4:1−27 Глава состоит из трех самостоятельных наставлений, каждому из которых предпослано обращение (ст. 1:10:20). Во всех наставлениях говорится о мудрости как о высшем достоянии человека (ст. 1−9), и пути к праведной жизни (ст. 10−19) и, наконец, как основе справедливого миропорядка (ст. 20−27). В этих наставлениях нет ссылок на религиозные предписания: мудрость Божия открыта для всех народов (см. ком. к 22:17 — 24:22) — Соломон обсуждал это с представителями иных племен и наций (3Цар 4:29−34; 3Цар 10:1−7). Однако в Израиле житейская мудрость подвергалась переосмыслению и связывалась с таким понятием, как страх Господень (см. 1:7).

4:2 учение. В древнееврейском языке данное слово имеет дополнительное значение — «вовлеченность», «участие», что подчеркивает активную позицию ученика.

4:3−4 В данном стихе подчеркивается преемственный характер мудрости. Знания, которые юноша получает от своих родителей, впоследствии передаются следующему поколению. Возраст и опыт наставников не являются определяющим фактором, но имеют весьма важное значение.

4:4 живи. См. ком. к 2:18 и 3:2.

4:6 Мудрость рассматривается здесь как нечто большее, чем совокупность знаний, и требует одновременно любви и верности.

4:7 Главное. Смысл древнееврейского текста в данном случае неясен. Буквальный перевод этого места может выглядеть двояко: «мудрость на первом месте», и, следовательно, к ней необходимо стремиться; или же: «первое качество мудрости» состоит в том, что ее приобретают. Согласно второй версии перевода, мудрость изначально предназначена для человека, и от него требуется лишь желание овладеть ею.

всем имением твоим. Иисус говорил то же о драгоценной жемчужине, с которой Он сравнивал Царствие Небесное (Мф 13:45−46).

4:9 См. ком. к 1:9.

4:10 См. ком. к 3:2.

4:11 Метафора пути как жизни человеческой — одна из наиболее распространенных в литературе мудрости.

4:13 оно — жизнь твоя. Жизнь невозможна без мудрости. Новый Завет называет Христа «премудростью от Бога» (1Кор 1:30) и нашей жизнью (Кол 3:4).

4:14 стезю нечестивых. Сопоставление противоположных явлений и понятий (особенно в кратких поучениях в гл. 10−22) — типичный прием для учительной литературы мудрости. Путь мудрости в разных вариантах противопоставляется путям злых и нечестивых (здесь ст. 11−13 противопоставлены ст. 14−17, а ст. 18 — ст. 19).

4:16 пропадает сон. Зло опьяняет, и человек, однажды испытавший опьянение злом, уже не в силах обходиться без этого.

4:17 едят... пьют. Смысл этой метафоры в том, что зло и беззаконие «питают» нечестивых. См. ком. к ст. 16.

4:18−19 В этих стихах противопоставляются образы восходящего светила праведности и непроглядной тьмы, в которой блуждают беззаконные. Необходимо отметить, что под праведностью здесь понимается нечто большее, нежели простое соблюдение нравственных норм и исполнение обрядов, предписываемых законом (ср. Ин 8:12; Еф 5:8−13).

4:20−27 Наставления в этом фрагменте также основаны на противопоставлении мудрости безрассудству, хотя это противопоставление прямо не выражено.

4:21 сердца. Т.е. разума (см. ком. к 2:2).

4:22 здравие. Имеется в виду не только физическое, но и душевное здоровье (3:8).

4:23 источники жизни. Наши мысли влияют на наши поступки и, в конечном итоге, направляют нашу жизнь (см. Мф 12:35; Мк 7:21; Иак 3:13−18; Рим 2:29).

4:25−27 Мудрость позволяет человеку следовать по жизни, не попадая в трясину зла.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на притчи Соломона, 4 глава. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.