Ездра 5 глава

Первая книга Ездры
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Но пророки Аггей и Захария, потомок1 Иддо, стали пророчествовать иудеям, жившим в Иерусалиме и Иудее, во имя Бога Израиля, Который был над ними.
2 И Зоровавель, сын Шеалтиэля, вместе с Иисусом, сыном Ехоцадака, снова принялись за строительство Храма Божьего в Иерусалиме, а пророки Божьи их поддерживали.
3 Тогда к ним пришли наместник2 областей за Евфратом Таттенай и Шетар-Бознай вместе с теми, кто служит с ними, и спросили их: «Кто повелел вам достраивать этот Храм и возводить эти стены?»3
4 Они потребовали назвать имена4 людей, занятых строительством.
5 Но старейшины иудейские трудились под заботливым Божьим оком, так что, пока царю Дарию доставляли послание и ожидали ответа по этому делу, строительство не прекращалось.
6 Вот список с послания, что отправили царю Дарию наместник областей за Евфратом Таттенай и Шетар-Бознай вместе с другими чиновниками областей за Евфратом, кто служит с ними, —
7 послание, которое они ему отправили, буквально гласило: «Царю Дарию — мир и благополучие во всем!
8 Да будет ведомо царю, что мы посетили в иудейской области Храм великого Бога. Этот Храм строят заново: кладут тесаные камни, перекрывают стены деревянными балками, и работа у них спорится, дела идут успешно.
9 Мы расспросили старейшин, сказав им: „Кто повелел вам достраивать этот Храм и возводить эти стены?“
10 Кроме того, мы хотели узнать имена их предводителей, чтобы записать их и передать тебе.
11 И вот что они ответили нам: „Мы — слуги Бога небес и земли, мы восстанавливаем Храм, построенный на этом месте много лет назад: его созидал и завершил великий израильский царь.
12 Но отцы наши прогневали Бога Небесного, и Он предал их в руки царя вавилонского, халдея Навуходоносора, который разрушил этот Храм, а народ переселил в Вавилон.
13 Царь Кир в первый же год своего правления в Вавилоне издал указ о восстановлении этого Храма.
14 Велел он вынести из вавилонского храма и отдать Шешбаццару (это имя поставленного им наместника) золотую и серебряную утварь Храма Божьего, которая была захвачена Навуходоносором в Иерусалимском Святилище и увезена в святилище вавилонское.
15 А самому наместнику он сказал: „Возьми эту утварь, помести ее в Иерусалимском Святилище и отстрой на прежнем месте Храм Божий“.
16 Тогда Шешбаццар отправился в Иерусалим и заложил там основания Храма Божьего. С тех пор его и строят, но работы еще не закончили“.
17 Итак, если это угодно царю, пусть поищут среди записей в царской сокровищнице в Вавилоне: был ли такой указ царя Кира восстановить этот Божий Храм в Иерусалиме? И тогда царь сможет послать нам предписания на этот счет».

Толкование Далласской семинарии

Продолжение работ (5:1 — 6:12)

В этом разделе сообщается о ряде исторических событий, имевших место в царствование Дария; из него читатели могут понять, что восстановление храма в сущности происходило по решению Бога и лишь осуществлялось по повелению языческих царей, на этот раз Дария I (521−486 гг. до Р. Х.).

Езд 5:1−2. Строительство храма было прервано (4:1−5, 24) на 16 лет (535−520 гг. до Р. Х.). В 520 году оно возобновилось, в значительной мере под воздействием «пророческих речей» Аггея и Захарии. То, о чем говорили эти пророки, обращаясь к народу, записано в книгах, носящих их имена. Аггей пророчествовал с августа по декабрь 520 года, а Захария — на протяжении двух лет, начиная с октября-ноября 520 года. Строителей они «подкрепляли» именно своими речами (6:14; Агг 1:8; 2:4; Зах 4:7−9).

Восстановление храма занимало этих двух пророков более всего, ибо они сознавали, что пока система богопоклонения, не возможная вне храма, не будет восстановлена, народ не сможет исполнять свои обязательства в рамках Моисеева завета. Оба видели причину трудных обстоятельств, выпавших на долю народа после его возвращения в землю, в том, что он, прекратив строить храм, снова поступал вопреки воле Божией. Однако Ездра так этот вопрос не рассматривает. В центр своей книги он ставит противодействие извне — фактор, тоже, несомненно, препятствовавший ходу строительных работ. Мы узнаем, что процессом строительства руководили Зоровавель… и Иисус (стих 2), вожди гражданский и религиозный соответственно.

Езд 5:3−5. Однако вскоре после возобновления работ была предпринята еще одна попытка остановить их (сравните 4:1−5). Зоровавелю и Иисусу пришлось объясняться с персидскими властями, ответственными перед царем за положение дел в этой части его империи. В одной из вавилонских надписей, относящейся к 502 г. до Р. Х., упомянут Фафнай (заречный областеначальник, по-видимому, соответствовал губернатору территорий, расположенных на запад от р. Евфрат). Под его управлением находилась вся Сиро-Палестинская территория, включая Израиль.

Шефар-Бознай был, вероятно, его помощником. Очевидно, это входило в обязанности Фафная: прослышав о значительных строительных работах на подведомственной ему территории, он должен был разобраться в том, что там происходит. Тем более, что в начале царствования Дария в империи было крайне неспокойно, и Фафнай мог опасаться, как бы это строительство в Иерусалиме не послужило началом еще одного мятежа.

В ответ на вопрос персидских чиновников о разрешении строить им представили ответственных за строительные работы (стих 4, 9, 10).

Смысл фразы и те не возбраняли им (стих 5) в том, что губернатор и его помощники не смогли помешать продолжению строительства, ибо, как сказано в начале стих 5, око Бога их было над старейшинами Иудейскими. Обращает на себя внимание, как часто встречается в книгах Ездры и Неемии фраза (и варианты ее) «рука Господа, Бога его, была над ним» (Езд 7:6, 9, 28; 8:18, 22, 31; Неем 2:8, 18). Бог провидчески заботился о Своем народе («око Его» было над ним) и благословлял его Своей рукой.

Езд 5:6−10. Сообщая царю Дарию о результатах своего расследования в Иерусалиме, Фафнай начинает с того, что они ходили… к дому Бога великого (эта фраза не свидетельствует о признании Фафнаем Иеговы; он лишь хотел сказать, что иудеи строят храм главному Богу своей земли). Он ставит царя в известность об основательности производимых ими работ и быстром их темпе (стих 8), и сообщает, что ему известны теперь имена тех, кто ими руководит.

Езд 5:11−12. Цитирует Фафнай и объяснения, последовавшие со стороны иудеев (стихи 11−16). Зоровавель и Иисус, пишет он, называют себя рабами Бога неба и земли (заметим, что в глазах персидского царя «богом неба» был Ауромазда, которому он поклонялся), и что дом, который они отстраивают теперь, был некогда построен великим царем, который был у Израиля, и что разрушил его вавилонский царь Навуходоносор, потому что отцы их прогневали Бога небесного.

Наместник царя Дария и он сам знали теперь, что иудеям известна причина их бедствий: их храм был разрушен, а сами они были уведены в Вавилон во исполнение обетовании-предостережении их Бога (Втор 28). Они, следовательно, понимали, что не только Навуходоносор был причиной падения Иерусалима; на то была воля Самого Бога! А Навуходоносор был лишь «проводником» Его гнева (обратите внимание на неоднократно повторенное Иеговой: «раб Мой Навуходоносор»; Иер 25:9; 27:6; 43:10), средством очищения народа, в котором он настоятельно нуждался, чтобы «остаток» его мог возвратиться в землю обетованную.

В глазах иудеев таким образом (и это явствовало из их «ответа» Фафнаю) их пребывание в вавилонском плену не означало и того, что боги Навуходоносора оказались сильнее Иеговы (именно успехами и поражениями своих богов в их столкновениях с другими богами объясняли себе жители Ближнего Востока собственные победы и поражения).

Езд 5:13−17. Далее Фафнай сообщает Дарию, что, по словам Зоровавеля и Иисуса, разрешение на возвращение в свою землю и на восстановление храма иудеи получили от царя Кира, который даже приказал возвратить им священные сосуды, унесенные из храма Навуходоносором (1:2−4, 7−11). Фафнай обращает внимание царя на то, что соответствующее распоряжение было отдано Киром областеначальнику Шешбацяру (упоминание об этом придавало законный характер строительству, о котором Фафнай докладывал Дарию).

На основании этого места представляется, что Шешбацар был высокопоставленным персидским чиновником, имя которого имело вес в глазах Фафная (в комментариях на 1:8 излагаются различные точки зрения на личность Шешбацара). Мог ли он и Зоровавель быть одним и тем же лицом? Многие думают, что это так, исходя из того, что Шешбацар… положил основания дома Божия в Иерусалиме, и из того, что то же самое говорится в отношении Зоровавеля (3:8−10). Однако абсолютным доказательством тождества Шешбацара и Зоровавеля это не является. Первому могло быть поручено (как представителю царской администрации) проследить за тем, чтобы к работам приступили, второй же был тем, кто этими работами руководил.

Фафнай и его «товарищи» просили царя обратиться к царским архивам (в русском тексте — «дом царских сокровищ»; стих 17; сравните 6:1), т. е. к упоминавшимся выше «придворным летописям», чтобы убедиться в правдивости того, что говорят иудеи о «разрешении царя Кира» строить храм. (О том, что архивные записи тщательно велись в Персидкой империи, свидетельствуют археологи.).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Согласно Зах 1:1, он был внуком Иддо.
3  [2] — Или: управляющий / начальствующий; то же в ст. 6, 14.
3  [3] — Так по друг. чтению, подтвержденному друг. древн. переводами; друг. возм. пер.: деревянные строения; то же в ст. 9.
4  [4] — Так в некот. рукописях, в масоретском тексте: и мы назвали им имена.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.