2-е Петра 2 глава

Второе послание Петра
Русского Библейского Центра → Комментарии Давида Стерна

Русского Библейского Центра

1 Были в народе лжепророки. Будут и среди вас мнимые учителя. Они протащат разрушительные ереси и станут отвергать искупившего их Владыку, чем и навлекут на себя скорую погибель.
2 Многие примкнут к их бесстыдству, из-за них на Путь истины сотворится хула.
3 Корысти ради будут облыжно вас завлекать. Да только суд над ними давно уже состоялся и заждалась своего часа их погибель.
4 Когда ангелы согрешили, Бог не пощадил их, бросил в ад, в узилище мрака, чтобы тьма стерегла их до Суда.
5 Не пощадил Он и древнего мира, залил потопом мир нечестивцев и сделал исключение только для Ноя, глашатая правды, и с ним еще семерых.
6 Он обрек на исчезновение Содом и Гоморру и испепелил оба города в назидание будущим нечестивцам,
7 Зато праведного Лота, изнемогавшего среди безобразий растленного люда, спас,
8 Потому что этот среди них праведник, ежедневно наблюдавший, как они предаются пороку, вконец изболелся праведной душой.
9 Знает Господь, как спасать благочестивых людей от беды, а неправедных держать взаперти до возмездия в День суда,
10 Особенно тех, кто потворствует гнусным интересам плоти и презирает над собой главенство. Они в упрямстве своем неугомонны, в поношении высших бестрепетны.
11 Даже и ангелы, превосходя их способностью и силой, не предъявляют им оскорбительных обвинений перед Господом.
12 А эти предают поношению то, чего не понимают, и, как животные, рожденные в бессловесном естестве для отлова и истребления, в растлении своем погибнут.
13 Их ждет возмездие, потому что они вредоносны. Их услада — неприкрытый разгул среди бела дня. Гнусные осквернители, они на пиршестве рядом с вами упиваются своей разнузданностью.
14 Их глаза выдают блудливость, упрямство греха. Они совращают слабые души. Их сердцем руководит завистливая жадность. Окаянные люди!
15 Они сбились с пути, потеряли сами себя, пошли по следам Босорова сына Валаама, который прельстился вознаграждением за неправду,
16 Но был обличен в преступном намерении, когда бессловесная ослица голосом человека пресекла безумие пророка.
17 Они — сухие источники, туманы, развеянные ветром. Отведено им место во мраке вечной тьмы.
18 Произнося с напыщенным видом пустые слова об интересах плоти, они подговаривают к распутству тех, кому с таким трудом удалось наконец отойти от дурного образа жизни.
19 Обещают свободу, хотя сами — рабы ложных ценностей. Кто у кого в подчинении, тот тому и раб, разве нет?
20 Но если тот, кто узнал Господа и Спасителя Иисуса Христа и отошел от скверны мира, опять с теми спутался и уступил, то для него последнее теперь хуже первого.
21 Лучше бы ему не владеть знанием правды, чем с этим знанием отвратиться от святого предания.
22 Верно о таких говорит пословица: пес возвращается на свою блевотину и мытая свинья идет валяться в грязи.

Комментарии Давида Стерна

1 Однако были среди людей и лжепророки, как и среди вас будут лжеучителя. Обманным путём они введут пагубные ереси, отвергнув даже Господина, выкупившего их, и таким образом навлекут на себя скорую погибель.

Однако были среди людей и лжепророки. Кефа продолжает начатую им в 1:20 параллель между своим временем и временем Пророков.

2 Многие последуют их разврату, и из-за них истинный Путь подвергнется злословию. 3 В своей алчности они будут злоупотреблять вашим доверием при помощи вымышленных историй. Приговор, вынесенный им уже давно, не замедлит; погибель их не дремлет!

Вымышленных историй. См. 1:16.

4 Ибо Бог не пощадил согрешивших ангелов, но ввергнул их в мрачные темницы, находящиеся под Шеолом, где они заточены до суда.

Согрешивших ангелов, то есть бней-гаэлогим («сынов Божьих» или «сынов ангелов», Бытие 6:2), также называемых нефилим («падшие»; Бытие 6:4). Эти ангелы пали с небес, с того места, «где им следовало находиться» (Йегуды 6), и «стали входить к дочерям человеческим» (Бытие 6:2, 4). Теперь же это «духи, находящиеся в заточении» (1 Кеф. 3:19 и ком.), которых Бог «держит во тьме, сковав их вечными оковами до наступления Суда Великого Дня» (Йегуды 6). В своих описаниях Кефа и Иегуда основываются не на собственном богатом воображении, а на более ранних еврейских источниках, расширявших повествование Книги Бытия, таких как 1 Еноха (составлена в первом веке до н.э):

'Стражи позвали меня и сказали мне: «Енох, писец праведный, пойди, объяви Стражам небесным, которые оставили высшее небо, святое вечное место, и осквернились женщинами, и поступили, как поступают сыны человеческие, и взяли себе жён: "Вы вызвали великое разрушение на земле. И не будет у вас ни покоя, ни прощения грехов"»... И пошёл Енох и сказал: «Азазель, не будет у тебя мира: суровое наказание вышло против тебя, дабы связать тебя оковами».

И вновь сказал Господь Рафаэлю: «Свяжи Азазеля по рукам и ногам, и брось его во мрак: и сделай яму в пустыне, которая в Дудаэле, и брось его туда. И брось на него неотесанные и острые камни, и покрой его мраком, и пусть он пребывает там вечно, и покрой лицо его, чтобы он не мог видеть света. А в день великого суда будет он брошен в огонь».' (1 Еноха 12:4 — 13:1, 10:4−6).

5 Также не пощадил Он древний мир, но уберёг Ноаха, глашатая праведности, и вместе с ним ещё семерых, и навёл Потоп на мир нечестивых людей. 6 Он также осудил города Сдом и Амора, превратив их в пепел и руины, в знак предупреждения для будущих нечестивцев; 7 при этом спас Лота, праведника, который страдал из-за разврата этих безнравственных людей; 8 так как нечестивые дела, которые видел и слышал праведник, живя среди них, день ото дня доставляли невыносимое мучение его праведному сердцу.

Стихи 4−8. Ср. Йег. 5−7, также 1 Кеф. 3:19−20.

9 Потому Господь знает, как избавить благочестивых людей от испытаний и как сохранить нечестивых до Дня Суда, не переставая наказывать их,

Стихи 5−9. О Потопе см Бытие 6−9, о Сдоме, Аморе и Лоте см. Бытие 19, также ср. 7 главу письма Йегуды.

Говоря своим слушателям о необходимости быть бдительными и готовыми к приходу Дня Суда, Йешуа также использовал в качестве предостережения пример Потопа (Мат. 24:37−39), Содом и Гоморру (Мат. 10:15, 11:23−24; Лук. 10:12), и всё вместе (Лук. 17:26−30). Кефа вновь приводит пример Потопа в 3:3−7 ниже; в 1 Кеф. 3:20 и Евр. 11:7 содержится упоминание о нём. Ни в одном из этих отрывков достоверность этого события не подвергается сомнению.

10 в особенности тех, кто, следуя своему старому естеству, стремятся ко всякой мерзости и презирают власть. Будучи самонадеянными и своевольными, эти лжеучителя без трепета оскорбляют ангелоподобных существ; 11 в то время как ангелы, будучи сильнее и могущественнее, не выдвигают против них оскорбительных обвинений перед Господом. 12 Эти же люди, поступающие бездумно, подобно животным, лишённым разума и рождённым только для того, чтобы быть пойманными и истреблёнными, оскорбляют то, о чём они не знают. Они истребятся, и истребление это будет окончательным — 13 им воздастся за всё то зло, которое они совершают. Они находят удовольствие в том, что открыто предаются пьянству; они пятна и пороки, которые упиваются своей ложью, разделяя с вами пищу,

Стихи 10−13. См. письмо Йегуды 8−10, ком. к Йег. 9.

14 их глаза всегда выискивают женщин, готовых прелюбодействовать, глаза, не перестающие грешить; сердце их приучено к алчности; они обольщают колеблющихся. Это дети проклятия! 15 Эти люди свернули с прямого пути и заблудились, идя по стопам Бильама Бен-Беора, который любил [получать] награду за причиняемый вред, 16 но был обличён за свой грех — немое вьючное животное проговорило человеческим голосом и остановило безумие пророка!

Стихи 15−16. Когда израильтяне были на пути в Землю Обетованную, Балак, царь Моава, нанял Бильама Бен-Беора (Валаама, сына Беора), чтобы «проклясть Иакова и вызвать гнев против Израиля» (Числа 22:6, 23:7). Однако Бильам был обличён за свой грех Богом, Который проговорил к нему устами ослицы (Числа 22:22 и далее). Бильам произнёс благословение на Израиль, которое включало в себя мессианское обещание: «Взойдёт звезда от Яакова» (Числа 24:17; см. выше, ком. к 1:19). Согласно Мишне:

'Злой глаз [т.е. жадность, алчность; см. Мат. 6:22−23 и ком.], высокомерный дух и алчная душа характеризуют талмидим Бильама злонамеренного... [Они] наследуют Гей-Гином и сходят в преисподнюю.' (Авот 5:19)

Больше о Бильаме см. в примечании к Отк. 2:14.

17 Они безводные источники, дымка, уносимая порывом ветра; для них приготовлен беспросветный мрак.

Ср. письмо Йегуды 12−13.

Безводные источники многое обещают, но на деле оказываются бесполезными. Они тешат нас обманчивыми надеждами, но ничего доброго не приносят. Ср. Книгу Иеремии 2:13:

'Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоёмы разбитые, которые не могут держать воды' (Синод. пер.).

18 Произнося напыщенные, но ничего не значащие слова, они, подыгрывая желаниям старого естества, пытаются склонить к разврату тех людей, которые только начали отдаляться от живущих в заблуждении. 19 Они обещают им свободу, при этом сами порабощены растлению, поскольку человек является рабом того, чем он побеждён. 20 В самом деле если некогда они избежали всех скверн этого мира, благодаря тому, что познали нашего Господа и Избавителя, Мессию Йешуа, а затем вновь попались в их сети и были побеждены ими, то последнее их состояние хуже, чем прежнее.

Последнее их состояние хуже, чем прежнее. Ср. Мат. 12:43−45, Евр. 6:4−8.

21 Лучше было бы им вовсе не познавать Путь праведности, чем, познав во всей полноте, отвернуться от святой заповеди, переданной им.

См. ком. к Отк. 1:3 и ссылки.

22 То, что с ними случилось, напоминает правдивую пословицу: "Пёс возвращается на блевотину свою". 23 Поистине, "Свинья вымылась лишь для того, чтобы вываляться в грязи!"

Стихи 1−23. В первом веке, как и сейчас, безнравственные и алчные люди, взяв на себя роль учителей, вводили в заблуждение Божий народ, нанося непоправимый урон морали и репутации Мессианской Общины. Ср. письмо Йегуды 4−16.

«Свинья вымылась лишь для того, чтобы вываляться в грязи!» Должно быть, это пословица, хорошо известная читателям Кефы. Сравните с еврейской поговоркой: «войти в микву, [все ещё] касаясь трупа». Хотя ритуальное омовение может удалить ритуальную нечистоту, оно не будет эффективно, если человек по-прежнему держится за источник осквернения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.