Библия » Библия говорит Библия говорит сегодня

2 Фессалоникийцам 0 2 Фессалоникийцам введение

Стотт, Джон Р. У. Послания к Фессалоникийцам

Введение во 2 Послание к Фессалоникийцам

2Фессалоникийцам 1:1−12 Откровение Христа

2Фессалоникийцам 2:1−17 Восстание антихриста

2Фессалоникийцам 3:1−18 Ответственность христиан

2 Послание к Фессалоникийцам

Христианское видение истории

Введение во 2 Послание к Фессалоникийцам

В июле 1919 года Генри Форд, выступая в суде против «Чикаго Трибюн» по обвинению в клевете, заявил: «История — это вздор». Кто-то однажды сказал: «Самым точным определением значения истории является узор следов, сделанный вымоченными в чернилах лапками пьяной мухи, которая бродила, спотыкаясь, по белому листу бумаги. Эти следы ведут в никуда и не имеют никакого значения». Подобным же образом Рудольф Бультман писал: «Вопрос значения истории уже не так важен» [Цитируется из «Истории и эсхатологии» Бультмана в «Евангелии Царства» Джорджа Элдона Ладда (1959 г.; Ердманс, 1973 г.) с 131.].

Христиане, для которых Писание является авторитетом, не могут согласиться с этими мрачными утверждениями. Ибо Бог Библии — также и Бог истории. Он Сам назвал Себя «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова» (напр., Исх 3:6). Бог выбрал Израиль из всех народов, чтобы он стал Его избранным народом. Вот уже почти две тысячи лет Бог готовит их к исполнению Своего обещания, данного Аврааму, о пришествии Мессии. Несмотря ни на что, Он пришел к нам в образе Иисуса Христа, когда Август был императором Рима, и «страдал под Понтием Пилатом, был распят, умер и был погребен». Затем на третий день Он воскрес и, послав Своего Духа, в течение последующих двух тысячелетий призывает Свою церковь нести в мир Благую весть до края земли. В один день (известный только Отцу) «Евангелие Царствия будет проповедано по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф 24:14). Ибо Христос возвратится во славе, завершив исторический процесс Своим правлением.

Таким образом, христианское видение истории, является линейным, а не круговым или цикличным. Мы верим, что история придет к запланированному завершению, к грандиозному финалу, состоящему из parousia, Воскресения, Суда и Царствия. То, что эти события являются исторической целью, ясно из обоих посланий Павла фессалоникийцам. В них содержатся четыре самых важных в Новом Завете отрывка об эсхатологии, которая и есть кульминация всего. В частности, красочное описание пришествия Христа во Втором послании (2Фес 1) и предварительное появление антихриста (2Фес 2) оправдывают подзаголовок этого исследования: Христианское видение истории.

Конечно же, мы не утверждаем, что Апостол сел с явным намерением написать эссе по «Христианству и истории». Нет. 2 Послание к Фессалоникийцам, как и все другие послания Павла, является документом ad hoc (для данного, конкретного случая), который был реакцией на особые обстоятельства. Павел упоминает о трех группах людей, нарушающих покой фессалоникской церкви. Затем он обращается к проблемам, которые они создали.

Прежде всего, там были гонители. Уже в Первом послании Павел три раза ссылается на оппозицию, из-за которой фессалоникийцам приходилось страдать (1Фес 1:6; 1Фес 2:14; 1Фес 3:3). Только спустя несколько недель или месяцев, до Павла в Коринф дошли вести о том, что дела обстоят еще хуже. И тогда в главе 1 мы читаем об их «гонениях и скорбях» (2Фес 1:4). Возможно, они и далее спрашивали его о причине их несчастий. Почему они должны так много страдать? В своем ответе Павел более чем утешает их. Он предлагает им (theodicy) теодицею [Теодицея (буквально — богооправдание) — религ. — филос. учение, цель которого доказать, что существование в мире зла не отменяет религиозных представление о Боге как абсолютном добре — прим. ред.], доказательство справедливости Божьей. Фактически, акцент в первой главе делается на «праведности суда Божьего» (1:5, ПНВ).

Во-вторых, там имелись лжеучителя, которые, по всей видимости, были ответственны за возникновение и распространение поддельного документа («духа, слова или послания, как бы нами посланного», 2:2), говорившего о том, что «день Господень уже настал». Павел пошел в атаку на это серьезное заблуждение: «Да не обольстит вас никто никак», — пишет он (2:3). Затем он продолжает объяснять, что parousia не может наступить, «доколе не придет прежде отступление», а отступление не будет, пока не отойдет то, что его удерживает. А пока фессалоникийцы должны твердо стоять в учении, которое они прежде получили от Апостола. На этом Павел и сосредоточил свое внимание во второй главе.

В-третьих, там были и праздные, ataktoi, которых мы уже встречали на страницах Первого послания. Некоторые комментаторы называют их «лодырями». В главе 3 их характер становится яснее. Эти безответственные и «суетливые» люди игнорировали учение, проповеданное Павлом. Теперь он объясняет, как использовать жесткие, авторитарные методы, граничившие с отлучением.

Однако ошибочно мнение, будто второе послание Павла фессалоникийцам было написано лишь с целью противостоять гонителям (глава 1), оказать сопротивление лжеучителям (глава 2) и укорить праздных (глава 3). Ибо он обращает эти негативные ситуации в положительные. В центре внимания — parousia, где неправда будет исправлена, а Суд Христа и Спасение исполнятся; антихрист, который здесь назван «человеком греха» (2:3) и чье появление сопровождается «тайной беззакония уже в действии» (2:7), будет решительно низвержен Иисусом Христом. А пока, прежде чем совершатся оба «пришествия», или «явления», нашей христианской обязанностью является жизнь в соответствии с учением Апостолов Христа. Это также касается и ответственности обеспечивать себя своим трудом. Таков краткий анализ второго послания Павла, его «христианского видения истории»:

1. Откровение Христа (2Фес 1)

2. Отступление антихриста (2Фес 2)

3. Ответственность христиан (2Фес 3)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Стотта на 2 послание Фессалоникийцам, введение. Библия говорит сегодня.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.