Библия » НБК Новый Библейский Комментарий

Филиппийцам 0 Филиппийцам введение

Павел, Филиппы и филиппийская церковь

Филиппы, город, который Павел посетил в ходе своего миссионерского служения, были интересны по многим причинам. Это был не только важный город римской провинции Македония, но он носил также и статус римской колонии (Деян 16:12), а это означало, что город представлял собой как бы небольшую часть Рима за границей. Его жители говорили на латыни; римский закон контролировал местную администрацию и налоги; во многих сферах жизнь протекала, как в самом Риме, а большинство должностных лиц носили такие же титулы, как там.

История Филипп простирается далеко в глубь веков. До 360 г. до н. э. здесь располагалось небольшое фракийское поселение. Город был основан и получил свое название в честь Филиппа Македонского, отца Александра Македонского, который осознал важность стратегического и географического местоположений этого поселения. Филиппы перешли в руки римлян в 168 г. до н. э. после битвы при Пидне. В 42 г. до н. э. Антоний (римский государственный деятель и военачальник) (после того, как он вместе с Октавианом победил Брута и Кассия) поселил здесь своих ушедших в отставку ветеранов, тем самым основав в Филиппах римскую колонию. Затем, в 30 г. до н. э., одержав победу над Антонием и Клеопатрой в известной битве при Акции, Октавиан послал «колонистов» из Италии в Филиппы, чтобы они поселились там, как его военные ветераны. Привилегированное положение римских граждан в Филиппах отчетливо выявляется в Деян 16:20, 21, 35−39 и, вероятно, отражено в данном послании в 1:27 и 3:20.

Возвещение Евангелия Павлом в Филиппах, по-видимому, можно представить как первую апостольскую миссию евангелизации в Европе. Для апостола это означало проведение служения в стратегическом центре одной из римских провинций, где ранее Благая весть не была проповедана. Согласно Деян 16:9, 10, Павел отправился туда вместе с Силой и Тимофеем после ночного видения, в котором перед ним «предстал некий муж Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам». Далее в гл. 16 повествования мы читаем, что в Филиппах Павел не нашел синагоги, но обнаружил молитвенный дом на берегу реки, где собирались женщины. Одна из них, Лидия из города Фиатир, торговавшая багряницею, по-видимому, была первой обращенной там в христианство, и она открыла Павлу двери своего дома.

Мы узнаем кое-что о язычниках в Филиппах, когда читаем о служанке, которая была одержима «духом прорицательным» и через свои прорицания «доставляла большой доход господам своим». Павел и Сила были заключены в темницу хозяевами этой служанки после того, как изгнали из нее беса и лишили их тем самым надежды на доход от ее прорицаний. Предлогом для ареста Павла и Силы послужило заявление ее хозяев: «...будучи иудеями, возмушают... город и проповедуют обычаи, которые... римлянам не следует ни принимать, ни исполнять».

Первое посещение Павлом Филипп прошло в обстановке преследования. Среди верующих преобладали христиане из язычников Хотя мы не знаем подробностей первого визита Павла в Филиппы, ясно одно: он оставил в этом городе группу посвященных христиан. О его третьем миссионерском путешествии мы можем прочитать в Деян 20:1. Во время посещения Македонии он, скорее всего, вновь появился в Филиппах. Затем, после пребывания в Греции, вернулся в Македонию, а в Деян 20:6 говорится о том, что Павел отправился морем из Филипп в Иерусалим.

Время и место написания послания

Из 1:12−26 мы можем понять, что Павел писал это послание, находясь в тюрьме. Послания к Филиппийцам, к Филимону, к Колоссянам и к Ефесянам названы «тюремными посланиями». В 2Кор 11:23 он говорит о том, что не раз находился в заключении. Из Книги Деяний мы узнаем, что немало времени он провел в заключении в Кесарии и в Риме, а на основании того, о чем мы читаем в таких текстах, как Деян 20:18, 19; 1Кор 4:9−13; 15:31, 32; 2Кор 1:8−10; 4:8−12; 6:4−10; 11:23−27, можно предположить, что он находился в темнице и в Эфесе. Каждое из указанных тюремных заключений — в Кесарии, Эфесе и Риме — может рассматриваться как возможное место, откуда Павел написал свое Послание к Филиппийцам.

Наиболее важные аргументы в пользу того, что это послание было написано в Кеcapuu, можно представить следующим образом.

1. Из Деян 23:25 известно, что в Кесарии он находился под стражей в претории Ирода, и в послании также говорится, что Павел содержится в темнице («узы мои о Христе»), что стало известным «всей претории и всем прочим» (1:13).

2. Двухлетнее пребывание в Кесарии (Деян 24:27) — вполне достаточный срок для обмена корреспонденцией между Павлом и Филиппами (см. ниже).

3. В Флп 1:7 Павел пишет о защите благовествования, все еще находясь в заточении. Скорее всего, речь идет о Кесарии, когда он защищал себя перед Феликсом, а затем продолжал заниматься своей деятельностью в течение этих двух лет.

4. В своем послании Павел не упоминает о сборе пожертвований для нуждающихся евреев в Иудее, что было важным делом на ранних этапах его служения. Когда он жил в Кесарии, эти пожертвования уже были доставлены в Иерусалим, а потому в Флп. он мог писать о «дарах», не имея в виду эти конкретные пожертвования.

Хотя перечисленные аргументы кажутся достаточно убедительными, против них можно возразить следующее: в Кесарии Павел не ожидал незамедлительного вынесения приговора, но перевода в Рим, где он должен был предстать на суд императора, ибо требовал «суда кесарева» (Деян 25:11). Вынесение смертного приговора или освобождение, о чем Павел пишет в 1:20−24 (а в случае освобождения — посещение Филипп [см.: 2:24]), не были реальными альтернативами во время его пребывания в Кесарии.

Если мы примем возможность тюремного заключения Павла в Эфесе, то должны будем основываться на следующих доводах, которые позволят полагать, что Флп. было написано именно там.

1. В послании указывается по крайней мере четыре путешествия между Филиппами и местом заключения Павла: в первом случае весть о его положении доставил Епафродит, когда прибыл к Павлу из Филипп; затем обратно в Филиппы пришла весть о болезни Епафродита; и снова из Филипп были получены вести о том, что филиппийцы позаботились о Епафродите (2:25−30). Путь от Филипп до Эфеса мог занимать семь-десять дней, а потому все эти путешествия вполне реальны.

2. В Деян 19:22 говорится о том, что Тимофей был послан из Эфеса в Македонию, и это согласуется с Флп 2:19−22.

3. Из указанных выше текстов следует, что Павел действительно мог встретиться там с угрозой смерти (ср.: Флп 1:20−23). И это выступает в поддержку мнения о том, что послание написано из темницы в Эфесе. Однако возникает вопрос, как долго пребывал Павел в Эфесе и было ли достаточно времени, чтобы создалась ситуация, описанная в 1:12−18.

4. Когда Павел был в Эфесе, он, конечно, вынашивал мысль посетить Македонию и Грецию. С другой стороны, мог ли Павел написать 2:24 из Рима, если учитывать, что в это время его взор был обращен на запад и он не думал, что снова пойдет дальше на восток (см.: Деян 20:25 и Рим 15:18−29)?

5. Существует мнение, что у Флп. больше сходства с ранними посланиями Павла, чем с более поздними. В особенности это касается проблемы иудействующих, которую он затрагивает в Гал. и Рим.

6. Можно предположить, что такие тексты, как 1:30 и 4:15, 16, указывают на первую проповедь Евангелия в Филиппах, которая произошла недавно, а не за одиннадцать или двенадцать лет до их написания, что могло бы быть отражено еще в послании из Рима.

Если послание было написано в Эфесе, то его можно датировать 54−55 гг. Если оно было написано в Кесарии, то это произошло между 57 и 59 гг. Хотя аргументы в пользу написания послания в Эфесе, а не в Кесарии, кажутся более убедительными, остаются еще и довольно сильные доводы в пользу традиционной точки зрения по поводу римского происхождения послания.

1. В Риме, во время ожидания суда императора, у Павла было две перспективы: оправдание с последующим освобождением или смертный приговор. Об этих двух возможных решениях суда он пишет в 1:19−26.

2. Хотя путь из Рима до Филипп занимал несколько больше времени, чем из Рима в Эфес, в каждом случае в целом требовалось не более семи-восьми недель.

3. Несмотря на то, что, наметив посетить Рим, Павел планировал этот визит в рамках своего дальнейшего продвижения на запад, в Испанию (Рим 15:23−28), есть основания полагать, что во время пребывания в Риме мысли апостола вернулись к восточным районам, туда, где он уже побывал и служил словом, и где церкви, основанные им, остро нуждались в его помощи.

4. При всем сходстве между Флп. и ранними посланиями Павла, наблюдаются и заметные различия.

5. Хотя можно дать объяснение употребления слов «претория» (1:13) и «кесарев дом» (4:12), считая послание отправленным из Эфеса (или даже из Кесарии), оба выражения с той же долей вероятности могут относиться и к Риму.

6. Отсутствие упоминания в Филиппах о сборе пожертвования для иерусалимских христиан было отмечено (см. выше) как аргумент в пользу кесарийского, а не эфесского происхождения послания. Но тот же довод справедлив и для Рима, если отбросить кесарийскую версию письма. Из 2Кор 8:1−5 и 9:4 мы видим причастность к сборам пожертвований македонских христиан, и умалчивание этого факта, по-видимому, может свидетельствовать о том, что это было делом прошлого.

Если мы будем рассматривать Рим как наиболее вероятное место написания послания, тогда его нужно датировать ок. 62 г., что относится к концу пребывания Павла в тюрьме, о чем говорится в Деян 28. Для нашего понимания послания место его написания представляет меньший интерес, чем условия тюремного заключения, в которых оно было написано.

Причины написания послания

В процессе прочтения Послания к Филиппийцам становится ясным, что его написанию способствовал целый ряд факторов.

1. Павел хотел поблагодарить за помощь, которую ему прислали друзья из Филипп (4:10, 14−18).

2. Он хотел сообщить им новости о себе и особенно убедить их в том, что его заточение ни в коей мере не отменяет проповеди Евангелия (1:12−26). Он также хотел рассказать им о своем намерении послать к ним Тимофея, который сообщит свежие новости (2:19−24). При этом Павел все же надеялся к тому времени освободиться и посетить их лично.

3. Он постарался объяснить, почему отослал Епафродита, ибо филиппийцы, вероятно, надеялись, что тот останется с Павлом и по возможности поможет ему (2:25−30).

4. До апостола дошли сведения, что в Филиппах образовалась партия духовных и возникла угроза раскола в филиппийской церкви, а потому он призвал их жить и трудиться в единстве Духа (1:27; 2:1−11; 4:2, 3).

5. Павел также осознавал, что филиппийцам угрожает опасность поддаться влиянию иудейских законников, а потому он хотел четко и ясно показать им, что это в корне противоречит Евангелию (3:1−11).

6. Очевидно, он также был осведомлен об угрожавшей им опасности восприятия ложной идеи о перфекционизме, т. е. о достижении совершенства (3:12−16), и о влиянии на филиппийских христиан материалистических идей (3:18−21).

7. Ко всему прочему его послание было предназначено служить ободрением христианам, призывом мужественно переносить страдания, жить в единомыслии и доверять свою жизнь Господу всегда и во всем, в любых обстоятельствах (1:27−30; 2:12−18; 3:17−21; 4:4−9).

Богословие и темы, рассматриваемые в послании

Большая часть послания посвяшена скорее практическим аспектам христианской жизни, чем христианской вере как таковой. Однако, как и во всех других посланиях Павла, то, что он говорит в качестве наставления своим ученикам, тесно связано с центральными истинами христианской веры — крестом Христовым (3:18), работой Святого Духа (1:19) и христианской надеждой (1:6, 10; 3:20). При этом в послании даются предельно четкие и ясные формулировки, касающиеся личности Христа и пути спасения во Христе. В 2:5−11 совершенно однозначно утверждается, что Иисус обладает подлинной Божественной природой и одновременно природой истинно человеческой. Павел говорит о том, что Христос смирил Себя, вочеловечившись, даже до смерти на кресте, и «Бог превознес Его», здесь апостол использует слова об этом возвеличивании, взятые из Ветхого Завета и говорящие о том, что перед Ним преклоняется каждое колено и всякий язык (Ис 45:23).

В 3:4−10 Павел сравнивает свои дохристианские амбиции и жизнь, которую он нашел во Христе, и разъясняет, что «праведность» (право быть с Богом) не может быть достигнута делами послушания закону или верным исполнением внешних ритуалов. Она возможна только через Христа, через «праведность», которая является исключительно даром благодати Божьей и стала возможной благодаря страданиям, смерти и воскресению Христа.

В послании доминируют следующие важные моменты, касающиеся содержания христианской жизни:

1. Радость. Существительное «радость» или глагол «радоваться» в послании (в ориг.) встречаются шестнадцать раз. Павел говорит о радости в молитве (1:4); радости, которая приходит как результат собственных трудов (4:1); радости в страдании, даже в смерти (2:17). Он радуется, когда видит единство сердец и помышлений верующих (2:2), находит радость в помощи своих друзей (4:10) и радуется, когда другие проповедуют Христа (1:18). Он призывает своих читателей преисполняться радости в вере и в своих взаимоотношениях с Господом (1:25; 3:1; 4:4), а также в том, что они принимают братство во Христе (2:28, 29).

2. Братство и единство верующих. Павел благодарит филиппийцев за их участие в проповеди Евангелия с самого начала (1:5) по мере познания ими благодати Божьей, которая позволила им защищать и утверждать Евангелие (1:7). Это было братство «участия подаянием и принятием», которое проявилось в среде филиппийских христиан (4:15). Он призывает их быть стойкими в вере, стоять «в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую» (1:27). Полнота радости для Павла наступит, когда они будут иметь одинаковые мысли (т. е. будут единодушны и единомысленны) и одну любовь. Он хотел бы надеяться, что церковь в Филиппах не допустит разрушения уз своего единства эгоизмом, гордыней или духом превосходства (2:1−4). Разногласия и разделения между членами церкви должны быть преодолены во имя восстановления единства общего организма, церкви (4:2, 3).

3. Духовные притязания Павла. Ни в одном из посланий Павла его духовные устремления не выражены столь ярко, как в этом. Мы видим всю полноту посвящения Павла Иисусу Христу; его единственное желание — познать Его и донести свои знания о Нем до других. Это наиболее отчетливо показано в 3:7−14, но наряду с этими текстами мы должны подчеркнуть надежды и устремления Павла, выраженные в 1:20, его уверения в том, что он ни в чем не будет постыжен, но возвеличит Христа в теле своем «жизнью ли то, или смертью». В 4:11, 13 он говорит, что всегда и всем доволен: независимо от того, ущемлен ли он в правах или испытывает разного рода трудности, Христос всегда укрепляет и воодушевляет его и прославляется через него во всех этих обстоятельствах.

Как создавалось послание?

Исследователи, детально изучающие новозаветные документы, задают вопросы, которые лежат в русле литературной и исторической критики: «Принадлежит ли это послание перу человека, авторство которого обозначено в его названии? Было ли оно действительно написано с определенной целью?» Эти вопросы по отношению к данному посланию носят чисто академический характер. Среди исследователей нет серьезных сомнений относительно авторства Павла, хотя отдельные сомнения по этому поводу и высказываются. Вместе с тем, следующие три вопроса заслуживают краткого рассмотрения.

1. Представляют ли тексты 2:6−11 раннехристианский гимн, который апостол счел нужным включить в свое письмо как простую цитату? В текстах об уничижении и вознесении Христа прослеживается ритмическая структура, и исследователи подразделяют их на шесть стансов по три строки в каждом. В ряде посланий Павла мы находим поэтические отрывки (напр.: 1Кор 13), но указанные тексты читаются скорее как цитата, которая необыкновенно удачно раскрывает назначение данного отрывка, являясь при этом не оригинальным текстом, а заимствованным. Мы знаем и другие примеры использования в новозаветных посланиях гимнов, псалмов или символов веры (напр.: Еф 4:4−6; 5:14; Ним. 1:17; 3:16; 6:15, 16; 2Тим 2:11−13). В данном случае мы имеем дело с подобного рода цитатой, но более пространной. Здесь употребляются слова, не характерные для словаря Павла, некоторые из них нигде более не встречаются в Новом Завета. Если бы этот гимн был сочинен кем-то другим, а не самим апостолом, это могло бы также объяснить воплощение и свершения Христа, описанные в несколько иной манере, отличной от того, что известно нам по другим произведениям Павла. С другой стороны, нельзя отвергать и мысль о том, что Павел мог сам написать этот гимн. Мы, конечно, должны рассматривать фрагмент 2:6−11 как гимн во славу Христа, написанный либо самим апостолом, либо другим автором (и, в таком случае, заимствованным Павлом, который и вплел его в общую канву своего послания).

2. В тексте 3:1, начиная с середины, появляется ощущение, что общая канва письма неожиданно нарушается, и это позволяет некоторым исследователям высказать предположение, будто этот отрывок вставлен из другого послания. Действительно, логический ход мысли нарушен, но такого рода примеры встречаются и в остальных посланиях Павла. Если бы это была часть другого послания, то трудно было бы установить, где кончается вставка. Более удовлетворительное объяснение, по-видимому, в том, что Павел либо получил новые сведения от филиппийцев, либо его мысли обратились к этой извечной проблеме, и он счел нужным заново предостеречь своих читателей об угрозе со стороны тех, кто заменил благодать на закон как средство достижения благоволения Божьего. После такого поворота темы он переходит к заключительным наставлениям филиппийцам.

3. Некоторые исследователи задаются вопросом, может ли отрывок 4:10−20 относиться к более раннему посланию, на том основании, что Павел вряд ли так медлил выразить свою благодарность филиппийцам за дары, привезенные ему Епафродитом: он должен был написать об этом в начале письма. В этом аргументе есть сильная сторона, однако можно возразить, что Павел, вероятно, выразил им признательность в каком-то более раннем письме, которое не дошло до нас, а здесь он просто повторяет благодарность. Необходимо также учесть и такой тонкий момент, что, желая поблагодарить за помощь, он в то же время подчеркивал свою независимость от их материальной поддержки (см.: коммент. к 4:10−20). Сказанное помогает понять, почему Павел затронул этот деликатный вопрос лишь в конце своего послания. В итоге приведенные соображения позволяют отрицать, будто Послание к Филиппийцам представляет некий конгломерат из разных посланий.

Согласно мнению Р. П. Мартина, данное послание служит «окном, позволяющим заглянуть в личность Павла и открывающим его пастырский дар», а также предоставляет возможность «исследовать конкретный пример раннехристианской общины, с которой Павел поддерживал длительные и полные взаимной любви и привязанности взаимоотношения» (Martin R. P., Philippians, NCB [Oliphants, 1976], p. ix).

В то время как Послание к Римлянам овладевало умами людей в течение столетий и позволило им увидеть чудотворную силу Евангелия спасения, Послание к Филиппийцам вдохновило и воодушевило многих людей мужественно противостоять трудностям и преследованиям за проповедь Евангелия, тем самым оказав на их жизнь влияние, которое трудно переоценить.

Дополнительная литература

Motyer J. A. The Messages of Philippians, BST (IVP, 1984).

Martin R. P. The Epistle to the Philippians, TNTC (IVP/UK/Eerdmans, 1987).

Martin R. P. Philippians, NCB (Oliphants/Eerdmans, 1976).

Caird G. B. Paul's Letters from Prison (OUP, 1976).

Hawthorne G. F. Philippians, WBC (Word, 1983).

Содержание

1:1−11 Введение

1:1, 2 Приветствия

1:3−7 Благодарности и заверения в верности

1:8−11 Молитва

1:12−26 Ситуация, в которой находился Павел

1:12−14 Заточение Павла привело к большему успеху благовествования

1:15−18 Разные мотивы проповеди Христа

1:19−26 Христос превознесен Своей жизнью и смертью

1:27 — 2:18 Наставления о христианской жизни и братском единстве

1:27−30 Призыв жить достойно Евангелия

2:1−4 Призыв к единству через личное смирение

2:5−11 Пример Христа

2:12−18 Практический результат «совершения» спасения

2:19−30 Планы на будущее

2:1 9−24 Похвала в адрес Тимофея

2:25−30 Разъяснение ситуации с Епафродитом

3:1−21 Духовные притязания

3:1−3 Предостережение не поддаваться влиянию сторонников обрезания

3:4−7 Прежняя жизнь Павла и цели, которые он поставил перед собой

3:8−14 Отказ от прошлого; новые духовные задачи Павла

3:15−17 Пример для подражания

3:18−21 Призыв стремиться к небесной обители

4:1−23 Наставления, благодарность и приветствия

4:1−3 Призыв твердо стоять в Господе

4:4−7 Призыв к радости и постоянной молитве

4:8, 9 Призыв быть искренними и чистыми

4:10−20 Отношение Павла к материальной поддержке филиппийцев

4:21, 23 Заключительные приветствия

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на послание к Филиппийцам, введение. Новый Библейский Комментарий.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.