2 Паралипоменон 10 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Ровоам отправился в Шехем, потому что в Шехеме собрались все израильтяне, чтобы поставить его на царство.
2 Услышал об этом Иеровоам, сын Невата, и вернулся из Египта, куда он бежал от царя Соломона.
3 За Иеровоамом послали и призвали его. Он явился со всем Израилем к Ровоаму, и они сказали:
4 «Тяжек для нас был гнет твоего отца. Облегчи назначенные твоим отцом тяжелые работы и тяжкий гнет, который он наложил на нас, — тогда мы станем тебе служить».
5 Тот ответил им: «Приходите ко мне вновь через три дня». И народ разошелся.
6 Царь Ровоам обратился к старейшинам, которые были при отце его Соломоне, пока тот был жив, и спросил их: «Какой ответ посоветуете дать этому народу?»
7 Они сказали ему: «Если ты будешь добр с этим народом и выполнишь их желание, если будешь говорить с ним по-доброму, то они станут тебе рабами навсегда».
8 Но отверг он совет, данный ему старейшинами, и обратился к сверстникам своим, что с юности росли вместе с ним и служили ему теперь.
9 Он спросил их: «А вы что посоветуете ответить этому народу, который обратился ко мне с просьбой облегчить гнет, наложенный на них моим отцом?»
10 И сверстники, что росли вместе с ним, отвечали ему так: « Ты спрашиваешь, что сказать народу, который обратился к тебе: дескать, тяжек для них был гнет твоего отца, не облегчишь ли ты его? Вот что ответь им: „У меня мизинец толще бедер моего отца!
11 Тяжек для вас был гнет моего отца — а я сделаю его тяжелее; отец мой наказывал вас плетьми — а я стану наказывать скорпионами!“»
12 Три дня спустя Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму, как он и велел им, сказав: «Приходите ко мне на третий день».
13 Но царь сурово отвечал народу, отвергнув совет старейшин.
14 Он сказал им то, что посоветовали сверстники: «Тяжек для вас был гнет моего отца — а я сделаю его тяжелее; отец мой наказывал вас плетьми — а я стану наказывать скорпионами!»
15 Не послушал царь своего народа — и было это от Бога, чтобы сбылось слово ГОСПОДНЕ, сказанное через Ахию из Силома Иеровоаму, сыну Невата.
16 Все израильтяне увидели, что царь не стал их слушать, и народ сказал царю в ответ:

«Что за доля для нас у Давида?
Какая часть для нас от сына Иессея?
Расходись по шатрам своим, Израиль!
Позаботься о собственном доме, Давид!»


И разошелся Израиль по домам.1
17 Ровоам теперь царствовал только над теми израильтянами, что жили в городах Иудеи.
18 Послал царь Ровоам к прочим израильтянам Адорама, назначавшего тяжелые работы, но те забили его камнями до смерти. А царь Ровоам едва успел взойти на колесницу и бежать в Иерусалим.
19 Так восстали все остальные израильтяне против рода Давидова и отделились от него и поныне живут обособленно.

Толкование Мэтью Генри

Данная глава почти дословно повторяет отрывок из 3 Книги Царств 12:1−19, где он подробно рассматривался. Здесь не упоминается отступничество Соломона, но говорится об отделении десяти колен от его семьи, и мы также узнаем:

(1) Как глупо поступил Ровоам, угрожая им (ст. 1, 5−14).

(II) Как нечестиво поступил народ, когда пожаловался на Соломона (ст. 2−4) и оставил Ровоама (ст. 16−19).

(III) Насколько справедливо и праведно поступил Бог в данной ситуации (ст. 15). Так исполнился Его замысел. У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение, глупец и жулик (Иов 12:16), то есть Он использует их для осуществления Своих планов.

Стихи 1−11. В данном отрывке мы можем обратить внимание:

(1) Что даже наимудрейший и наилучший не может удовлетворить каждого человека. Соломон обогатил и возвысил свое царство, сделал все возможное (можно было подумать), чтобы его народ был счастлив и доволен; тем не менее, похоже, он поступил опрометчиво, облагая их высокими налогами и навязывая служение, или, по крайне мере, были некие основания считать таковым данный его поступок. Нет человека абсолютно мудрого. Возможно, мудрость подвела его в тот момент, когда он отступил от Бога и своего долга, и Бог предоставил его самому себе и позволил совершить этот неразумный поступок. Даже богатства Соломона значительно истощились из-за его любви к женщинам; и, возможно, именно из-за затрат на их содержание, гордость, роскошь и идолопоклонство он обложил своих подданных высокими налогами.

(2) Что беспокойный и неблагодарный дух всегда найдет ошибку в руководстве и будет жаловаться на трудности, когда для этого есть очень мало оснований. Разве не наслаждались они миром во времена царствования Соломона? Их не грабили захватчики, как раньше, их не пугала военная тревога, им не приходилось рисковать жизнью на поле боя. Разве не наслаждались они изобилием, разве не имели достаточно продуктов питания и денег? Чего же еще они хотели? О fortunatos rtimium, sua si bona norint — О счастливчики, если бы вы знали о своем счастье! И тем не менее они жаловались, что Соломон наложил на них тяжкое иго. Если кто-то подобным образом жалуется на ярмо Христа, пытается расторгнуть Его узы и свергнуть с себя Его оковы, то мы уверены, что Он не давал им никакого повода для подобных жалоб, как бы ни поступал Соломон. Иго Его благо, и бремя Его легко. Он никогда не заставлял нас служить Ему хлебным приношением и не отягощал нас фимиамом.

(3) Многие губят себя и наносят непоправимый вред своим интересам, угнетая и вызывая недовольство у своих подчиненных. Ровоам подумал, что раз он стал царем, то обладает такой же властью, что и его отец: может иметь, что хочет, и поступать, как хочет, преодолевая все препятствия. Но хотя он и носил венец отца, ему недоставало его мудрости и следовало задуматься, что раз он значительно отличался от отца, то ему следовало предпринять другие меры. Такой мудрый человек, как Соломон, мог поступать, как хотел, а такой глупец, как Ровоам, как позволяли обстоятельства. Ретивую и норовистую лошадь мог пришпорить лишь тот, кто умел управлять ею; но если это пытался сделать неумелый наездник, то он подвергал себя опасности. Ровоаму пришлось дорого заплатить за свои угрозы, надменную речь и самоуверенность. Мудрость Иова, равно как и его добродетель, заключалась в том, что он не пренебрегал правами слуги и служанки своей, когда они спорили с ним (Иов 31:13), а терпеливо выслушивал их, размышлял об их доводах и мягко отвечал им. Подобное спокойное размышление о подданных и стремление сделать их жизнь беспечной принесут утешение и похвалу властям, Церкви, государству и семье.

(4) Умеренные советы чаще всего оказываются самыми мудрыми и наилучшими. Мягкость добьется того, чего не сможет сделать насилие. Многим людям нравится, когда с ними спокойно разговаривают. Именно так советовали Ровоаму поступить его опытные советники преклонного возраста (ст. 7): «Если ты будешь добр к народу сему и угодишь им и будешь говорить с ними ласково, то они будут твоими навсегда». Добрые слова ничего не стоят, помимо небольшого самоотречения, но благодаря им можно добиться многого.

(5) Бог часто исполняет Свои мудрые планы, лишая людей мудрости и позволяя им следовать собственным безрассудным планам. Чтобы погубить человека, достаточно всего лишь предоставить его самому себе, его гордости и страстям.

Стихи 12−19. Размышляя о данных стихах, мы можем научиться, (1) что когда в стране волнение, то насильственные меры могут только ухудшить положение дел в ней. Грубые ответы Ровоама лишь разгневали народ и подлили масла в огонь. Во время бури пилот должен управлять осторожно. Многие непреднамеренно причиняют зло, чтобы слишком суровыми методами добиться своих целей.

(2) Что каковыми бы ни были планы людей и какие бы средства они ни использовали, но с их помощью Бог совершает Свое дело, исполняя изреченное Им слово, ни одна йота которого не должна остаться неисполненной. Упорство царя и его необдуманность были от Бога, чтоб исполнить Господу слово Свое, которое изрек Он через Ахию (ст. 15). Но это не оправдывает безрассудство Ровоама и не умаляет его вину за высокомерие и раздражительность, хотя с их помощью Богу было угодно достичь собственных целей.

(3) Что мирское богатство, слава и владычество весьма ненадежные вещи. Соломон царствовал над Израилем и (кто-то мог бы подумать) сделал достаточно, чтобы сохранить монархию в своей семье на много веков; но не успел он остыть в своей могиле, как десять колен из двенадцати восстали против его сына. Теперь забылись все добрые дела, сделанные им для Израиля: «Какая нам часть в Давиде!» Подобным образом многие отказываются от руководства Христа, несмотря на все, что Он сделал, дабы привязать к Себе навсегда сынов человеческих. Они говорят: «Не хотим, чтобы он царствовал над нами». Но этот мятеж обязательно должен привести их к гибели.

(4) Что Бог часто посещает детей за беззакония их отцов. Соломон оставил Бога, и поэтому не он, а его сын, наследовавший после него престол, был оставлен большей частью своего народа. Так Бог, делая длительными карательные последствия греха, которые продолжаются после смерти грешника, желает представить его отвратительным и в некотором смысле демонстрирует бесконечность его наказания. Кто грешит против Бога, тот не только наносит вред собственной душе, но, возможно, и причиняет огромное зло своим потомкам, о чем и не догадывается.

(5) Что когда Бог исполняет Свои угрозы, то при этом заботится, чтобы исполнились и Его обетования. Когда припомнилось беззаконие Соломона и из-за него его сын потерял десять колен, то при этом не забылось благочестие Давида и данное ему обетование; и ради его исполнения ему были сохранены два колена. Падения святых не должны делать тщетным обетование, данное Христу их Главе. Они будут наказаны, но завет не будет нарушен (Пс 88:32−35).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
16  [1] — Букв.: по своим шатрам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.