3:1-21 Духовные притязания

Вероятно, Павел близок к завершению своего послания, потому что слово, которое он здесь употребляет («впрочем»), имеет значение «наконец». Но внезапно, не совсем ясно по какой причине (см.: Введение), апостол решает, что должен предостеречь филиппийцев о тех иудеях, которые хотят склонить христиан из язычников совершить обряд обрезания. Это побуждает его говорить о том, что они должны полагаться только на Иисуса Христа, чтобы быть принятыми Богом, и о том, что у него самого большие духовные потребности «хвалиться Христом Иисусом», чего он желает и своим христианским друзьям в Филиппах.

3:1-3 Предостережение не поддаваться влиянию сторонников обрезания

Чтобы понять, о чем говорится здесь и в следующих нескольких текстах, мы должны вернуться в прошлое, взглянув на жизнь раннехристианской Церкви. Первые христиане были евреями и законопослушными иудеями, поэтому считали закон жизненно важным установлением и подчеркивали значение завета, заключенного Израилем с Богом, знамением которого было обрезание. Этим первым христианам была поручена миссия возвещения Евангелия окружающему миру (Деян 1:8), но им было трудно благовествовать неевреям (см.: Деян 10), и этот период предшествовал началу истинной проповеди Евангелия язычникам (Деян 11:20). Как апостол язычников, Павел считал, что если человек неиудейского происхождения обратится к Господу в покаянии и вере, то его следует причислить к народу Божьему без требований стать иудеем и подвергнуться обряду обрезания, если он мужчина. Однако некоторые христиане из иудеев в Антиохии (Деян 15:1) и в Галатии настаивали на том, чтобы обращенные из язычников исполняли требования иудейского ритуального закона. По этому вопросу был созван Иерусалимский собор (Деян 15) и в связи с этой проблемой Павел отправил письмо галатам. С годами споры эти не утихли, поэтому Павел снова пытается предостеречь от этого филиппийцев.

Ст. 1,2 Павел настолько был возмущен действиями тех, кто принуждал язычников стать иудеями, что назвал их псами (именно так называли сами иудеи язычников). Эти люди, однако, заслуживали такого названия более, чем язычники, потому что «рыскали вокруг христианских общин, выискивая, кого бы из язычников обратить в иудаизм» (Веаге, Philippians), а потому эти обращенные должны были остерегаться их. Это были злые делатели, которые отвращали людей от истины и свободы (Мф 23:15; 2Кор 11:13; Гал 1:7-9). Поскольку обрезание не имело духовной ценности, они просто надеялись на плоть.

Ст. 3 Когда стало ясно, что обрезание не имеет духовной ценности, остался лишь внешний ритуал, а настоящее обрезание, как говорит Павел, – мы, служащие Богу духом. Хотя можно предположить, что Павел имел в виду только христиан иудейского происхождения, истина в том, что он, как и другие авторы Нового Завета, относит все титулы и привилегии народа Божьего эпохи Ветхого Завета ко всем христианам, независимо от того, иудейского они или языческого происхождения (напр.: Еф 2:11-22; 1Пет 2:4-10).

3:4-7 Прежняя жизнь Павла и цели, которые он поставил перед собой

Ст. 4 Теперь Павел говорит, что и сам мог бы надеяться на плоть, какте люди, которые хотят заставить всех христиан стать иудеями. Он перечисляет все, что выполнял прежде, как законопослушный иудей, когда считал, что это зачтется ему перед Богом.

Ст. 5, 6 Он перечисляет семь пунктов, которые отражают его глубоко религиозную жизнь, которую он вел до встречи с Иисусом.
1) Он был обрезан навосьмой день, как того требовал закон (Быт. 17:12).
2) Он был родовитым израильтянином, т. е. его принадлежность к народу Божьему не вызывает сомнений.
3) По происхождению он – израильтянин из колена Вениамина, колена первого израильского царя, которое сохранило свою верность Богу в отличие от других колен.
4) Он был не просто евреем, но евреем, говорившем на арамейском языке [ разговорный язык палестинских евреев] (ср.: Деян. 6:1; 22:2; 2 Кор. 11:22), сыном еврейских родителей, который не утратил своего родного языка, в отличие от многих своих соплеменников.
5) Павел был ревностным блюстителем закона, фарисеем (Деян.23:6; 26:5; ср.: Гал. 1:14).
6) Его ревностное служение закону проявилось в преследовании христиан (Деян. 8:3; 9:1).
7) Он мог бы сказать о себе, что неукоснительно соблюдал все требования закона Моисеева, стремился жить по нему и был непорочным с этой точки зрения.
Это было проявлением законничества, стремлением достичь праведности по делам, быть правым перед Богом на основании послушания закону.

Ст. 7 Теперь же он считает все это тщетою. То, что казалось ему преимуществом, оказывается, не имеет никакой ценности перед Христом. Теперь он рассматривает все это, как ложное основание для своей веры и даже как препятствие для себя. Апостол продолжает описывать тот бесконечно лучший путь, который нашел.

3:8-14 Отказ от прошлого; новые духовные задачи Павла

После встречи с Господом на дороге в Дамаск (Деян 9) и осознания того, что на самом деле он неправильно понимал соблюдение закона (Рим 7), Павел пришел к «радикальной переоценке ценностей» (Hawthorne, Philippians).

Ст. 8 Найдя путь соединения с Богом во Христе, Павел называет то, на что раньше опирался, сором; он решил отказаться от всего ради обретения Христа. Он не только считает «сором» прошлые ценности, но и говорит, что ради... Христа отказался от своего положения в иудаизме среди фарисеев, возможно, даже от собственного дома. Однако он не сожалеет об этом, потому как все это — «просто мусор по сравнению с возможностью завоевать Христа» (Phillips).

Ст. 9 Теперь он стремится обрести Бога на основе праведности, которую дарует Он Сам, на единственном условии веры (ср.: Рим 3:21 – 4:25; Гал 2:15 – 3:29; Еф 2:4-9), оставив в стороне так называемую праведность по делам, на которую он опирался раньше.

Ст. 10 Более всего он хотел бы жить в познании Христа, т. е. (согласно христианскому крещению, см.: Рим 6:1—4) отождествить себя с распятым и воскресшим Иисусом. Это означает познать силу воскресения в повседневной жизни (ср.: Рим 8:10,11; 2Кор 4:10,11; Еф 1:19,20) и участвовать в страданиях Его путем подавления своего эгоизма, который свойственен каждому из нас, и быть готовым к трудностям и невзгодам, которые могут ожидать нас на пути возвещения Евангелия спасения всем людям (ср.: 2Кор 4:7—12; Гал 6:17; Кол 1:24,25). Эти реалии всегда присутствуют в жизни каждого верного христианина.

Ст. 11 В свете этих новых духовных притязаний и устремлений Павел надеется достигнуть воскресения мертвых. Эти слова звучат для нас несколько неожиданно после того, что было написано выше. Разве достижение воскресения не зависит только от веры? Мог ли апостол сомневаться в своем окончательном спасении? Он никогда не терял уверенности в том, что принадлежит к народу Божьему и принят Богом (Рим 8:15-17; Гал 4:6,7), но вместе с тем никогда не проявлял благодушия или самонадеянности. Вера должна сохраняться до конца (Мк 13:13; 3:14); Евр 3:14). Мы должны понимать слова Павла, сказанные здесь, как проявление смирения, а не сомнения.

Ст. 12,13 По-видимому, в Филиппах были люди, которые считали, что обрели христианское совершенство, что уже «достигли» его. Павел признает стремление христиан к высшим идеалам (ср.: 2:15; Еф 4:13-16), как сказал об этом Сам Христос: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48), но никогда не призывает к совершенству. Скорее он подчеркивает, что не останавливается на достигнутом (стремлюсь, говорит он; это греч. слово имеет значение «преследовать», «гнать» — слово, которое он ранее использовал [6], описывая свои гонения на раннюю Церковь). Павел подчеркивает, что эта великая цель достижения связана с тем, как достиг его Христос на пути в Дамаск за несколько лет до этого. Есть пути, о которых христиане не должны забывать, ибо они – напоминание о свершениях Бога в прошлом, но Павел знал, что не должен сосредотачиваться на прошлом; нужно забыть о прошлых неудачах и просчетах и не полагаться на прошлые успехи и достижения в служении Христу, чтобы не почивать на лаврах. Он хотел скорее показать, что не хочет останавливаться на достигнутом. но простирается вперед, используя при этом (в орт.) слова из арсенала спортивных состязаний, а именно– лошадиных бегов; он прилагал все усилия для достижения цели и назначения христианской жизни.

Ст. 14 Награда, к которой стремился Павел (к почести высшего звания Божия), не обязательно была Самим Христом (ср.: ст. 8); это – «венец жизни» (Иак 1:12; ср.: 1Кор 9:25), дар Божьей благодати тем, кто устоит в вере до конца.

3:15-17 Пример для подражания

Ст. 15 Достигший совершенства, или «зрелости» (в греч. использовано одно и то же слово), должен мыслить надлежащим образом, о чем и говорит Павел. Он уверен, что если его филиппийские друзья мыслят как-то иначе, то Святой Дух откроет им это в свое время.

Ст. 16 Чрезвычайно важно жить в согласии с той истиной, которую мы уже постигли и приняли. Фраза, переведенная, как должны... по тому правилу жить, означает не только жить самим, но и других наставлять в этом духе. «Таким образом, Павел снова подчеркивает важность поддержания гармоничных отношений, независимо от разницы во мнениях по определенным вопросам» (Hawthorne, Philippians).

Ст. 17 Здесь, как и в других своих посланиях (напр.: 1Кор 4:16; 11:1; 1Фес 1:6; 2:10; 2Фес 3:7,9), Павел говорит о своем примере, которому нужно следовать. Возможно, это звучит самонадеянно, но необходимо осознать: до того как христианам был дан Новый Завет, из которого они могли черпать повседневный опыт, жизненно важно было установить образцы для подражания. Для Павла было в равной мере важно явить собой образец христианской жизни, которому могли подражать другие, так же как и проповедовать им чистое Евангелие, чтобы они поверили. Дж. Филлипс так перефразирует этот стих: «Пусть мой пример будет образцом для подражания, глядя на который можно будет сказать, кто среди вас – настоящий христианин». В наши дни ситуация несколько иная, поскольку у нас есть Новый Завет – основной ориентир христианской жизни, но все еще остается в силе принцип (как его излагает Павел в 2Кор 3:1-3), согласно которому христианин должен быть «письмом Христовым», и такое послание получают и читают все, в том числе и те, кто не обращается к Писанию.

3:18-21 Призыв стремиться к небесной обители

От рассуждений о своих высоких духовных притязаниях, зажженных любовью Христа, и мыслях о тех, кто имеет неверное представление о концепции совершенства, Павел возвращается к тем членам христианского сообщества, о которых он думает с болью и печалью.

Ст. 18,19 Крест Христа находится в самой сердцевине христианства по двум причинам. Он – в центре всего, поскольку мы верим, что через смерть Христа на кресте мы встали на путь спасения и принятия Богом и, тем самым, на путь к вечной жизни. Крест также составляет центральную истину нашего понимания ученичества. Иисус призывает нас взять свой крест и следовать за Ним (Мк 8:34; Лк 9:23), и Павел знал, что тоже должен принять участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его (10). Становится ясным, что именно по этой причине люди, о которых писал Павел, были «врагами креста Христова». Вместо того чтобы отбросить эгоистические желания, они потворствуют своим прихотям, сделав их своими богами, хвастаются тем, чего на самом деле нужно стыдиться, и мыслят о земном. Это означает: вместо того чтобы находить спасение и путь в жизни с Христом, они шли по пути, который мог привести только к погибели.

Ст. 20 Размышляя о тех, чья жизнь сосредоточена на преходящих земных ценностях, апостол высказывает мысль, что истинные христиане знают о своем подлинном, небесном гражданстве, о жизни с Христом (ср.: Еф 1:3; 2:6; Кол 3:1-4). Филипп ийцы могли бы гордиться своим римским гражданством (см.: Введение) так же, как и все мы – своим земным гражданством с его привилегиями и обязательствами. И мы, как и они, должны превыше всего ценить дар небесной жизни и гражданства, и жить в ожидании своего будущего наследия, которое получим во всей его полноте в грядущем. Поэтому мы страстно ожидаем явления Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа.

Ст. 21 Пришествие Христа означает, что наши уничиженные тела будут преобразованы сообразно славному телу Его (ср.: 2Кор 4:16 – 5:4; 1Ин 3:2) силой Божьей, могущество которой безгранично и действие которой не знает преград. Тело, в котором мы находимся, не презренно, но отражает лишь наше современное уничиженное состояние (то же слово в греч. используется в Лк 1:48). Ныне наши физические тела испытывают боль и страдания; но, преобразовавшись, станут нетленными и обретут бессмертие (см.: 1Кор 15:35-54).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

новый Библейский Комментарий на послание к Филиппийцам, 3 глава



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.