Библия » НБК Новый Библейский Комментарий

1 Петра 3 1 послание Петра 3 глава

Ст. 1−7 Отношение к семье. Жены, повинуйтесь: женщины, как и рабы, в древнем мире стояли на низшей ступени общественной лестницы. Христианство вернуло достоинство обеим этим категориям. Петр подчеркивает духовное родство мужа и жены, сонаследницы благодатной жизни. Павел же весьма интересно призывает супругов к взаимному повиновению, указывая, что повиновение жены должно сочетаться с самоотверженной любовью мужа (Еф 5:21−28). Библия учит, что мужчины и женщины взаимно дополняют друг друга в брачном союзе. Мужчины, которые, как правило, сильнее физически, чем женщины, должны оберегать и лелеять своих жен. В мире, где экономическое благополучие семьи зависело от мужчины, было естественно, что жена должна была подчиняться его решениям, напр., относительно выбора места жительства и др. Такого рода взаимоотношения иллюстрируются на примере повиновения Сарры, ее готовности идти вместе с Авраамом, которого призвал Бог. Наша задача сегодня — правильно истолковать эти библейские принципы. Женщины-христианки часто выходили замуж за неверующих, и Петр подчеркивает здесь важность христианского поведения, которое должно благотворно повлиять на их мужей. Павел обращается к мужьям, придавая браку наивысшую ценность и призывая мужей относиться к своим женам благоразумно и уважительно. Это обусловлено тем, что они оба верующие и молятся вместе, а потому недоразумения или неправильное поведение не должны препятствовать их молитвенной жизни. Это, естественно, относится к христианским супружеским парам, которые вместе унаследуют «благодатную жизнь», получат дар вечности от Бога.

Примечания. Ст. 3 Упоминание украшений в отрицательном смысле (не внешнее плетение волос) не означает, что христианские женщины не должны хорошо одеваться или использовать украшения и косметику. Вопрос в том, сколько времени и усилий тратится на украшения. Бог предпочитает видеть красоту характера, которая никогда не увядает.

Ст. 4 Кроткий и молчаливый дух: смиренное следование требованиям других, отсутствие эгоизма. Среди народа Божьего есть примеры таких характеров: Сарра, Ревекка, Руфь, Анна; эти женщины — истинные дочери, духовные наследницы Сарры.

Ст. 6 Называя его господином: это может перекликаться с Быт 18:12, где подразумевается и слово «муж».

Ст. 7 Так же и вы: это может относиться и к общему положению — «оказывайте должное уважение каждому», и к поведению жены; мужей призывают отвечать любовью и пониманием (Филлипс переводит слово «благоразумно» фразой «пытаться понять»). По поводу «немощнейшего сосуда» см. коммент. к Быт 2:18.

Ст. 8−12 Отношение к собратьям по вере. Оставляя в стороне личные взаимоотношения, Петр подводит итог сказанному о том, как христиане должны относиться друг к другу, как им действовать самим и реагировать на действия других. Все это сосредоточенно в одном слове благословение (9); Петр призывает полагаться на милосердную силу Божью и любовь ко всем людям, даже к тем, кто причинил нам зло. В основе таких действий лежит осознание того, что христиане сами в конечном счете наследуют Божественную благодать. Это обетование звучит в Пс 33:13−17, который здесь цитируется. Христиане призываются идти путем праведности и вести беспорочный образ жизни, активно стремясь к миру со всеми, по примеру людей веры Ветхого Завета. У них те же побуждения, поскольку Бог видит и благословляет такой образ жизни, отвергая людей, совершающих злонамеренные поступки.

Примечания. Ст. 8 Единомысленны: живите в гармонии друг с другом. Это происходит, когда мы обретаем «ум Христов» (см.: Флп 2:5; Кол 3:2). Сострадательны: греч. слово букв, означает «чувствовать совместно», т. е. когда мы можем проникнуть в чувства других и поделиться с ними любовью Божьей. Это свойство любви, братской любви, проявляемой по отношению к братьям и сестрам по вере, уже отмечалось в 1:22 и снова будет рассматриваться в 4:8; такая любовь должна стать знамением христианского братства. Дружелюбны: новое звучание старого греч. слова «мужественный». Смиренномудры (см. также: 5:5, 6): это слово показывает, что секрет характера, описанного здесь, состоит в реалистической оценке собственной личности и высокой оценке других.

Ст. 9 Возвращает нас к ст. 2:23 (см.: Лк 6:27, 28; 23:34). К тому: может относиться к наследованию благословения или к воздаянию добром за зло. Слова, использованные здесь, напоминают нам текст 2:21, а также цитату из Пс 33, позволяя предположить, что Петр подчеркивает необходимость вести благочестивую жизнь в условиях борьбы и противостояния. Такое повиновение позволит христианину наследовать уготованные Богом благословения (ср.: Рим 8:17, 18). Радость этого благословения проявится во всей своей полноте в грядущей жизни, но ветхозаветный автор, очевидно, имел в виду благословение идти по жизни с Богом. Взор Бога сосредоточен на Его детях, Он оберегает их, и уши Его отверсты, чтобы слышать их молитвы и отвечать на них.

Ст. 10−12 Цитата из Пс 33:13−17 несколько изменена с точки зрения грамматики, перефразирована, чтобы ее можно было вписать в контекст. Под жизнью псалмопевец, вероятно, понимает здесь временное пребывание на Земле. Петр мог вполне использовать это слово (как в ст. 7) по отношению к вечной жизни, особенно когда он изменяет первоначальное: «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие» на «...любит жизнь и хочет видеть добрые дни».

Ст. 3:13 — 4:6 Жить для Христа в условиях противостояния

Со времени крушения коммунистических режимов в мире стало гораздо меньше стран, где христиане подвергаются гонению или тюремному заключению за свою веру. Вместе с тем, достаточно прихода к власти любого тоталитарного режима (правого или левого толка), чтобы вернулись попытки на государственном уровне подавить тех, кто выступает во имя Христа. В современной западном обществе христиан могут преследовать за приверженность христианским принципам, противостоящим ложным ценностям и критериям (в книге Джона Беньяна «Путешествие пилигрима» описывается, что происходит с Христианином и Верным на Ярмарке тщеславия).

Ст. 13−16 Доверие, которое испытывает Петр к правлению Божьему, а также вера в Его справедливость, побуждает его задать риторический вопрос: И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Последующая ремарка подтверждает, что ревностное служение христиан не обязательно должно привести к их преследованию. Это кажется странным и противоречащим предостережению Иисуса (напр.: Мф 5:10−12), учению и опыту Павла (напр.: Деян 14:22) и собственным словам Петра в следующей главе и даже в ст. 16−17 данной главы. В этой связи, вероятно, правильнее всего рассмотреть этот вопрос в свете выражения «сделает вам зло» (13). Преследований христиане вряд ли могут избежать, но эти преследования не могут причинить им зла. В действительности, этот опыт может привести к благословению (14; ср.: 1:6−9), и все надлежит отдать в руки Божьи (4:19), поскольку Он направляет Свой взор на Своих и против их преследователей (3:12). Именно поэтому Петр убеждает христиан не бояться. Действенное противоядие против страха содержится во Христе, Которому принадлежит особое место в жизни христиан: Он должен стать средоточием нашей жизни, самой ее сердцевиной. Он царствует среди нас как Господь. Истинный страх — страх Господень, что должно выражаться в праведной жизни и четко продуманном исповедании веры, сводя все наши другие страхи на нет и приводя к окончательному посрамлению преследователей.

Ст. 17−22 В этих текстах содержатся наиболее сложные и труднопонимаемые выводы всего послания. Ключевая тема, которая связывает их вместе, — это страдание (см.: 3:17 и 4:1). Петр стремится подготовить своих читателей к будущим испытаниям и надеется, что они отреагируют надлежащим образом на грядущие испытания. Он указывает на страдания Иисуса и на результат: Он приводит нас к Богу; Он восстал из мертвых; Он проповедует духам в темнице (см. ниже); Он делает возможным очищение и спасение, символизируемые крещением; и Он возвеличен в Своей неизбывной силе и славе.

Такое страдание, несомненно, было далеко не бессмысленным, и фактически свершилось по воле Божьей для Христа и может быть таковым и для Его последователей. Никакой необходимости в том, что они должны умереть, приводя других к Богу, нет, но эти страдания ведут к славе, что Иисус и показал Своим последователям на Своем примере (напр.: Мф 16:24−26). После этого Петр напоминает нам семь моментов, связанных со страданиями невинного Христа, предназначенными Ему Богом: Он пострадал однажды за всех нас (18); это был путь разрешения проблемы греха (см.: Рим 8:3); праведник заместил неправедных; это был путь приведения людей к Богу (греч. глагол, использованный здесь, prosago — описательный термин, означающий введение кого-л. в присутствие того, кто занимает более высокое положение); это была физическая смерть во имя обретения духовной жизни; это была возможность идти и проповедовать в темнице духам (см. ниже); это вело к оправданию Богом Иисуса путем воскресения и вознесения (22).

В ст. 18 содержится одно из наиболее кратких, емких и глубоких утверждений в Новом Завете доктрины об искуплении. Иисус тремя путями разрешает проблему восстановления нарушенных отношений человека с Богом.

1. Он приносит совершенную жертву за грех (ср.: Евр 9:11−14; 10:1−10) и тем самым исполняет требование закона.

2. Он претерпел смерть за неправедных как наказание, предусмотренное законом для грешников (ср.: Рим 6:23; 2Кор 5:21).

3. Тем самым Он уничтожил барьер между человеком и Богом, воздвигнутый грехом, и заново открыл путь к Богу (Ин 14:6).

Концентрируя основное внимание на высокой цене Христовых страданий в качестве примера для нас (напр.: 2:21), Петр восстанавливает баланс, заявляя также об их уникальности и действенности. Праведник означает, что он был оправдан, что Его страдания были искупительными (удовлетворяющими все требования Бога) и в то же время заместительными, о чем свидетельствует предлог за (букв. «ради»). Совершенная праведность означала, что он никогда не заслуживал смерти, которая была неизбежным уделом грешников. Таким образом, Иисус занял наше место и понес на Себе наше наказание. Все сказанное четко ассоциируется с Ис 53:6.

Духом: указывает на работу Святого Духа при воскрешении Христа. Христос умер физической смертью на кресте, и его плоть прекратила свое существование (дыхание и кровообращение и др. функции организма прекратились). Он также испытал духовную смерть в смысле разделения с Богом вследствие того, что понес на Себе грехи мира: крик отчаяния вырвался из Его уст (Мк 15:34). Но духовная смерть не означает аннигиляции, уничтожения, и после того, как Иисус подвергся во всей полноте суду Божьему за грех, Его дух вышел из тела. В греч. языке в Мк 15:37 и в параллельных текстах используется простая, но яркая метафора: «испустил дух». На третий день этот дух вернулся, чтобы воскресить Его плоть к жизни. В NIV mg это передается таким образом, что сказанное можно понять и по-другому: жив в духе, обозначая тем самым активность духа Иисуса в промежуток времени между Его смертью и воскресением.

После упоминания о находящихся в темнице духах (19) Петр обращается ко дням Ноя, чей опыт спасения может служить яркой метафорой крещения.

Вера, которая являет собой отклик верующего на призыв Бога при крещении, сделала возможным воскресение Иисуса из мертвых. Петр теперь связывает воедино обе эти темы. Он видит прославление Иисуса не только как следствие Божественного вмешательства в Его жертвенную смерть, но и как причину, побуждающую человека ответить Ему в вере (см. комментарии ниже).

Примечания. 3:14 Вариант перевода, представленный в NIV mg, показывает, что цитата из Ис 8:12, 13 может иметь двойное толкование: «не бойтесь того, чего они боятся» или «не бойтесь их угроз». Третья возможность заключается в том, что повеление из Ис. выступает как предостережение против отступничества: «не приобщайтесь к их религиозным культам» (использованный греч. глагол отражает культовый смысл, напр.: Лк 1:50; 18:2; Деян 13:16, 26).

Ст. 17 Фраза если угодно воле Божией в оригинале звучит вполне определенно. А в данном случае слышится неопределенность, когда речь идет о возможности пострадать за добрые дела (как в ст. 14). Петр, вероятно, сказал это, чтобы не пугать своих читателей.

Ст. 19 Этот стих вызывает две наибольшие трудности в истолковании послания. Когда Иисус проповедал... в темнице духам и кто они такие? Некоторые комментаторы считают, что здесь говорится о времени после смерти Иисуса, когда Его дух отошел в загробный мир. В таком случае этот стих (вместе с Деян 2:31 и Еф 4:9) подтверждает то, что сказано в символе веры о нисшествии Иисуса в царство мертвых. Значит, Он должен был проповедовать мертвым тремя способами: предложить им второй шанс на спасение; возвестить о Своей победе над смертью и над силами зла и таким образом подтвердить приговор неверующим и избавление верующих; объявить об освобождении из чистилища тем, кто покаялся до наступления всемирного потопа (толкование, популярное среди римских католиков).

Первое и последнее толкование не согласуются с учением Библии, но второе рассматривается многими комментаторами как соответствующее новозаветным свидетельствам. Е. G. Selwyn (The First Epistle of Peter [Macmillan, 1949]) и другие авторы понимают под духами темницы падших ангелов из Быт 6:1−8, которые упоминаются во 2Пет 2:4−10 и Иуд 6, а также в апокрифической Книге 1 Еноха. Цель же Петра в данном контексте продемонстрировать, что Божий замысел осуществляется даже во время страданий.

Таким образом, По-видимому, можно лучше понять проповедь как возвещение победы Христа, чтобы покорить все сущее (Которому покорились Ангелы и власти и силы). Грудем в своей книге (Grudem, TNTC), в приложении, обобщает эти точки зрения и утверждает, что духи в темнице были современниками Ноя, это те, кто отвергал весть Духа о Христе, переданную через Ноя (см.: 2Пет 2:5), и ныне находятся в темнице, в царстве мертвых. Истолкование фраз ожив духом (18) и в темнице духам (19) как указание на воскресение и павших ангелов, соответственно, убедительно оспаривается Р. Т. Франсом (R. Т. France, New Testament Interpretation, ed. I. H. Marshall, Paternoster Press, 1979, p. 264−281). Он показывает, что новозаветное и современное использование слова «духи» позволяет такое истолкование, если оно употребляется отдельно, безотносительно к людям, которые умерли до первого пришествия Иисуса, т. е. до начала проповеди Евангелия.

Каждая точка зрения не бесспорна, но использование греч. глагола poreutheis, указывающего на постоянное и целенаправленное продвижение (сошед в ст. 19 и восшед в ст. 22), позволяет полагать, что Петр здесь пересказывает то, что совершил Иисус в промежутке между Своей смертью и вознесением.

Ст. 20 Фраза некогда непокорным относится, согласно предыдущей интерпретации, либо к событиям Быт 6:1−4, либо к проповеди Ноя (см.: 2Пет 2:5). «Божие долготерпение» в период строительства Ноева ковчега (Быт 6:13; и ср.: 2Пет 3:5−9) вполне совместимо с обоими этими толкованиями. Немногие: характерное для Библии слово (ср.: Мф 7:14; Лк 13:23, 24). В Ветхом Завете эквивалентом этого понятия выступает слово «остаток» (Ис 10:20−23; Иер 23:3; ср.: Рим 9:27−29). Павел говорит также и о «многих», которые будут оправданы через смерть Иисуса (Рим 5:19), что представляется побудительным мотивом для евангелизма. От воды: это выражение может иметь двоякое истолкование. Ковчег служил убежищем и спас Ноя и его семью «от воды», в которой, не избежав суда Божьего, погибли другие. Предлог «от» (или через, посредством) предполагает одновременно и средство уничтожения его современников, и средство доставки Ноя и его семьи к новому старту, к началу новой жизни.

Ст. 21 Подобное сему образу, т. е. символизирует, служит прообразом, прототипом — от греч. слова antitypon, прообраз, которое первоначально обозначало оттиск, оставленный печатью (typos), и тем самым указывало на своего рода почтовый штемпель. Петр усматривает здесь параллель с крещением, поскольку вода символизирует Божий суд над грехом и «доставку» в новую жизнь. Единственный путь выйти из состояния мятежа против Бога и войти в новую жизнь пролегает через воды суда. Ной и его семья прошли это символически в ковчеге. Иисус говорит о Своей смерти как о крещении (Мк 10:38, 39), когда Он за нас испытал на Себе суд Божьего гнева. В Рим 6:3, 4 Павел рассматривает крещение как вхождение в состояние смерти и воскресения Христа. Для Иисуса Его смерть указывала на осуждение Богом греха и была прелюдией к воскресению; для верующего смерть Иисуса служит средством очищения от греха и путем в новую жизнь. Петр уводит своих читателей от всякого рода представлений о крещении как о магии, простым языком объясняя, что действенная сила крещения состоит не во внешней символике «омытия плотской нечистоты», а во внутреннем отклике человека, о движении веры к Богу. Обещание, точнее поручительство, или залог, — термин, который в первом веке использовался при заключении договора как торжественного обязательства одной из договаривающихся сторон. Воскресение Иисуса Христа — величайшее событие, которое сделало реальным и возможным все, что символизирует собой крещение, и именно благодаря этому воскресению мы получили спасение (ср.: 1:3 с 1Кор 15:1, 2, 14).

Ст. 22 Здесь встречается слово восшед, которое, как указывалось выше, повторяет греч. poreutheis из ст. 19. Оно описывает триумфальное восшествие Иисуса, которое привело Его в славе на небеса (тем самым исполнилось обетование Пс 109:1) и к достижению верховной власти.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на 1 послание Петра, 3 глава. Новый Библейский Комментарий.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

1 Петра 3 глава в переводах:
1 Петра 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.