Деяния 12 глава

Деяния Апостолов
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 Примерно в это же время царь Ирод[75] арестовал некоторых членов церкви, чтобы сделать им зло.
2 Он приказал убить мечом Иакова, брата Иоанна.
3 Когда он увидел, что иудеи[76] этим довольны, он арестовал и Петра. Это произошло во время праздника Пресных хлебов[77].
4 Петра арестовали, заточили в темницу и выставили охрану из четырех смен караула по четыре человека в каждой. Ирод намеревался после Пасхи вывести Петра к народу.
5 Петр был под стражей в темнице, а церковь горячо молилась о нём Богу.
6 В ночь перед тем, как Ирод должен был вывести его на суд, Петр спал между двумя солдатами, скованный двумя цепями, а стражники у входа стерегли темницу.
7 Внезапно явился ангел Господа, и камеру осиял свет. Ангел толкнул Петра в бок и разбудил его.
— Вставай быстрее! — сказал он, и цепи упали с рук Петра.
8 Ангел сказал:
— Подпояшься и обуй сандалии.
Петр сделал это.
— Обернись плащом и иди за мной, — сказал ангел.
9 Петр вышел за ангелом из темницы, не понимая, что всё, что делает ангел, происходит наяву. Ему казалось, что он видит видение.
10 Они прошли мимо первой стражи, потом мимо второй и подошли к железным воротам, ведущим в город. Ворота сами открылись перед ними, и они вышли. Они прошли одну улицу, и вдруг ангел исчез.
11 Когда Петр пришёл в себя, он сказал:
— Теперь я действительно знаю, что Господь послал Своего ангела и избавил меня от руки Ирода и спас от того зла, которое желал мне иудейский народ.
12 Поняв, что произошло, Петр пошел в дом Марии, матери Иоанна, которого ещё называли Марком, где собралось для молитвы много народа.
13 Петр постучал в ворота, и на стук вышла служанка Рода.
14 Она узнала Петра по голосу и, забыв от радости открыть ворота, побежала обратно сказать, что Петр стоит у ворот.
15 — Ты не в своем уме! — сказали ей.
Но она продолжала настаивать.
— Это его ангел,[78] [79] — решили они.
16 Петр между тем продолжал стучать, и когда они наконец открыли ворота и увидели его, то пришли в изумление.
17 Петр жестом попросил их молчать и рассказал, как Господь вывел его из темницы.
— Расскажите об этом Иакову[80] и другим братьям, — сказал он им и ушел оттуда в другое место.
18 Наутро среди солдат произошло большое замешательство, никто не знал, что случилось с Петром.
19 Ирод искал его, но поскольку розыски не принесли результата, он допросил стражников и велел казнить их.
Затем Ирод отправился из Иудеи в Кесарию и оставался там некоторое время.
20 Ирод был рассержен на жителей Тира и Сидона, и те, согласившись между собой, явились к нему и, заручившись поддержкой Бласта, управляющего царским двором, попросили мира, потому что их область зависела от области царя в поставке продовольствия.
21 В назначенный день Ирод надел царскую мантию, сел в судейское кресло и обратился к ним с речью.
22 Народ стал восклицать:
Это голос бога, а не человека!
23 Но в тот же момент ангел Господа поразил Ирода, потому что он не воздал славы Богу, и Ирод, изъеденный червями, умер.
24 Слово Божье между тем распространялось всё дальше и дальше.
25 Варнава и Савл выполнили возложенную на них миссию и возвратились из Иерусалима[81], взяв с собой Иоанна, которого ещё называли Марком.

Толкование Далласской семинарии

4. ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЦЕРКВИ В ИЕРУСАЛИМЕ (12:1−24)

Задачей этого раздела книги Деяний Апостолов было показать, насколько непримиримо отвергал Иерусалим своего Мессию. Лукой эта тема прослеживается по всей книге; она появляется у него то здесь, то там; до сих пор она звучала в 4:1−30 (особенно в 4:29); 5:17−40; 6:11 — 8:3; 9:1−2, 29. Именно эта враждебность Израиля сделала необходимым первое миссионерское путешествие Павла.

а. Мученическая смерть Иакова (12:1−2)

Деян 12:1−2. Тонко, но впечатляюще противопоставляет Лука любовь антиохийских христиан к их братьям в Иерусалиме холодной враждебности к церкви со стороны Ирода и иудеев. Упоминаемый тут Ирод — это Агриппа I, правитель, пользовавшийся популярностью среди иудеев, т. к. и сам был частично иудеем из династии Хасмонеев. «Царство» его охватывало ту же примерно территорию, которой прежде правил его дед — Ирод Великий. Всячески стремясь укрепить расположение к себе иудеев, он нашел «политически целесообразным» произвести аресты среди христиан и даже казнить Иакова, брата Иоаннова.

Умер Ирод Агриппа I в 44 году по Р. Х. Его сын Ирод Агриппа II был правителем Иудеи с 50 По 70 гг.по Р. Х. К нему и его сестре Береннке был приведен на суд апостол Павел (5:13 — 26:32). (таблицу семейства Иродов в толковании на Лк 1:5.)

б. Тюремное заключение Петра и бегство его из темницы 02:3−19)

Из следующего ниже инцидента ясно, что Церковь представляла собой легко опознаваемую группу, которую иудеи все более ненавидели и презирали.

Деян 12:3−4. Видя, что казнь Иакова вызвала у иудеев чувство удовлетворения, Ирод схватил и заточил в темницу Петра, и произошло это в дни опресноков. Семидневный этот весенний праздник следовал сразу же за Пасхой. Ирод намеревался сразу после Пасхи вывести Петра к народу для публичного судилища над ним. Под «Пасхой» здесь понимаются восемь праздничных дней, включавших собственно Пасху и семь следовавших за ней «опресночных дней».

Казнить Петра Ирод считал «уместным» по двум, по крайней мере, причинам. Во-первых, Петр был известен как руководитель церкви, а во-вторых, он братался с язычниками.

Ирод позаботился о «надежности» уз Петра, приказав стеречь его четырем воинским командам по четыре человека в каждой. Это, вероятно, означало, что двое из них прикованы были цепью к Петру (по одному с каждой стороны), а двое стерегли темницу снаружи (стих 6, 10). Видимо, каждая из четырех команд сменяла друг друга каждые шесть часов. Власти, надо думать, помнили о прежнем бегстве Петра (5:19−24), и не хотели, чтобы это случилось вновь.

Деян 12:5. Итак, Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Петр был скован, но молитва о нем лилась свободно!

Деян 12:6. Петр настолько доверялся Богу, что в… ночь накануне суда крепко спал (сравните 1Пет 2:23; 1Пет 5:7). За свою жизнь он не боялся: ведь Иисус Христос дал ему понять, что он достигнет преклонного возраста (Ин 21:18).

Деян 12:7−10. Вторично Петру дал бежать Ангел (5:17−20). Разбудив апостола, он велел ему одеться и идти прочь из тюрьмы. Во время всей этой сцены одно сверхъестественное действие, производившееся Богом, сменяло другое: цепи упали с рук Петра, тогда как стража продолжала крепко спать, и сами собою отворились… железные ворота, ведшие в город.

Деян 12:11. Одна из «подтем» книги Деяний Апостолов — распространение Благой Вести, несмотря на все препятствия, чинимые ей. Здесь это представлено в образе освобождения Петра. Когда он под действием ночного воздуха пришел в себя, то осознал, что все произошло на деле, а не было видением, как это казалось ему с момента явления Ангела (стих 9). Бог действительно избавил его от Ирода и иудеев, и путь его был свободен.

Деян 12:12. В этом стихе читателям впервые представляется Иоанн Марк, который станет участником первого миссионерского путешествия Павла. Очевидно, Мария, мать Марка, пользовалась известностью и была женщиной состоятельной. Вероятно, в ее просторном доме чаще всего собиралась церковь. Судя по тому, что об отце Марка ничего не говорится, Мария могла быть вдовой. Марк стал впоследствии составителем Евангелия, носящего его имя (Мк 14:51−52, где речь, видимо, идет о Марке, а также 1Пет 5:13).

Деян 12:13−17. Рассказ о неожиданном появлении Петра в доме Марка полон юмора и интересен чисто по-человечески. Мотив радости, столь характерный для книги Деяний Апостолов, отразился здесь в настроении служанки Роды, которая вышла на стук и узнала голос Петра. Хотя святые не переставали молиться об освобождении апостола (стих 5), оно словно бы застало их врасплох! На слова Роды Петр стоит у ворот ей ответили: в своем ли ты уме? Это Ангел его. Последнее заявление говорит о вере в личных ангелов, т. е. таких, которые приставлены к каждому из людей (сравните Дан 10:21; Мф 18:10).

Верили, очевидно, и в то, что ангел, сопутствующий человеку, может обретать его облик! Увидев, наконец, Петра, верующие изумились. Слова апостола об Иакове указывают на то, что брат Господень играл видную роль в Иерусалимской церкви. Дав святым удостовериться в том, что это действительно он, Петр пошел в другое место. В какое, не говорится. Судя по 1Пет 1:1, возможно, в Малую Азию. Позднее Петр придет в Антиохию Сирийскую (Гал 2:11).

Деян 12:18−19. После попытки расследовать бегство Петра, Ирод, допросив стражей, которые сами ничего не понимали, велел безжалостно казнить их. А потом… отправился из Иудеи в Кесарию, т. е. из Иерусалима в главный город римской провинции Иудея, откуда римские губернаторы управляли народом.

е. Смерть Ирода Агриппы 1 (12:20−23)

Деян 12:20−23. Тир и Сидон входили в область, которой управлял Ирод; чем-то эти финикийские города навлекли на себя его недовольство, а, поскольку они зависели от зерновых поставок из Палестины, то искали теперь мира с правителем. Власта, постельника (постельничего; так назывался главный служитель при особе царя, ответственный за его жизнь и сокровища), они, скорее всего, подкупили, чтобы замолвил за них слово.

В назначенный день какой-то торжественной публичной аудиенции Ирод, облаченный в царскую одежду (великолепные, по свидетельству Иосифа Флавия, сребротканные одежды, ослепительно сиявшие на солнце) говорил к финикийским послам. Происходило это в присутствии народа, который стал громко величать правителя богом. Ироду эта лесть была приятна, и истинному Богу… он не воздал славы.

За это его внезапно поразил… Ангел Господень. (По имеющимся историческим свидетельствам Ирод почувствовал резкую боль в животе и был унесен во дворец, где после нескольких дней мучений скончался.) Лука пишет, что он, быв изъеден червями, умер. Было это в 44 году по Р. Х. Описание Луки соответствует тому, что рассказано на этот счет Иосифом Флавием в «Иудейских древностях». После смерти Ирода правителями Иудеи были Феликс и Фест — соответственно. Трое из детей Ирода Агриппы I упоминаются на страницах книги Деяний Апостолов. Это — Друзилла, жена Феликса (24:24−26); Вереника (25:13, 23) и Ирод Агриппа II (25:13 — 26:32).

г. Преуспевание Церкви (12:24)

Деян 12:24. Слово же Божие росло и распространялось (сравните со схожими фразами в 6:7; 13:49; 19:20). Несмотря на противостояние Церкви и гонения на нее, всемогущий Господь способствовал ее преуспеванию. Этим «сообщением об успехе» Лука завершает еще один раздел своей книги (сравните 2:47; 6:7; 9:31; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30−31). Евангельская весть готова была начать свой путь из Антиохии в Малую Азию.

Деян 12:25. Вручив денежное пожертвование пресвитерам Иерусалимской церкви (11:27−30), Варнава и Савл возвратились в Антиохию. С собой из Иерусалима они взяли Иоанна… Марка (13:5), племянника Варнавы (Кол 4:10).

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [75] — Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого. В 37 г. Агриппа получил во владение от римского императора Калигулы территории, которые ранее принадлежали его дяде Филиппу и правителю Лисанию (см. Лк 3:1), а также царский титул. В 39 г., после смещения и ссылки другого его дяди Ирода Антипы, Агриппа получает и его владения (Галилею и Перею). Пришедший на смену Калигуле император Клавдий жалует ему также Иудею и Самарию. Таким образом, Агриппа объединил под своим началом царство Ирода Великого, своего деда. Умер Ирод Агриппа I в 44 г. в возрасте 54 лет.
3 [76] — В знач.: «предводители иудеев».
3 [77] — В этот праздник, длившийся семь дней, предписывалось есть только пресный хлеб (см. Исх 12:15−20; Исх 13:3-10; Лев 23:6-8; Чис 28:17-25).
15 [78] — Иудеи верили, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Иисус говорит об ангелах-хранителях у детей (см. Мф 18:10) и у Своих последователей (см. Евр 1:14; см. также Пс 33:8; Пс 90:11).
15 [79] — См. Мф 18:10; Евр 1:14; см. также Пс 33:8; Пс 90:11.
17 [80] — Единоутробный брат Иисуса (см. Мф 13:55), один из лидеров церкви в Иерусалиме (см. Деян 21:17-18; Гал 2:9).
25 [81] — В некот. рукописях: в Иерусалим; или: в Антиохию.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.