2-е Коринфянам 11 глава

Второе послание Коринфянам
Русского Библейского Центра → Толкования Августина

Русского Библейского Центра

1 Вы еще не притерпелись к моим мелким глупостям? Впрочем до сих пор вы были и вправду терпеливы.
2 Привязан я к вам Божьей привязанностью. Я обручил вас Единому Мужу, чтобы подвести ко Христу, словно чистую деву.
3 Как Ева прельстилась хитростью Змия, так и ваши умы, боюсь, не затмились бы, разойдясь с простой и чистой мыслью Христа.
4 Боюсь, что если бы кто пришел к вам возвещать не о том Иисусе, которого мы возвещали, и если бы вы получили не того Духа, которого с нами получили, или не то евангелие, которое от нас принимали, то снисходительности вашей на таких хватило бы с излишком.
5 Куда какие сверх-апостолы! Но не думаю, что я хоть малость им уступаю.
6 Я, может быть, не горазд на речи, но знаний у меня хватает. Вы не раз имели возможность и так и этак в этом убедиться.
7 А вообще, не слишком ли я был к себе строг, не напрасно ли давал вам послабление, когда безвозмездно возвещал у вас Божье евангелие?
8 Бремя издержек на мое служение у вас несли другие церкви. Выходит, я их обирал.
9 Зато никому из вас не был обузой, пока гостил. А разве я не нуждался? Пришли братья из Македонии и добавили мне на прожиток. Вас я ничем не обременил. Не обременю и впредь.
10 Истина Христова во мне свидетельствует, что нигде в землях Ахайи не отнимется у меня эта заслуга.
11 Почему? Бог знает, что я люблю вас, разве нет?
12 Но я своих правил не меняю. Кое-кто только и ждет случая поставить свою «заслугу» на одну доску с нашей. Такого случая я им не предоставлю.
13 Этим заняты лжеапостолы, мнимые трудяги, выдающие себя за апостолов Христовых.
14 Ничего удивительного! Сам Сатана выдает себя за ангела света.
15 Поэтому обычное дело, если его служители принимают вид служителей правды. Да только по их делам будет им и конец.
16 Опять скажу: пусть я никому не покажусь глупцом. А если покажусь, надеюсь, вы простите глупцу его мелкое хвастовство.
17 Когда говорю и выходит хвастливо, значит, говорю не от Господа, а как бы по глупости.
18 Считается обычным делом похваляться своими заслугами. Буду и я.
19 Вы, умники, готовы всё сносить от глупцов.
20 Вы сносите, когда делают из вас вещь, когда вас обирают, когда садятся вам на шею, когда гнушаются вами, когда бьют вас по щекам.
21 Стыжусь своего бессилия. Одно скажу: куда мне! Но если у других хватает смелости на похвалу себе (это опять говорю по своей глупости), отважусь и я.
22 Они кто, евреи? Я тоже. Израильтяне? Я тоже. Семя Авраамово? Я тоже.
23 Служители Христа? По своему скудоумию скажу: я больше! Много больше в трудах, не единожды в темницах, изрядно в побоях, часто на волосок от смерти.
24 Пять раз по сорока ударов без одного я получил от иудеев.
25 Трижды был я бит батогами, однажды побит камнями, три раза терпел кораблекрушение, сутки продержался на воде.
26 Сколько дорог исходил! И повсюду опасность: опасность от наводнения, от разбойников, от своих же соплеменников, от язычников. Опасность в городе, в пустыне, в море, в окружении двуличных братьев.
27 Всегда работа, напряженный труд — нередко без сна, без пищи и воды, без приюта продрогшему в обносках телу.
28 Оставляя многое в стороне, я каждый день в тревоге: на мне забота о всех церквах.
29 Кто изнемог, с кем не разделил бы я изнеможения? Кто согрешил, за кого не изболелся бы я душой?
30 Если нельзя не похвалиться, буду хвалиться моей немощью.
31 Бог и Отец Господа Иисуса, благословенный вовеки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске ставленник царя Ареты держал в воротах Дамаска стражу, чтобы я попался.
33 Но меня в корзине спустили из проема в стене и оставили его с пустыми руками.

Толкования Августина

Стих 2

О чем еще говорит Павел, называя всех этих разных людей чистою девою, как не об их вере, надежде и любви?

Проповеди 1887,PL 38:1005.

Иное толкование

Церковь, тем самым, обладает, подобно Марии, нетронутой, чистой и непорочной плодовитостью. То, что Мария заслужила во плоти, Церковь хранит духовно, с той лишь разницей, что Мария родила Одного, а Церковь рождает многих, которым предстоит объединиться в одно целое через Одного.

Проповеди 195.2, PL 38:1018.

Хотите ли знать, почему Церковь — дева? Слушайте апостола Павла, слушайте дружка Жениха, ревнующего не о себе, а о Женихе: я обручил вас единому мужу. Он говорил это Церкви, но которой? — Любой, до которой могло дойти его послание. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, говорит он, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву (3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. 2Кор 11:3)... А разве змий тот физически совратил Еву? Тем не менее он разрушил целомудренность ее сердца. Потому Павел продолжает: Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Итак, Церковь — дева; она — дева, и пусть будет девой: пусть оберегается соблазнителя, дабы не стал он развратником. Церковь — дева. Ты, может быть, спросишь меня: «Если Церковь — дева, то как же она рождает чад? Или, если она не рождает детей, то как мы отдали свои имена, чтобы нам быть рожденными ею?» Отвечаю: она — дева, и она рождает детей своих. Она имитирует Марию, родившую Господа. Разве Пресвятая Дева не родила Младенца, оставшись девой? Так же и Церковь рождает детей и остается девой. А если ты поразмыслишь, то она рождает и Христа: принимающие крещение становятся Его членами.

Проповеди 213.7, Сl. 0284, 213.MiAg 1.447.18.

Стих 14

Эти видения — дело того, кто, желая уловить несчастные души ложными обрядами многих и ложных богов и отвратить их от почитания истинного Бога, Которым они единственно очищаются и спасаются, подобно тому как говорится о Протее («В различных является видах»1 ): то преследует как враг, то лживо приходит на помощь, но вред причиняет и там, и здесь.

Примечания

  • 1 — См. Виргилий, Георгики IV.

О граде Божием 10.10, CCSL 47:283−84.

Иное толкование

Ангелы не вступают с нами в такие тесные связи, как люди (что также относится к тягостям этой жизни), а иногда и сатана, как читаем, преобразуется в ангела света, чтобы искушать тех, кого нужно таким образом научить или кого справедливо обольстить. Поэтому необходимо особое милосердие Божие, чтобы кто-либо, полагая в числе друзей своих ангелов добрых, не имел на самом деле в качестве мнимых друзей злых демонов и терпел в лице их врагов тем более вредных, чем они хитрее и коварнее.

О граде Божием 19.9, CCSL 48:673.

Сила добра и нравственной чистоты такова, что всякая или почти всякая человеческая природа относится к ней с уважением и не доходит до такой степени нравственной испорченности, чтобы потерять всякое чувство благопристойности. Поэтому коварство демонов успевает в обмане не иначе, как преобразуясь в том или ином случае в ангелов света, как мы знаем об этом из своих Писаний.

Источник: О граде Божием 2.26, CCSL 47:61.

***

Что есть власть тьмы, как не власть диавола и ангелов его, которые, когда были ангелами света, не воспользовались своей свободой воли, дабы устоять в истине, но, пав, стали тьмою? Я не учу тебя этому, я пытаюсь напомнить то, что ты знаешь. Итак, род человеческий подчинился власти тьмы через падение первочеловека, которого эта сила совратила на грех, а через него и все мы пали.

Послания 217, CSEL 57:409.

Стих 26

Как сокрушается апостол Павел о лжебратьях! Однако его не испортило физическое соприсутствие с ними, поскольку от них его отделяла чистота сердца.

Источник: Послания 108, CSEL 34.2:620.

***

Итак, есть такие люди, которые занимают пастырские кафедры, чтобы опекать стадо Христово; есть и другие, которые восседают на них, чтобы услаждать себя преходящими почестями и мирскими удобствами. Таковы два рода пастырей — одни умирают, другие рождаются, и так должно продолжаться в самой кафолической Церкви до скончания мира и суда Господнего. Если такие люди были в апостольские времена (апостол жаловался на лжебратьев, говоря об опасностях между лжебратиями, однако не отстранял их высокомерно, но пребывал с ними в трудах и изнурении), то сколь вероятнее наличие таких людей в наши времена.

Послания 208, CSEL 57:343.

Стих 29

Павел не хочет сказать, что он делал вид, будто воспринимает на себя их немощи, скорее, он говорит о сочувствии их немощам.

Послания 40, CSEL 34.2:77.

Стих 32

Когда апостол Павел был спущен в корзине из окна, чтобы враг не схватил его и он избежал рук врага, разве не лишил он церковь, бывшую там, должного служения и разве не исполнили эти обязанности другие братья, призванные для такой цели? Разумеется, апостол поступил так согласно их желанию, чтобы спасти себя для церкви, ибо он был единственным, кого преследовал гонитель. Потому пусть слуги Христовы, служители слова и таинства Его, делают то, что им предписано и позволено.

Пусть любым способом бегут из города в город, когда кто-либо из них разыскивается гонителями, покуда церковь не лишится других, которые не так преследуются и которые могут окормлять собратьев, зная, что иначе жить не могут. Но когда опасность исходит для всех, то есть для епископов, клириков и мирян, то те, которые зависят от других, не должны оставлять тех, кто от них зависит. Итак, либо все должны отправиться в место убежища, либо, если у кого-либо возникает необходимость остаться, нужно позаботиться, чтобы не лишить уходящих возможности получать духовное окормление; так все в равной степени могут жить и претерпевать все, что посылает им Отец семейства.

Послания 228, CSEL 57:485.

« 10 глава 2Кор2-е Коринфянам 11 глава RBCБиблейского Центра AICАвгустин 12 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.