Притчи 20 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Толковая Библия Лопухина

Синодальный перевод

1 Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
2 Гроза царя — как бы рёв льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.
3 Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
4 Ленивец зимою не пашет: поищет летом — и нет ничего.
5 Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.
6 Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?
7 Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!
8 Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими всё злое.
9 Кто может сказать: «я очистил моё сердце, я чист от греха моего?»
10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое — мерзость пред Господом.
11 Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.
12 Ухо слышащее и глаз видящий — и то и другое создал Господь.
13 Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.
14 «Дурно, дурно», — говорит покупатель, а когда отойдёт, хвалится.
15 Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь — уста разумные.
16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог.
17 Сладок для человека хлеб, приобретённый неправдою; но после рот его наполнится дресвою.
18 Предприятия получают твёрдость через совещание, и по совещании веди войну.
19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.
20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.
22 Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
23 Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро.
24 От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?
25 Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать.
26 Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.
27 Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца.
28 Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.
29 Слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина.
30 Раны от побоев — врачевство против зла и удары, проникающие во внутренности чрева.

Толковая Библия Лопухина

1−5. Увещания к благоразумию, воздержанию, честности, трудолюбию и избежанию противоположных пороков. 6−11. О всеобщей греховности людей и постоянной склонности их к падению. 12−19. Увещание к надежде на Бога, трудолюбию, скромности. 20−23. Против непочтения к родителям, хищения, мстительности и обмана. 24−30. Различные увещания к страху Божию и честности.

Притч 20:1. Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.

Притч 20:2. Гроза царя — как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.

Притч 20:3. Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.

Притч 20:4. Ленивец зимою не пашет: поищет летом — и нет ничего.

Притч 20:5. Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.

Предостережение от излишнего употребления вина не раз встречается у Премудрого (см. Притч 23:29 сл.); как и в других местах св. Писания (Ис 28:7; Еф 5:18), и здесь опьянение рассматривается в качестве неодолимого препятствия к ясности духа, сознания человека, — как зло, лишающее духовную жизнь человека ее нормального течения, в частности — духовной мудрости и нравственного совершенства. Ст. 2 сн. Притч 19:12:16.14: во всех этих, как и некоторых других местах книги Притчей, царь является идеальной силой, нравственным мерилом истинной законности. Затем указываются противоположные истинной мудрости качества: сварливость (ст. 3) и леность (ст. 4), а потом приводится положительное свойство мудрости — проницательность, способность проникать в сердца людей, при всей таинственности области внутренней жизни человека (ст. 5, сн. Притч 18:4).

Притч 20:6. Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?

Притч 20:7. Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!

Притч 20:8. Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое.

Притч 20:9. Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»

Притч 20:10. Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое — мерзость пред Господом.

Притч 20:11. Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.

Осуждается фарисейское самопревозношение человека делами милости и добродетелями (ст. 6, сн. Мф 6:2; Лк 18:8): истинное достоинство человека узнается лишь по смерти его, главным образом в детях его (ст. 7, сн. Сир 11:28); нелицеприятный, беспристрастный и авторитетный суд о человеке произносит также царь (ст. 3, сн. Притч 16:10; 3Цар 3:27). Ст. 9, выражая главную мысль отдела (ст. 6−11), высказывает то положение о всеобщей греховности человечества, которое (положение) принадлежит к наиболее часто возвещаемым в Ветхом Завете учениям веры (ср. Быт 6:5; 3Цар 8:46; Иов 14:4:15.14; Пс 50:7; Еккл 7:20; Сир 7:5 и др.). Ст. 10 — частный и обыденный пример греховности — нечестность в торговле (сн. ниже, ст. 23; Притч 11:1). Ст. 11 служит развитием мысли ст. 9.

Притч 20:12. Ухо слышащее и глаз видящий — и то и другое создал Господь.

Притч 20:13. Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.

Притч 20:14. «Дурно, дурно», говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится.

Притч 20:15. Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь — уста разумные.

Притч 20:16. Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог.

Притч 20:17. Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою.

Притч 20:18. Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.

Притч 20:19. Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.

Указание на божественное всеведение (ст. 12) приводится в качестве побуждения к страху Божию и надежде на Бога (сн Притч 15:5; Пс 93:9). Из ряда жизненно практических изречений (ст. 13−14, 17) выделяется похвала разумным устам (ст. 15), напоминающая похвалу мудрости вообще (Притч 3:14−15:8.11). Наставления против поручительства (ст. 16) повторяют сказанное у Премудрого ранее (Притч 6:1−6), то же надо сказать и о запрещении клеветничества и сплетней (ст. 19 сн. Притч 11:13:13.3).

Притч 20:20. Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.

Притч 20:21. Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.

Притч 20:22. Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.

Притч 20:23. Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро.

Запрещение злословия отца и матери, тяжко наказываемого законом, (Исх 20:12:21.17; Лев 20:9), здесь (ст. 20) сопровождается образным представлением (ср. Притч 13:9) ранней смерти непочтительного к родителям. В связи с непочтительностью к родителям, ставится и также осуждается мотовство, расточительность недостойного наследника в отношении к наследству родителей (ст. 21, сн. Притч 19:26). Негодование на разного рода злодеев, учит Премудрый, не должно служить основанием мщения (ст. 22), так как отмщение принадлежит Богу (Притч 24:29 сн. Втор 32:35). Ст. 23 повторяет мысль ст. 10.

Притч 20:24. От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?

Притч 20:25. Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать.

Притч 20:26. Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.

Притч 20:27. Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца.

Притч 20:28. Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.

Притч 20:29. Слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина.

Притч 20:30. Раны от побоев — врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева.

Мысль о том, что пути человека управляются Богом (ст. 24, сн. Притч 16:9; Пс 36:23), стоит в связи с ветхозаветным и древне-иудейским убеждением, что Бог наказывает злодея и награждает благочестивого; однако библейские и позднейшие евреи отнюдь не делали отсюда вывода о безответственности человека за свои поступки, хорошие и дурные. Человек, напротив, всегда отвечает и должен отвечать за свои действия; отсюда — неодобрение поспешных, необдуманных обетов (ст. 25).

Ст. 26 сн. 7 и 28. — Ст. 27 сн. Иов 32:8. Смысл ст. 29 тот, что каждый возраст имеет свои преимущества, и что поэтому ни один возраст не заслуживает пренебрежения. Ст. 30 говорит о внутренне преобразующем влиянии суровой педагогии на питомца, нуждающегося в физическом воздействии.

Примечания:

 
Синодальный перевод
1 сикера — крепкий алкоголь из меда, фруктового сока, зерна.
17 дресва — щебень, гравий, крупный песок, образующиеся при выветривании или разработке некоторых горных пород.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.