От Иоанна 13 глава

От Иоанна
Слово Жизни → Учебной Библии МакАртура

Слово Жизни

1 Приближался праздник Пасхи. Иисус знал, что настал час Ему покинуть этот мир и вернуться к Отцу. Полюбив своих, находящихся в этом мире, Он полюбил их до конца.
2 Во время ужина, когда дьявол уже побудил Иуду Искариота, сына Симона, предать Иисуса,
3 Иисус, зная, что Отец отдал Ему все и что Он пришел от Бога и теперь возвращается к Богу,
4 встал из-за стола, снял с себя верхнюю одежду и опоясался полотенцем.
5 Потом Он налил воды в бадью и начал мыть своим ученикам ноги и вытирать их полотенцем, которым был опоясан.
6 Когда Он подошел к Симону Петру, тот сказал Ему: — Господи, Ты хочешь мыть мне ноги?
7 Иисус сказал ему: — Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймешь.
8 — Ты никогда не вымоешь моих ног! — возразил Петр. Иисус ответил: — Если Я не омою тебя, то у тебя нет со Мной ничего общего.
9 Симон Петр ответил: — Тогда, Господи, омой мне не только ноги, но и руки и голову!
10 Иисус ответил: — Омытого нет нужды мыть, разве только ноги, так как все его тело чисто. Вы ведь чисты, хотя и не все.
11 Он знал, кто предаст Его, и поэтому сказал, что не все чисты.
12 Окончив мыть ученикам ноги, Иисус снова оделся и возвратился на свое место за столом. — Вы понимаете, что Я сделал для вас? — спросил Он их. —
13 Вот вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно, потому что Я и есть Учитель и Господь.
14 Поэтому если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то вы тоже должны мыть ноги друг другу.
15 Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Говорю вам истину: слуга не больше своего господина, и посланный не больше пославшего его.
17 Если вы это знаете и так поступаете, то вы благословенны.
18 — Я не говорю о всех вас. Тех, кого Я избрал, Я знаю, но слова Писания: "Тот, кто ест со Мной хлеб, поднял свою пяту против Меня", — должны исполниться.
19 Говорю вам обо всем заранее, чтобы, когда это произойдет, вы поверили, что Я и есть тот, за кого себя выдаю.
20 Говорю вам истину, кто принимает посланного Мною, тот принимает и Меня, и кто принимает Меня, тот принимает и пославшего Меня.
21 Сказав это, Иисус произнес в большом волнении: — Говорю вам истину, что один из вас предаст Меня.
22 Ученики стали растерянно переглядываться между собой и спрашивать, кого Он имел в виду.
23 Один из учеников, которого Иисус любил, лежал у стола рядом с Ним.
24 Симон Петр показал ему жестом: — Спроси, кого Он имеет в виду?
25 Откинувшись назад к Иисусу, ученик спросил: — Господи, кто это?
26 Иисус ответил: — Тот, кому Я подам этот кусок хлеба, обмакнув его в блюдо. И обмакнув кусок, Иисус протянул его Иуде Искариоту, сыну Симона.
27 Как только Иуда взял хлеб, в него вошел сатана. — Делай быстро то, что собираешься делать, — сказал ему Иисус.
28 Никто за столом не понял, зачем Иисус сказал ему это.
29 Иуда отвечал за кассу, и некоторые подумали, что Иисус попросил его купить необходимое к празднику или же раздать часть денег бедным.
30 Взяв хлеб, Иуда сразу же вышел. Была ночь.
31 Когда Иуда вышел, Иисус сказал: — Теперь Сын Человеческий прославлен, а в Нем прославлен Бог.
32 Если Бог прославлен в Нем, то Бог прославит в себе и Его, и немедленно прославит.
33 Дети Мои, недолго Мне еще быть с вами. Вы будете искать Меня, и как Я говорил иудеям, так говорю и вам: туда, куда Я иду, вы не можете прийти.
34 Я даю вам новую заповедь: любите друг друга. Как Я вас полюбил, так и вы любите друг друга.
35 Все узнают, что вы Мои ученики, если вы будете любить друг друга!
36 Симон Петр спросил Его: — Господи, куда Ты идешь? Иисус ответил: — Туда, куда Я иду, ты сейчас со Мной пойти не сможешь, но позже ты пойдешь.
37 Петр спросил: — Господи, почему я не могу идти за Тобой сейчас? Да я готов даже жизнь отдать за Тебя.
38 Иисус тогда сказал: — Ты отдашь за Меня свою жизнь? Говорю тебе истину: не успеет сегодня и петух пропеть, как ты трижды отречешься от Меня.

Учебной Библии МакАртура

13:1 — 17:6 В этих описывающих жизнь Иисуса до распятия главах, повествование обращает взор на Его посвящение Своим ученикам. В то время как главы 1−12 сосредоточивают внимание на отвержении Иисуса народом (ср. 1:11), главы 13−17 концентрируются на тех, кто принял Его (см. 1:12). Начиная с гл. 13, Иисус полностью перешел от общественного служения к личному служению принявшим Его. Слова, записанные в гл. 13−17, были сказаны Иисусом в ночь, когда Он был предан и арестован, как прощание, чтобы передать Своим последователям Свое будущее наследие (гл. 13−16) и помолиться за них (гл. 17). Всего лишь день спустя был крест.

13:1 до конца Это означает «в совершенстве», «совершенной любовью». Бог любит (3:16) также грешников (3:16; Мф 5:44−45; Тит 3:4) с сострадательным общим милосердием, но Своих Он любит совершенной, спасающей, вечной любовью.

13:2 вечери Это был пасхальный ужин в четверг вечером после захода солнца. См. во Введении: Проблемы толкования.
диавол… в сердце Иуде Это не снимает бремя вины с Иуды, потому что его порочное сердце желало точно того же, чего желал диавол, — смерти Иисуса. Диавол и Иуда были в согласии.

13:3 к Богу отходит Иисус смело встречал предательство, мучение и смерть, потому что знал: Отец впоследствии вознесет Его, где Он получит славу и общение, которые Он извечно имел в Троице (см. 17:4−5). Это была «предлежавшая Ему радость», которая дала Ему возможность «претерпеть крест» (Евр 12:2).

13:4−5 Пыль и грязь, обусловленные климатическими условиями этого района, неизбежно приводили к необходимости умывать ноги, входя в дом. Хотя ученики, вероятно, были бы рады умыть ноги Иисусу, они не могли и вообразить умыть ноги друг другу. Это потому, что в обществе того времени умывание ног предназначалось для занимающих самое низкое положение слуг-рабов. Равные не умывали ног один другому, кроме очень редких случаев, в знак великой любви. Лука указывает (22:24), что ученики спорили о том, кто из них больший, так что никто не хотел унижаться до того, чтобы умывать ноги. Они были потрясены, когда Иисус начал умывать их ноги. Его действия служили и символом духовного очищения (ст. 6−9) и образцом христианского смирения (ст. 12−17). Этим поступком Иисус преподал урок самоотверженного служения, высочайшим примером которого послужила Его смерть на кресте.

13:6−10 Эти поступки смутили всех учеников. Но в то время, как другие молчали, Петр, возможно, от имени других (см. Мф 16:13−23) высказался в негодовании, что Иисус ни за что не будет так унижаться, чтобы умывать им ноги. Он не смог увидеть за самим смиренным служением предполагаемого в нем символа духовного очищения (ст. 7; ср. 1Ин 1:7−9). Ответ Иисуса сделал ясным истинный смысл Его действий: если Агнец Божий не очистит грехов человека (как изображено в символизме омовения), он не может иметь части с Ним.

13:10 нужно только ноги умыть Нет необходимости повторять очищение, которое Христос совершает при спасении — в этот момент искупление является полным. Однако все, очищенные Божьим милосердным оправданием, нуждаются в постоянном духовном очищении, так как они ведут борьбу с грехом во плоти. Верующие оправданы, и им дарована вмененная праведность (Флп 3:8−9), но они все еще нуждаются в освящении и личной праведности (Флп 3:12−14).

13:11−12 не все вы чисты В этих стихах говорится об Иуде (6:70), который вскоре должен был привести толпу, чтобы схватить Иисуса (18:3).

13:15 пример Использованное здесь слово подразумевает как «пример, урок», так и «образец» (Евр 4:11; Евр 8:5; Евр 9:25; Иак 5:10; 2Пет 2:6). Намерением Иисуса в этом поступке было представить образец любящего смирения.

13:17 блаженны вы, когда исполняете Радость всегда связана с послушанием Божьему Слову (см. 15:14).

13:18 которых избрал Иисус говорил о 12 учениках, которых Господь выбрал (см. 15:16), которых Господь отлично знал, включая Иуду, избранного для того, чтобы исполнилось пророчество Пс 40:10.

13:21 возмутился Значение этого слова см. в пояснении к 12:27.

13:23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус Это первое упоминание об апостоле Иоанне, авторе Евангелия (см. во Введении: Автор и время написания). В частности, он упомянул себя у креста (19:26−27), у пустого гроба (20:2−9), при Тивериадском море (21:1, 20−23) и в предпоследнем стихе, где о нем говорится как об авторе Евангелия (21:24).

13:26 подал Иуде… Искариоту Обычно на празднике хозяин (роль которого исполнял Иисус) обмакивал в общую чашу и вынимал самый вкусный кусочек и подавал его гостю в знак особой чести или дружбы. Поскольку Иисус так спокойно подал его Иуде, это могло означать, что его посадили на почетном месте возле Господа. Это был последний жест Его любви к Иуде, даже если тот предаст Его.

13:27 вошел в него сатана При предательстве Иисуса Иудой владел сам сатана. См. пояснение к ст. 2.

13:30 была ночь Хотя это и было историческим воспоминанием Иоанна, эта фраза может быть также наполнена глубоким богословским смыслом. Это был час, когда Иуда был полностью предан власти тьмы (ср. Лк 22:53).

13:31−33 прославился С уходом Иуды были приведены в движение последние события. Иисус смотрел не на муки креста, а на то, что будет после него, предвидя славу Его с Отцом (см. 17:4−5; Евр 12:2).

13:33 как сказал Я Иудеям Это высказывание записано в 8:21.

13:34−35 Провозгласив Свой уход и настояв на том, что Его ученики не могут пойти с Ним, Иисус начал говорить о том, что Он ожидал от них после Своего отшествия. Любовь — это служение и отличительная черта ученичества (ст. 35; ср. 1Ин 2:7−11; 1Ин 3:10−12; 1Ин 4:7−10, 20−21).

13:34 Заповедь новую… как Я возлюбил вас Заповедь любить не была новой. Второзаконие 6:5 повелевало любить Бога, и Лев 19:18 повелевал любить ближнего своего как самого себя (ср. Мф 22:34−40; Рим 13:8−10; Гал 5:14; Иак 2:8). Однако заповедь Иисуса о любви представляла определенно новый образец по двум причинам:
1) это — жертвенная любовь, созданная по образцу Его любви («как Я возлюбил вас» ср. 15:13) и
2) она дается преобразующей силой Святого Духа через Новый Завет (ср. Иер 31:29−34; Иез 36:24−26; Гал 5:22).

13:36 ты не можешь… идти Его труд был почти завершен, а их — только начинался (Мф 28:16−20; Мк 16:15; Лк 24:47). Особенный труд нужно было совершить Петру (см. пояснения к 21:15−19). Только Иисус, как безгрешная Жертва за грехи мира, мог пойти на крест и умереть (1Пет 2:22−24). Также только Он мог быть прославлен в присутствии Отца той славой, которую имел до Своего воплощения (см. 12:41; 17:1−5).

13:38 См. 18:25−27; ср. Мф 26:71−75; Мк 14:69−72; Лк 22:54−62.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.