К Колоссянам 4 глава

Послание Колоссянам
Новый русский перевод → Новый Библейский Комментарий

Новый русский перевод

1 И вы, господа, поступайте со своими рабами справедливо и достойно, помня о том, что и у вас есть Господин на небесах.
2 Неустанно молитесь; молясь, бодрствуйте и благодарите Бога.
3 Молитесь и о нас, чтобы Бог открыл двери для нашей вести, чтобы нам и в дальнейшем возвещать тайну Христа, за которую я и нахожусь сейчас в цепях.
4 Молитесь о том, чтобы я мог раскрыть её людям как должно.
5 В общении с неверующими проявляйте мудрость, дорожа временем.
6 Пусть ваша речь всегда будет приправлена солью[18], умейте каждому дать нужный ответ.
7 Обо мне вам всё расскажет Тихик, дорогой брат, верный служитель и мой сотрудник в труде для Господа.
8 Я посылаю его к вам, чтобы вы узнали об обстоятельствах, в которых мы находимся[19], и чтобы он ободрил вас.
9 Он придет с Онисимом, нашим верным и дорогим братом и вашим земляком, и они расскажут вам обо всем, что здесь происходит.
10 Вам передает привет Аристарх, который тоже находится со мной в заключении. Передает вам приветы и Марк, двоюродный брат Варнавы, я уже писал вам о нём; если он будет у вас, то проявите к нему гостеприимство.
11 Вам передает привет и Иисус, которого все называют Иустом. Они единственные из обрезанных среди моих сотрудников, работающих для Царства Божьего; они приносят мне утешение.
12 Ваш Эпафрас, слуга Иисуса Христа, тоже передает вам приветы. Он всегда усердно молится о вас, чтобы вы непоколебимо, совершенно и убежденно следовали тому, чего хочет от вас Бог.
13 Я свидетель того, что он очень усердно работает для вас и для христиан[20] в Лаодикии и Иераполе.
14 Вам передают приветы наш дорогой врач Лука и Димас.
15 Передайте и мои приветы братьям в Лаодикии, а также Нимфе и церкви, которая собирается в её доме.
16 Когда вам будет прочитано это послание, передайте его в Лаодикию, чтобы его прочитали и там, а вы, в свою очередь, прочитайте мое послание, которое вам передадут из Лаодикии.
17 Архиппу передайте, чтобы он довел до конца служение, порученное ему Господом.
18 Я, Павел, дописываю это приветствие своей рукой. Помните о моих узах. Пусть благодать будет с вами.

Новый Библейский Комментарий

4:1 Краткое, но строгое предостережение адресовано господам. Павел не призывает их освободить своих рабов, но наставляет обращаться с ними справедливо и по-доброму. Основания для этого те же, что и у рабов, которые должны повиноваться своему хозяину: и те и другие имеют одного Господа на небесах. И те и другие должны повиноваться небесному Господу. В свете этого следует рассматривать и их взаимоотношения между собой.

Если бы христиане XX в. восприняли со всей серьезностью учение Павла о привилегиях и принципах христианского общежития, то их взаимоотношения в семье и в христианском сообществе стали бы поистине предвкушением небесного. В то же время другие, видя любовь христиан друг к другу, могли бы прийти к Тому, Кто для всех нас общий Господь.

4:2−6 Завершающие слова ободрения

Этот короткий фрагмент, в котором Павел призывает колоссян молиться и благодарить (2−4) и наставляет их, как строить свои взаимоотношения со внешними (5, 6), завершает данную часть послания.

Ст. 2−4 Павел неоднократно обращается к своим читателям, призывая их непрестанно молиться и ходатайствовать (ср.: Рим 12:12; Еф 6:18; Флп 4:6) о других, в том числе за успех его важной работы по возвещению Евангелия (Рим 15:30−32; 2Кор 1:11; Еф 6:19; Флп 1:19; 1Фес 5:25). Несомненно, что он придавал большое значение взаимным молитвам, которые возносили друг за друга он и обращенные им христиане. Он уже говорил о своих постоянных молитвах за колоссян (1:9−14); теперь же в завершение послания он просит их регулярно молиться о нем 2 Они должны «бодрствовать» в молитве. На их устах и в их сердцах должно постоянно звучать Маранафа («Наш Господь грядет»), когда они с надеждой ожидают пришествия Христа во славе (3:4). Их молитвы и прошения должны сопровождаться выражением благодарности Богу Отцу, Который совершает милосердие и искупление через Своего Сына во спасение их (ср.: 1:12−14).

Ст. 3, 4 Павел просит их молиться о том, чтобы он и его помощники (нам) смогли предстать перед престолом благодати, дабы Бог отверз дверь для вести евангельской (ср.: 1Кор 16:9; 2Кор 2:12), а потому и для вестника, освободив его из темницы. Как апостол язычников, Павел обладал привилегией знать тайну Божественного замысла, «открытую святым Его» (1:26; 2:2−3). Теперь он просит колоссян молиться живому Богу о том, чтобы ему (Павлу) удалось ясно и просто донести эту Божественную тайну до других.

Ст. 5, 6 Обращаясь к общим принципам христианского поведения, Павел призывает своих читателей проявлять мудрость и благоразумие в отношениях с нехристианами. Здесь под мудростью понимается знание воли Божьей (1:9) и умение жить благопристойно, «достойно Бога» (1:10), что реально и разумно. Они должны быть тактичными в обращении с другими, но твердыми в своих убеждениях, пользуясь временем, то есть всякой предоставившейся им возможностью для христианского свидетельства, действуя активно (букв. «покупая» имеющиеся возможности), потому что им должно осознавать, что времени у них мало.

Ст. 6 Руководствуясь в своих отношениях с другими мудростью, они должны следить за своей речью, добиваясь того, чтобы слова их были и милосердными, и мудрыми, так же, как и сам он желает себе «возвещать», «как должно» (4). Полученная ими благодать должна проявляться и в их речи. Приправлено солью означает «остроумно» с точки зрения язычников, но здесь имеется в виду интересно, не пресным, скучным языком, а с использованием метких, точных выражений (раввины иногда использовали слово «соль» в значении «мудрость»). Христиане всегда должны иметь наготове нужное слово, чтобы ответить тем, кто задает вопросы, связанные, может быть, с их верой и образом жизни. Ответ должен быть надлежащим (ср.: 1Пет 3:15): «с каждым нужно общаться как с личностью, а не превращать его в объект для выслушивания своих речей» (G. В. Caird).

4:7−18 Персональные приветы и наставления

Павел завершает свое послание, как обычно, персональными приветами и наставлениями. В этой части упоминаются те, кто передаст это письмо колоссянам (7−9), а также передаются приветы от тех, кто знаком с церковью в Колоссах (10−14), наряду со своими собственными, а также краткие наставления и заключительные приветствия (15−18).

Ст. 7 Тихик должен был рассказать верующим в Колоссах о личной ситуации Павла (см. аналогичные слова в Еф 6:21, 22). Он назван возлюбленным братом и верным помощником Павла, которому поручено быть сотрудником в Господе и для колоссян (ср.: 1:7 — об Епафрасе). В Господе можно понимать — «в деяниях Господа» или что он осуществляет свое служение «в Господе», то есть как христианин.

Ст. 8 Павел посылает Тихика со срочным поручением, чтобы он рассказал все новости о нем и донес до колоссян его учение, вселив уверенность в их сердца (см. коммент. к 2:2).

Ст. 9 Онисим был местным жителем, о котором Павел упоминает в своем Послании к Филимону. О нем Павел тоже отзывается весьма тепло, называя его верным и возлюбленным братом. Он вместе с Тихи ком должен был информировать друзей Павла обо всем, что случилось с ним (более подробно об Онисиме см. в коммент. к Флм.).

Ст. 10−11 Свой привет колоссянам передают три христианина из иудеев: Аристарх, житель города Фессалоники, с которым он вместе путешествовал (Деян 19:29) и который отбывал вместе с ним заключение (здесь именно это буквальное значение, а не то, что он был «в узах Христа» в метафорическом смысле); Марк, племянник Варнавы (так в русской синодальной Библии, в других переводах — двоюродный брат), которого Павел отказался взять с собой во второе миссионерское путешествие (Деян 15:36−41) после того, как Марк ушел раньше, не завершив своего первого миссионерского путешествия (Деян 13:13). Теперь, как видно, они снова находятся в дружеских отношениях между собой (ср.: 2Тим 4:11). Упоминание о Варнаве означает, что его хорошо знали в Колоссах. Мы не знаем, пришли ли приказания о Марке от самого Павла или от кого-то другого (напр., от Петра или Варнавы) и подтвердил ли их сам Павел. Третьим назван Иисус, прозываемый Пустом, о котором нет никаких других сведений. Эти три сотрудника Павла были единственными христианами иудейского происхождения, которые оставались верными его сотрудниками для Царствия Божия. Часто в посланиях Павла о Царствии Божием говорится как о грядущем царстве (напр.: 1Кор 6:9−10; 15:50), но в Рим 14:17 показано, что оно существует рядом, ныне (ср.: Кол 1:13), и это имеет важное значение здесь.

Ст. 12−14 Приветствуют колоссян и трое христиан из язычников. Особое место отводится Епафрасу. Павел подчеркивает связь между его собственным служением и служением Епафраса. Будучи уроженцем Колосс, он стал евангелистом в своем родном городе (а также в Лаодикии и Иераполе) и был таким же ревностным служителем Евангелия, как и сам Павел (2:1; ср.: Флп 1:30). Это нашло особое выражение в его постоянных молитвах за колоссян, во имя того, чтобы они пребывали совершенны («совершенство» — ключевое понятие в Колоссах) и были исполнены всем, что угодно Богу. Эта христианская зрелость, которая и есть совершенство, ожидаемое в последний день, и определяется как все, что угодно Богу. Епафрас хочет, чтобы они духовно возрастали здесь и сейчас, чтобы прийти к полноте во Христе в последний день. Только из этого текста мы узнаем, что Лука был врачом (врач возлюбленный). Главным образом, на основании этого стиха его отделяют от христиан из иудеев, упомянутых в ст. 11, и рассматривают в качестве христианина из язычников. В 2Тим 4:10 говорится, что Димас оставил Павла и ушел в мир.

Ст. 15−18 В этой заключительной части передаются приветы разным людям. Павел просит колоссян передать его приветы братьям в Лаодикии, то есть лаодикийской церкви (ср.: ст. 16). Возможно, что Павел хотел укрепить отношения между этими двумя церквами. Нимфан, вероятно, женщина, как и переведено в NIV, где говорится: и домашнюю церковь ее.

Ст. 16 Из этого стиха становится ясно, что письма Павла читались на общем собрании, в церкви и передавались из одной общины в другую. Если так называемая ересь угрожала распространиться по всей области, вероятно, лаодикийцам следовало знать, что ответил колоссянам Павел. Послание из Лаодикии, о котором здесь упоминается, утеряно, но, вероятно, было написано Павлом этой церкви.

Ст. 17 Архипп был родственником Филимона, возможно, даже сыном Филимона и Апфии, и посвятил себя служению Евангелию (см. коммент. к Флм 2). О завершении какого служения идет речь — непонятно, хотя некоторые исследователи полагают, что это была проповедь Евангелия.

Ст. 18 Закончив диктовать послание, Павел берется за перо и добавляет собственноручную приписку: Помните мои узы. Так кратко и просто сформулировал он свою просьбу продолжать молиться за него. Послание заканчивается обычной формулой: Благодать со (всеми) вами.

Peter Т. O'Brien

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [18] — Существует несколько толкований этого выражения: 1) остроумной; 2) правдивой; 3) передающей суть; 4) интересной и др.
8 [19] — В некот. древн. рукописях: чтобы он узнал об обстоятельствах, в которых вы находитесь.
13 [20] — Букв.: для тех.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.