был лишь «проводником» Его гнева (обратите внимание на неоднократно повторенное Иеговой: «раб Мой Навуходоносор»; Иер 25:9; 27:6; 43:10), средством очищения народа, в котором он настоятельно нуждался, чтобы «остаток» его мог возвратиться в землю обетованную.
В глазах иудеев таким образом (и это явствовало из их «ответа» Фафнаю) их пребывание в вавилонском плену не означало и того, что боги Навуходоносора оказались сильнее Иеговы (именно успехами и поражениями своих богов в их столкновениях с другими богами объясняли себе жители Ближнего Востока собственные победы и поражения).
Езд 5:13−17. Далее Фафнай сообщает Дарию, что, по словам Зоровавеля и Иисуса, разрешение на возвращение в свою землю и на восстановление храма иудеи получили от царя Кира, который даже приказал возвратить им священные сосуды, унесенные из храма Навуходоносором (1:2−4, 7−11). Фафнай обращает внимание царя на то, что соответствующее распоряжение было отдано Киром областеначальнику Шешбацяру (упоминание об этом придавало законный характер строительству, о котором Фафнай докладывал Дарию).
На основании этого места представляется, что Шешбацар был высокопоставленным персидским чиновником, имя которого имело вес в глазах Фафная (в комментариях на 1:8 излагаются различные точки зрения на личность Шешбацара). Мог ли он и Зоровавель быть одним и тем же лицом? Многие думают, что это так, исходя из того, что Шешбацар… положил основания дома Божия в Иерусалиме, и из того, что то же самое говорится в отношении Зоровавеля (3:8−10). Однако абсолютным доказательством тождества Шешбацара и Зоровавеля это не является. Первому могло быть поручено (как представителю царской администрации) проследить за тем, чтобы к работам приступили, второй же был тем, кто этими работами руководил.
Фафнай и его «товарищи» просили царя обратиться к царским архивам (в русском тексте — «дом царских сокровищ»; стих 17; сравните 6:1), т. е. к упоминавшимся выше «придворным летописям», чтобы убедиться в правдивости того, что говорят иудеи о «разрешении царя Кира» строить храм. (О том, что архивные записи тщательно велись в Персидкой империи, свидетельствуют археологи.).