От Иоанна 8 глава

От Иоанна
Слово Жизни → Учебной Библии МакАртура

Слово Жизни

1 а Иисус пошел на Масличную гору.
2 Рано утром Он опять был в храме. Вокруг Него собралось много людей, и Он сел и стал их учить.
3 Учителя закона и фарисеи привели женщину, уличенную в супружеской измене. Они поставили ее перед народом
4 и сказали Иисусу: — Учитель, мы поймали эту женщину на месте преступления, она изменила мужу!
5 Моисей повелевает в законе побивать таких камнями. А Ты что скажешь?
6 Они спросили это, чтобы найти повод уловить Иисуса в чем-либо и обвинить Его. Иисус склонился и писал пальцем на земле.
7 Они упрямо продолжали Его спрашивать. Тогда Иисус выпрямился и сказал: — Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень.
8 И Он опять, склонившись, продолжал писать на земле.
9 Тогда они начали по одному уходить, начиная с самых старших. В конце концов остался один Иисус и женщина.
10 Иисус поднял голову и спросил: — Женщина, где твои обвинители? Разве никто не осудил тебя?
11 — Никто, Господин, — ответила она. — И Я тебя не осуждаю, — сказал Иисус. — Иди и больше не греши.
12 Когда Иисус вновь заговорил с народом, Он сказал: — Я свет миру. Тот, кто идет за Мной, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
13 Фарисеи тогда сказали: — Но ведь Ты сам свидетельствуешь о себе, значит, Твое свидетельство недействительно.
14 Иисус ответил: — Даже если Я и сам свидетельствую о себе, Мое свидетельство истинно, потому что Я знаю, откуда Я пришел и куда Я иду. Вы же не имеете никакого понятия ни о том, откуда Я пришел, ни о том, куда Я иду.
15 Вы судите по человеческим меркам, Я же не сужу никого.
16 Но если Я и сужу, Мой суд справедлив, потому что Я не сам, со Мной тот, кто послал Меня.
17 В вашем же законе написано, что когда свидетельствуют двое, то их свидетельство имеет силу.
18 О себе свидетельствую Я сам и Мой Отец, который послал Меня.
19 Они тогда спросили: — Где же Твой Отец? Иисус ответил: — Вы не знаете ни Меня, ни Моего Отца. Если бы вы знали Меня, вы бы знали и Моего Отца.
20 Он сказал это, когда учил в храме, там, где собирали пожертвования. Никто, однако, не схватил Его, потому что Его время еще не настало.
21 Иисус сказал им еще раз: — Я ухожу, и вы будете искать Меня, и умрете в своих грехах. Туда, куда Я иду, вы не сможете прийти.
22 Иудеи стали тогда спрашивать: — Он что, собирается покончить с собой? Может, это Он имеет в виду, когда говорит: "Туда, куда Я иду, вы не сможете прийти"?
23 Иисус продолжал: — Вы отсюда, с земли, а Я пришел свыше. Вы принадлежите этому миру, а Я этому миру не принадлежу.
24 Поэтому Я сказал вам, что вы умрете в ваших грехах. Если вы не поверите, что Я тот, за кого Я себя выдаю, вы действительно умрете в ваших грехах.
25 — Кто же Ты такой? — спросили они. — Я вам уже давно говорю, кто Я такой, — ответил Иисус.
26 — У Меня есть много чего сказать о вас и много в чем обвинить вас. Тот, кто послал Меня, говорит истину, и то, что Я слышал от Него, Я говорю миру.
27 Они не поняли, что Он говорил им об Отце.
28 Иисус сказал: — Когда вы возвысите Сына Человеческого, тогда и узнаете, что Я тот, за кого Я себя выдаю, и что от себя Я не делаю ничего, а говорю то, чему Отец научил Меня.
29 Пославший Меня со Мной, Он Меня одного не оставляет, потому что Я делаю то, что угодно Ему.
30 После этих слов многие поверили Иисусу.
31 Иисус сказал иудеям, поверившим в Него: — Если вы будете верны Моему учению, то вы действительно Мои ученики.
32 Вы тогда узнаете истину, и истина сделает вас свободными.
33 Они ответили: — Мы потомки Aвраама и никогда не были никому рабами. Как это мы можем "стать свободными"?
34 Иисус ответил: — Говорю вам истину, каждый, кто грешит, является рабом греха.
35 Раб, в отличие от сына, не является членом семьи.
36 Поэтому если Сын вас освобождает, вы будете действительно свободными.
37 Я знаю, что вы потомки Aвраама, но вы готовы убить Меня потому, что не можете вместить Мое слово.
38 Я говорю вам о том, что Я видел у Отца, а вы делаете то, что вы услышали от вашего отца.
39 — Наш отец Aвраам, — ответили они. — Если бы вы были детьми Aвраама, — ответил Иисус, — вы бы делали дела Aвраама,
40 но вы стремитесь убить Меня, человека, говорящего вам истину — истину, которую Я слышал от Бога. Aвраам так не делал.
41 Вы делаете то, что делал ваш отец. — Мы не какие-нибудь незаконнорожденные, — говорили они, — у нас один Отец — сам Бог.
42 Иисус сказал им: — Если бы Бог был вашим Отцом, то вы любили бы Меня, потому что Я пришел от Бога. Я пришел не сам от себя, Меня послал Он.
43 Как это вы не понимаете, о чем Я вам говорю? Вы не можете даже слышать, что Я вам говорю.
44 Вы принадлежите вашему отцу, дьяволу, и хотите исполнить желания вашего отца. Он от начала был убийцей и не признавал истины, потому что в нем нет никакой истины. Когда он лжет, то делает то, что ему свойственно, потому что он лжец и отец лжи.
45 Но Я говорю вам истину, и потому вы Мне не верите!
46 Может ли кто-либо из вас уличить Меня во грехе? Если же Я говорю истину, то почему вы Мне не верите?
47 Тот, кто принадлежит Богу, слышит, что Бог говорит. Вы не слышите Меня потому, что вы не принадлежите Богу.
48 Иудеи стали говорить Иисусу: — Ну разве мы не правы, когда говорим, что Ты самарянин и притом сошел с ума!
49 — Я не сошел с ума, — ответил Иисус, — Я чту Моего Отца, а вы бесчестите Меня.
50 Я не ищу славы себе, но есть тот, кто ищет и судит.
51 Говорю вам истину: кто исполняет то, что Я говорю, тот никогда не увидит смерти.
52 Тогда иудеи закричали: — Теперь мы точно знаем, что Ты сошел с ума! Aвраам умер, и все пророки умерли, а Ты говоришь, что кто исполняет Твои слова, тот никогда не умрет.
53 Неужели Ты больше нашего отца Aвраама, который умер? И пророки умерли. А Ты кто такой, по Твоему мнению?
54 Иисус ответил: — Если Я ищу славы самому себе, то слава эта ничего не значит. Меня прославляет Мой Отец, которого вы называете своим Богом,
55 хотя вы Его не знаете. Но Я Его знаю, и если бы Я сказал, что не знаю Его, то был бы таким же лжецом, как и вы. Но Я знаю Его и исполняю то, что Он говорит.
56 Ваш отец Aвраам радовался при мысли, что он увидит Мой день, и он его увидел и был счастлив.
57 — Да Тебе нет и пятидесяти лет, — говорили Ему иудеи, — и Ты видел Aвраама?
58 Иисус сказал: — Говорю вам истину, еще до того, как Aвраам родился, Я уже был!
59 Тогда они схватили камни, чтобы бросить в Него, но Иисус скрылся и вышел из храма.

Учебной Библии МакАртура

8:6 искушая Его… к обвинению Его Если бы Иисус отверг закон Моисея (Лев 20:10; Втор 22:22), пропало бы доверие к Нему. Если бы Иисус последовал закону Моисея, то подверглась бы сомнению Его репутация сострадания и прощения.

8:7 кто из вас без греха Эти слова прямо относятся к Втор 13:9; Втор 17:7, где говорится, что казнь должны начать свидетели преступления. В ней могли участвовать только те, кто не был виновен в том же грехе.

8:8 Ср. ст. 6. По-видимому, это был способ продлить время, чтобы дать им подумать.

8:11 впредь не греши Фактически, «оставь свою греховную жизнь» (ср. 3:17; 12:47; Мф 9:1−8; Мк 2:13−17).

8:12−21 Исключая историю в 7:53 — 8:11 о женщине, взятой в прелюбодеянии, этот стих хорошо подходит к 7:52. Слово «опять» свидетельствует о том, что Иисус еще раз говорил народу на том же празднике кущей (см. 7:2, 10). Первый раз Иисус использовал обряд излияния воды (7:37−39) как метафору, чтобы отразить окончательную духовную истину о Себе как о Мессии (Христе), Который осуществляет все то, что предвосхищал этот праздник. Затем Он обратился к другому обряду, который по традиции совершался в праздник: к церемонии зажигания светильников. Во время праздника поставления кущей в женском дворе храма зажигались четыре больших светильника и при их свете совершалось бурное ночное празднование, когда люди всю ночь пляшут и держат в руках горящие факелы, воспевая песни хвалы. Также и левиты играли на инструментах. Иисус воспользовался традицией зажигания огней на этом празднике, чтобы наглядно изобразить людям духовную аналогию: «Я свет миру».

8:12 Я свет миру Это второе утверждение «Я есмь» (см. 6:35). Иоанн уже употребил для Иисуса метафору «света» (1:4). Здесь образ Иисуса пропитывается ветхозаветными ссылками (Исх 13:21−22; Исх 14:19−25; Пс 26:1; Пс 118:105; Притч 6:23; Иез 1:4, 13, 26−28; Ав 3:3−4). Эта фраза выдвигает на первый план роль Иисуса как Мессии и Сына Божьего (Пс 26:1; Мал 4:2). Ветхий Завет указывает, что грядущий век Мессии будет временем, когда Господь станет светом для Своего народа (Ис 60:19−22; ср. Откр 21:23−24), а также для всей земли (Ис 42:6; Ис 49:6). Пророк Захария в 14:5б-8 ставит особое ударение на Боге как свете миру, Который дает Своему народу живые воды. Это место Писания, возможно, составило литургические чтения для праздника кущей. Для дальнейших пояснений значения Иисуса как «света» см. пояснения к 1:4, 5; 1Ин 1:5.
кто последует за Мною Слово «последует» передает идею полной отдачи себя той личности, за которой следуешь. Для Иисуса не существует нерешительных последователей (ср. Мф 8:18−22; Мф 10:38−39). Здесь есть скрытая ссылка на иудеев, следовавших за столпом облачным и огненным, который вел их во времена исхода (Исх 13:21).

8:13 Ты Сам о Себе свидетельствуешь Иудеи издевательски привели собственные слова Иисуса из 5:31. Однако и здесь, и там слова Иисуса согласуются с тем, что для установления истины какого-то дела Ветхий Закон требовал наличие не одного, а многочисленных свидетелей (Втор 17:6). В Своем свидетельстве, указывавшем на Него как на Мессию, Иисус не был одинок, потому что об этой истине засвидетельствовали уже многие (см. пояснение к 1:7).

8:14−18 В этих стихах дается три аргумента истинности свидетельства Иисуса:
1) Иисус знает Свое происхождение и предназначение, тогда как иудеи не знали даже основных духовных истин, делая свой суд ограниченным и поверхностным (ст. 14−15);
2) сокровенное единение Сына с Отцом служит гарантией истинности свидетельства Сына (ст. 16) и
3) Отец и Сын единодушно свидетельствуют о Личности Сына (ст. 17−18).

8:17 в законе вашем написано См. Втор 17:6; Втор 19:5 и пояснения к 1:7.

8:19 где Твой Отец? Как и было свойственно иудеям (например, 3:4; 4:11; 6:52), они снова мыслили лишь человеческими понятиями, спрашивая об Отце Иисуса.

8:21−30 Иисус называет последствия отвержения Его как Мессии и Сына Божьего духовной смертью (ст. 24; ср. Евр 10:26−31). В этих стихах показано четыре причины, по которым люди умрут в своих грехах и, как следствие, переживут духовную смерть:
1) самоправедность (ст. 20−22);
2) привязанность к земному (ст. 23−24);
3) неверие (ст. 24) и
4) преднамеренное упрямство и невежество (ст. 25−29).
Иудеи, отвергнувшие Христа, проявили все эти четыре характерные черты.

8:21 Иисус повторил Свои слова, сказанные в 7:33−34, но с более угрожающим подтекстом о последствии Его отвержения.
Я отхожу Т.е. посредством Своей предстоящей смерти, Воскресения и Вознесения к Отцу.

8:22 неужели Он убьет Сам Себя Иудеи говорили это либо в замешательстве (см. пояснения к 7:34−35), либо, вероятнее всего, насмехаясь над Христом. Иудейское предание осуждало самоубийство как особенно ужасный грех, который приводил к постоянному изгнанию в наихудшую часть преисподней (Иосиф Флавий, Иудейская война, iii. vii.5 [iii. 375]). Бог отдал Иисуса на смерть (Деян 2:23), и, будучи Богом, Иисус отказался от Своей собственной жизни (10:18).

8:23 вы от нижних Здесь показывается контраст Царства Божьего и царства падшего, греховного мира (т.е. «от нижних»). В этом контексте «мир» является невидимой духовной системой зла, которой управляет сатана, и все то, что она предлагает во вражде к Богу, к Его слову и к Его народу (см. пояснения к 1:9; 1Ин 5:19). Иисус провозгласил, что настоящее родство Его оппонентов было с сатаной и его царством. Они были духовно ослеплены этим господством (см. 2Кор 4:4; Еф 2:1−3).

8:24 если не уверуете Иисус подчеркнул, что смертельным, непростительным и вечным грехом является отсутствие веры в Него как Мессию и Сына Божьего. Поистине, если человек покаялся в этом грехе, то все другие грехи могут быть ему прощены. См. пояснения к 16:8−9. это Я Иисус строил предложение не обычным образом, а под влиянием ветхозаветного еврейского употребления. Это чистое словоупотребление, означающее «Я есмь» и имеющее огромное теологическое значение. Ссылка может быть как на Исх 3:14, где Господь объявил Свое имя как «Я есмь», так и на Ис 40−55, где фраза «Я есмь» появляется неоднократно (особенно в 43:10, 13, 25; 46:4; 48:12). В данном случае Иисус говорил о Себе как о Боге Ветхого Завета и, вызывая вопрос иудеев в ст. 25, прямо заявил о Своей полноте как Бога. См. пояснение к ст. 58.

8:25 кто же Ты? Иудеи были упрямы в своем неведении, потому что главы 1−8 показывают, что Личность Иисуса удостоверяли многочисленные свидетели, и Сам Иисус в словах и делах во время Своего служения на земле постоянно доказывал, что Он — Мессия и Сын Божий.
от начала Имеется в виду: с начала служения Иисуса среди иудеев.

8:28 когда вознесете Сына Человеческого О предстоящем распятии Иисуса. узнаете, что это Я Отказавшись принять Его верой и пригвоздив Его ко кресту, однажды они проснутся в ужасающем осознании того, что Тот, Кого они презирали, был Тем, Кому они должны были поклоняться (ср. Флп 2:9−11; Откр 1:7). После смерти и Воскресения Христа многие иудеи уверовали в Него, понимая, что Тот, Кого они отвергли, поистине был Мессией (Деян 2:36−37, 41).

8:31−36 Эти стихи являются основополагающим местом для понимания подлинного спасения и истинного ученичества. Иоанн подчеркнул эти реалии, делая особое ударение на словах «истина» и «свобода». В этом месте внимание сосредоточено на людях, которые проявляли начатки веры в Иисуса как Мессию и Сына Божьего. Иисус призывал, чтобы они шли дальше в их вере. Спасающая вера не переменчива, а тверда и постоянна. Такая зрелость выражается в полной приверженности истине в Иисусе Христе, приводящей к подлинной свободе. Этот фрагмент говорит о трех особенностях:
1) о развитии свободы (ст. 31−32);
2) о потребности в свободе и ложной свободе (ст. 33−34);
3) об обещании свободы (ст. 35−36).

8:31 уверовавшим в Него Вера в Иисуса Христа как Мессию и Сына Божьего является первым шагом в движении к истинному ученичеству.
если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики Здесь показан второй шаг в движении к истинному ученичеству. Плодом или доказательством настоящей веры (см. Еф 2:10) является постоянное послушание Писанию (ср. Мф 28:19−20). Слово «пребудете» означает привычно пребывать в словах Иисуса. Истинный верующий прочно держится учения Иисуса, повинуется и применяет его. Тот, кто пребывает в учении, имеет и Отца и Сына (2Ин 1:9; ср. Евр 3:14; Откр 2:26). Настоящие ученики являются как учениками (в основном смысле слова), так и верными последователями.

8:32 истину Здесь слово «истина» относится не только к фактам, характеризующим Иисуса как Мессию и Сына Божьего, но и к учению, которое Он принес. Истинно спасенный и послушный последователь Господа Иисуса будет иметь Божью истину, свободу от греха (ст. 34) и проникновение в подлинную сущность. Эта Божья истина приходит не просто через интеллектуальное согласие (1Кор 2:14), но посредством спасающей передачи Христу (ср. Тит 1:1−2).

8:33 не были рабами никому никогда Так как иудеи часто находились в политическом порабощении у многих народов (Египта, Ассирии, Вавилона, Греции, Сирии и Рима), они, должно быть, говорили о духовном значении их свободы.

8:34 истинно, истинно См. пояснение к 1:51.
всякий, делающий грех Иисус имел в виду не физическое рабство, а духовное порабощение грехом (ср. Рим 6:17−18). Понятие «делающий грех» означает привычно совершать грех (1Ин 3:4, 8−9). Основной зависимостью является не политическое или экономическое рабство, а духовное порабощение греху и восстание против Бога. Таким образом, этим также объясняется, почему Иисус никогда не позволял превратить Себя просто в политического лидера (6:14−15).

8:35−36 Понятие рабства в ст. 34 приводит к положению рабов. Хотя иудеи считали себя исключительно свободными детьми Авраама, в действительности они были рабами греха. В этом контексте Сам Христос является истинным Сыном, делающим рабов свободными от греха. По-настоящему свободными становятся те, кого Иисус Христос освобождает от тирании греха и от рабства законничества. (Рим 8:2; Гал 5:1).

8:39 если бы вы были дети Авраама Конструкция этой фразы служит признаком того, что Иисус отрицал достаточность простого физического происхождения для спасения (см. Флп 3:4−9). Смысл здесь, вероятно, такой: «Если бы вы были дети Авраама, то вы бы поступали как Авраам, но вы не его дети». Подобно тому, как дети наследуют генетические особенности своих родителей, точно так же люди, являющиеся истинными потомками Авраама, будут поступать как Авраам, т.е. подражать вере и послушанию Авраама (см. Рим 4:16; Гал 3:6−9; Евр 11:8−19; Иак 2:21−24).
дела Авраамовы Вера Авраама проявилась в его послушании Богу (Иак 2:21−24). Иисус хотел сказать, что поведение неверующих иудеев было диаметрально противоположно поведению Авраама, который жил в послушании всему, что велел Бог. Их поведение по отношению к Иисусу показывало, что их настоящим отцом был сатана (ст. 41, 44).

8:41 мы не от любодеяния рождены Вполне возможно, иудеи намекали на дискуссию, ведущуюся вокруг рождения Иисуса. Иудеи знали историю об обручении Марии и о том, что Иосиф не был настоящим отцом Иисуса: поэтому они предполагали, что Иисус был рожден незаконно (см. Мф 1:18−25; Лк 1:26−38).

8:42 если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня Конструкция этого предложения (как и в ст. 39) содержит в себе отрицание того, что Бог — их истинный отец. Несмотря на то, что в Ветхом Завете Бог называет израильский народ Своим «первенцем» (Исх 4:22) и подтверждает, что Он является Отцом Израиля по созданию народа и по отделению Его (Иер 31:9) от других, неверие иудеев в Иисуса доказывало, что в духовном смысле Бог не был их Отцом. Иисус подчеркнул, что явным критерием, подтверждающим чье-то утверждение, что он — дитя Божье, является любовь к Его Сыну, Иисусу. Так как Бог есть любовь, то люди, любящие Его Сына, также проявляют Его сущность (1Ин 4:7−11; 1Ин 5:1).

8:44 Ваш отец диавол Сыновство определяется по поведению. Сын будет проявлять характерные черты своего отца (ср. Еф 5:1−2). Поскольку в своей враждебности к Иисусу и в своей неспособности уверовать в Него как Мессию иудеи показали характер сатаны, их происхождение по отцу было прямо противоположно их утверждениям, т.е. они принадлежали сатане.
он был человекоубийца от начала Иисус намекает на грехопадение человечества, когда сатана искушал Адама и Еву и разрушил их духовную жизнь (Быт 2:17; Быт 3:17−24; Рим 5:12; Евр 2:14). Некоторые полагают, что здесь, возможно, также говорится об убийстве Авеля Каином (Быт 4:1−9; 1Ин 3:12).

8:46 обличит Меня в неправде Хотя иудеи доказывали, что Иисус был повинен в грехе (5:18), здесь имеется в виду, что совершенная святость Христа была доказана не только их молчанием в ответ на вопрос Христа, но и Его собственной убежденностью в полной чистоте Его жизни. Такое мог говорить только совершенно святой Человек, Который имеет самые близкие, самые тесные отношения с Отцом. Иудеи не могли привести убедительных доказательств, которые бы на небесном суде могли обвинить Его во грехе.

8:48 Ты Самарянин Поскольку иудеи не могли подвергнуть критике личную жизнь и поведение Иисуса (ст. 46), они применили по отношению к Нему тактику личного оскорбления. Вероятно, ссылка на Иисуса как на «самарянина» кроется в факте, что Иисус, подобно самарянам, спрашивал об исключительном праве иудеев называться детьми Авраама (см. ст. 33, 39).

8:51 не увидит смерти вовек Внимательное изучение учения Иисуса и следование за Ним приводят к вечной жизни (6:63, 68). Такая жизнь не может быть уничтожена физической смертью (см. 5:24; 6:40, 47; 11:25, 26).

8:52 Авраам умер Утверждение Иисуса, что всякий соблюдающий слово Его, не умрет никогда (ст. 51), вызвало резкий ответ иудеев, который снова открыл мышление на сугубо буквальном и земном уровне (см. 3:4; 4:15).

8:56 В Евр 11:13 указано, что Авраам видел время Христа («издали видели оные», см. пояснение там же). Особенно в продолжающемся семени Исаака Авраам видел начало исполняющегося Божьего завета (Быт 12:1−3; Быт 15:1−21; Быт 17:1−8; ср. 22:8), который достигнет кульминации во Христе.

8:58 истинно, истинно См. пояснение к 1:51.
Я есмь См. пояснения к 6:22−58. Здесь Иисус провозгласил Себя Богом, т.е. Господом Ветхого Завета. Для этого выражения основными являются такие места, как Исх 3:14; Втор 32:39; Ис 41:4; Ис 43:10, где Бог провозгласил Себя от вечности сущим Богом, явившим Себя иудеям в Ветхом Завете. См. также пояснения к ст. 24, 28.

8:59 взяли каменья Иудеи поняли притязание Иисуса и поступили согласно Лев 24:16, где указано, что следует побить камнями всякого человека, ложно называющего себя Богом.
скрылся… пройдя посреди них Иисус неоднократно избегал ареста и смерти, потому что Его час еще не настал (см. пояснения к 7:30, 44; 18:6). Вероятнее всего, это означает избавление чудесным образом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.