Библия » Библия говорит сегодня

1 Фессалоникийцам введение

Введение

Когда Павел в 49 или 50 году н. э. со своими спутниками посетил Фессалонику, это был уже крупный город со сложившейся историей. Он был основан в четвертом веке до н. э. Кассандром, одним из военачальников Александра Великого. Кассандр назвал город в честь своей жены, Фессалоники, которая была сводной сестрой Александра. Город занимал выгодное стратегическое положение с удобной бухтой в устье Термейского залива, кроме того, он находился на Via Egnatia – главном пути между Римом и Востоком. Фессалоника стала столицей римской провинции Македонии. Лайтфут назвал его «ключом ко всей Македонии» и добавил, что «он едва избежал превращения в столицу мира» [Лайтфут, «Эссе», с. 254–255.]. Теперь это второй по величине и значимости город Греции, и называется он Фессалоники.

Лука рассказывает в книге Деяний, в 17 главе, как проходило благовествование среди фессалоникийцев. Это произошло во время второго миссионерского путешествия Павла, которое он совершил вскоре после совещания в Иерусалиме. С самого начала Сила был главным спутником Павла в его путешествиях (Деян 15:40). В Листре Павел пригласил присоединиться к ним молодого человека по имени Тимофей (Деян 16:1-3), а в Троаде в их команду вошел и Лука (Деян 16:11, здесь Лука начинает использовать местоимение «мы»). Итак, Павел, Сила, Тимофей и Лука вчетвером направились в Европу по северному Эгейскому морю. После весьма успешной миссии в Филиппах, Павел, Сила и Тимофей отправились в юго–западном направлении в Фессалонику (Деян 17:1), а Лука остался в Филиппах.

Большую часть населения в Фессалонике составляли евреи, поэтому здесь была синагога, где Павел и проповедовал три субботы подряд. Лука так описывает его метод (Деян 17:2-3): сначала он утверждал на основе писаний Ветхого Завета, что ожидаемый Христос (т. е. Мессия) должен был пострадать, а затем восстать из мертвых; далее, он провозглашал им Иисуса из Назарета, смело рассказывая историю Его жизни, смерти и Воскресения; и, наконец, он соединял первый пункт со вторым и объявлял, что «Сей Христос есть Иисус». Другими словами, он открывал, что пророчества Ветхого Завета исполнились в Иисусе, так что исторический Иисус и Христос из Писаний являются одним и тем же лицом. Некоторые из иудеев находили это убедительным и присоединялись к миссионерам. Вместе с ними уверовало «великое множество из Еллинов, чтущих Бога», язычников, принявших иудейскую веру, и «из знатных женщин не мало» (Деян 17:4). Это может означать (это следует из упоминания об идолопоклонстве в 1Фес 1:9), что за иудейской миссией последовала языческая миссия и что Павел оставался в Фессалонике в течение нескольких месяцев, а не всего лишь три недели.

Вскоре возникла оппозиция. Возревновав о влиянии Павла, иудеи наняли банду возмутителей спокойствия и подняли мятеж. Не обнаружив Павла или Силу в доме Иасона, где они остановились, мятежники поволокли Иасона и некоторых других верующих к городским властям (кого Лука с полным правом называет «политархами») и выдвинули против них серьезное обвинение: «…эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их; и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса» (Деян 17:6-7). Это ложное обвинение взбудоражило весь город. Иасон и его друзья были отпущены под залог, и в ту же ночь под покровом темноты Павел и Сила были вынуждены покинуть город (Деян 17:5-10).

Они отправились на юг, в Верию, но пробыли там недолго. Иудеи последовали за ними. Павлу пришлось продолжить свое путешествие в южном направлении до тех пор, пока он не прибыл в Афины, где сопровождавшие спутники покинули его. Вскоре после этого Сила и Тимофей присоединились к Павлу по его просьбе. Но положение в Македонии настолько его беспокоило, что он вновь отправил их на север, чтобы они выяснили, как обстоят там дела. Его не остановила мысль о том, что он опять остается в Афинах один. Тимофей уехал в Фессалонику, а Сила, видимо, в Филиппы. Когда они были готовы возвратиться к нему с новостями, Павел опять был в пути. И вновь они воссоединились в Коринфе (Деян 18:5, ср. 2Кор 1:19), откуда Павел и написал свое Первое послание фессалоникской церкви (1Фес 3:6). Это было одно из его первых посланий, вероятнее всего, второе, учитывая, что Послание к Галатам было написано как раз перед Иерусалимским совещанием.

В этом Послании Апостол отвечает на полученную от Тимофея информацию. С одной стороны, Тимофей принес добрые новости об их «вере и любви», их верности и твердости во время гонений (1Фес 3:6-8). С другой стороны, он сообщил, что Павла критиковали за неискренность, «нечистые побуждения» (2:2-6), и за то, что ему не удалось вернуться в Фессалонику (2:17-3:5). Кроме того, фессалоникийцы нуждались в назидании и руководстве в вопросах сексуальной морали, отношения к труду и обеспечения себя, в подготовке ко Второму пришествию (parousia) Иисуса и в разрешении трудностей в общении друг с другом.

Учитывая все вышесказанное, 1 Послание к Фессалоникийцам можно разделить на две части, озаглавив первую половину «Повествование» (взгляд назад на посещение Фессалоники миссионерами) и вторую – «Воодушевление» (обращение к проблемам фессалоникийцев):

I. Повествование (1Фес 1:1-3:13)

Павел напоминает фессалоникийцам:

1) об их обращении и последовавшем благовестии (1:1-10);

2) о своем поведении и поведении собратьев–миссионеров во время и после их посещения (2:1-3:13)

II. Воодушевление (1Фес 4:1-5:28)

Павел призывает фессалоникийцев:

1) к воздержанию от блуда (4:1-8);

2) к братской любви и каждодневному труду (4:9-12);

3) к упованию на воскресение при утрате близких (4:13-18);

4) к праведной жизни, имея в виду внезапность parousia (5:1-11);

5) к общению и восхвалению Господа в церкви (5:12-28).

Такой анализ выглядит вполне приемлемым, если наш интерес к Посланиям проявляется как интерес к истории, и скорее даже к древней истории. Но серия Библия говорит сегодня более всего озабочена современным применением библейских документов. Поэтому в наших исследованиях 1 Послания к Фессалоникийцам мы зададимся вопросом: какие уроки для поместных христианских церквей можно будет извлечь из этого Послания.

Дело в том, что 1 Послание к Фессалоникийцам позволяет нам увидеть только что возникшую церковь середины первого столетия н. э. Оно рассказывает, как возникла эта церковь, чему учил ее Апостол, в чем заключались ее сильные и слабые стороны, какие богословские и моральные проблемы она пыталась разрешить и как она распространяла Благую весть.

Особый интерес, поскольку это может быть применимо к христианским общинам любого происхождения и любого периода, представляет собой взаимодействие между церковью и благовестием, как об этом говорит Апостол. Он показывает, как Евангелие создает церковь, а церковь распространяет Евангелие; как Евангелие формирует церковь, в то время как она сама хочет жить достойно Евангелия. Такая тема предполагает иного рода анализ:

Евангелие и церковь

1. Христианское благовестие, или как церковь распространяет Благую весть (1:1-10).

2. Христианское служение, или как пасторы служат Евангелию и церкви (2:1-3:13).

3. Христианское поведение, или как должна жить церковь в соответствии с Евангелием (4:1-12).

4. Христианская надежда, или как Евангелие должно вдохновлять церковь (4:13-5:11).

5. Христианская община, или как быть церковью благовестия (5:12-28).

По всей видимости, Павел, Сила и Тимофей все еще находились в Коринфе, когда пришел ответ фессалоникийцев на Первое послание Павла. Ибо Павел пробыл в городе около двух лет (Деян 18:11,).

Новости были разными, что явствует из Второго послания, которое явилось ответом Павла на письмо. С одной стороны, он и его собратья с радостью узнали о возрастающей любви и вере фессалоникийцев, об их терпении в гонениях и скорбях (2Фес 1:3-4). С другой стороны, к радости примешивалась озабоченность, потому что церковь терзали с трех сторон. Прежде всего, гонения на церковь были настолько серьезными, что Павел почувствовал необходимость объяснить, почему Бог допускает такие страдания ради Царства Божьего и как Он воздаст неправедным по заслугам «в явление Иисуса» (2Фес 1:5-10).

Во–вторых, фессалоникийцы готовы были склониться к лжеучению, будто бы исходившему от самого Павла (2Фес 2:1-3а). В частности, им было сказано, что день Господень уже наступил. Поэтому Павлу пришлось напомнить им Божий эсхатологический календарь, особенно ту его часть, где пришествие Христа предваряется восстанием антихриста (2Фес 2:3б–12).

В–третьих, группа «бездельников», которые (по каким бы то ни было причинам) прекратили работать, не вняла увещеваниям Павла и не вернулась к труду. Поэтому он сурово высказывается и против этого непослушного меньшинства (2Фес 3:4-12). Здесь Павел наставляет фессалоникийцев так же, как и в других вопросах, следовать его учению (2:13-15). Он пользуется возможностью помолиться за них со всем усердием (1:11-12; 2:16-17; 3:16-18) и выразить свою нужду в их молитвах (3:1-3).

Все три главы Второго послания упоминают Второе пришествие Господа. Фактически, Павел рассматривает актуальные проблемы фессалоникской церкви в прямом контексте с историческим процессом и завершением его после пришествия Христа. Как и в Первом послании, предметом его заботы является церковь и благовестие, но здесь он связывает их с разворачивающимися историческими событиями. Он последовательно пишет о явлении Христа (глава 1), о восстании антихриста (глава 2) и, в свете этих двух глав, об ответственности христиан в оставшееся время (глава 3).

1Фесс 1:1-10. Христианское благовестие, или как церковь распространяет Благую весть

1Фесс 2:1-3:13. Христианское служение, или как пасторы служат Евангелию и церкви

1Фесс 4:1-12. Христианское поведение, или как должна жить церковь согласно Евангелию

1Фесс 4:13-5:11. Христианская надежда, или как Евангелие должно вдохновлять церковь

1Фесс 5:12-28. Христианская община, или как быть церковью благовестия

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Баркли на 1 послание Фессалоникийцам, введение

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.