От Матфея 15 глава

Евангелие от Матфея
Перевод Десницкого → Толкования Августина

Перевод Десницкого

1 Тогда пришли к Иисусу из Иерусалима фарисеи с книжниками и спросили:
2 — Почему Твои ученики нарушают предание старцев? Они не омывают рук перед тем, как есть хлеб.
3 Тот сказал им в ответ:
— А почему это вы нарушаете заповедь Божью, ссылаясь на собственное предание?
4 Бог повелел: «чти отца своего и мать свою» и «кто злословит отца или мать, того предать смерти»*.
5 А вы утверждаете: если скажет человек отцу или матери: «что тебе от меня причиталось — теперь дар Богу»*
6 то он уже и не должен чтить своего отца. Так вы подменили Божье слово собственным преданием.
7 Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исайя:
8 «Народ этот чтит Меня на словах, а сердце их от меня далеко.
9 Впустую они Меня чтут, учат они лишь тем правилам, что установлены людьми».*
10 Тут Он подозвал народ и сказал:
— Слушайте и внимайте!
11 Не то оскверняет человека, что входит ему в уста. Но что исходит из уст — вот это и оскверняет человека.
12 Тогда к Нему подошли ученики со словами:
— Ты знаешь, что фарисеи обиделись на Твои слова?
13 А Он сказал им в ответ:
— Любой росток, который посадил не Отец Мой Небесный, будет вырван с корнем.
14 Оставьте их в покое: они слепые поводыри для слепых. А если слепого ведет тот, кто сам слеп, в яму свалятся оба.
15 Тогда Петр Его попросил:
— Объясни нам эту притчу!
16 Иисус ему в ответ:
— Неужели и вам все еще трудно это понять?
17 Рассудите сами: всё, что входит в уста, оказывается в животе, а потом извергается наружу.
18 А что исходит из уст, то идет от сердца — вот оно и оскверняет человека.
19 От сердца исходят злые помыслы, убийство, измены, разврат, воровство, лжесвидетельство, злословие.
20 Вот что оскверняет человека, а есть неомытыми руками — это человека не оскверняет.
21 Оттуда Иисус отправился в окрестности городов Тир и Сидон*.
22 И вот пришла из тех мест женщина-хананеянка и стала кричать:
— Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Моя дочь одержима бесом.
23 Он ничего ей не отвечал. Тогда к Нему обратились ученики:
— Отошли ее прочь, а то она ходит за нами и кричит.
24 Он им ответил:
— Я послан только к погибшим овцам из Израильского дома.
25 А женщина приблизилась и поклонилась Иисусу со словами:
— Господи, помоги мне!
26 Он ответил:
— Не стоит отнимать у детей хлеб и бросать его собакам*.
27 А она ему:
— Да, Господи, но и ведь и собаки едят те крохи, что упали со стола хозяев.
28 Тогда Иисус ей ответил:
— Женщина, велика твоя вера! Твое желание исполнится.
И дочь ее тотчас исцелилась.
29 Иисус ушел оттуда и отправился вдоль Галилейского моря. Он взошел на гору и сел там.
30 К нему собрались огромные толпы, взяв с собой множество хромых, слепых, увечных, глухих и тому подобных — их принесли к Его ногам, и Он их исцелил.
31 И толпа поражалась, видя, как немые заговорили, увечные выздоровели, хромые стали ходить и слепые прозрели — и прославили Бога Израиля!
32 А Иисус подозвал учеников и сказал им:
— Жаль мне народа, они со мной уже дня три, а есть им нечего. А если отправить их голодными по домам, ослабеют и не дойдут.
33 Ученики говорят Ему:
— Откуда у нас в пустыне будет столько хлеба, чтобы накормить такую толпу?
34 Говорит им Иисус:
— Сколько у вас хлебов?
— Семь, — отвечали они, — и несколько рыбок.
35 Он велел народу устроиться на земле,
36 а Сам, взяв хлебы вместе с рыбами, благословил и разломил их и стал давать Своим ученикам, а ученики — народу.
37 Все наелись досыта, и остатков хлеба набралось семь полных корзин —
38 а было там тысячи четыре мужчин, не считая женщин и детей.
39 И тогда Он отпустил народ, сел в лодку и переправился в окрестности Магадана*.

Толкования Августина

Стих 21

Очевидно, что она не происходила из народа Израиля, из которого вышли патриархи, пророки и родители Господа нашего Иисуса Христа по плоти; из которого вышла Дева Мария, родившая Христа. Ясно, эта женщина вышла не от этого народа, а из язычников. Ведь, как мы читаем, Господь удалился в страны Тирские и Сидонские затем женщина Хананеянка, перейдя границы тех мест, настойчиво искала помощи для исцеления своей дочери, которая была охвачена бесами. Тир и Сидон не являлись городами иудеев, хотя и лежали поблизости к ним, — это были города языческие. Итак, она закричала, ища помощи, она настаивала. Но не было ответа, и не потому что прекратилось милосердие, но чтобы стремление ее возрастало; и не чтобы только росло стремление, но, как я уже говорил, чтобы и смирение ее удостоилось похвалы.

Проповеди 77.7 СI. 0284, 77.PL 38.483.20.

Стих 24

Из этих слов возникает вопрос: как мы из язычников оказались в стаде овец Христовых, если Он послан был только к погибшим овцам дома Израилева? Каково значение этого загадочного промышления, если Господь, зная, зачем Он пришел, — разумеется, чтобы иметь Церковь среди всех народов, — при этом сказал, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева? Тут мы понимаем, что Он должен был засвидетельствовать Израилю в надлежащей последовательности сначала Свое тело и рождество, затем осуществление чудес, а потом силу Своего воскресения. Но так было предустановлено изначально, так предсказано и так исполнено: что Иисус Христос должен прийти к иудеям, что Его будут видеть, что Его убьют, что Он приобретет Себе тех, кого знал заранее. Так что народ нуждался не в осуждении, а в том, чтобы быть просеянным, подобно зерну. В нем было много мякины, но в нем было сокрыто и достоинство зерна: что-то должно было оказаться в огне, что-то — наполнить житницы. И в самом деле, откуда апостолы, как не отсюда? Откуда Петр? Откуда остальные?

Проповеди 77.2 CI. 0284, 77.PL 38.483.42.

Стих 28

Смотрите, братья, как у этой женщины, которая была хананеянкой, — она пришла из язычников и являла собой прообраз (а именно: выступала образом Церкви), — славно увенчивается ее смирение. Действительно, народ иудеев, что сурово осуждается в Евангелии, воспылал гордостью, потому что избран был для получения закона, потому что из него вышли патриархи, явились пророки и слуга Божий Моисей произвел великие чудеса в Египте, о которых слышим в псалмах 1. Он провел народ по Чермному морю, когда расступились его воды, он получил закон, который передал тому самому народу. Таковы основания для превозношения иудеев. И в силу такой гордости они не пожелали ответить Христу — творцу смирения, смирителю высокомерия, Богу-целителю, Который, будучи Богом, стал человеком, чтобы познать Себя как человека. Какое великое средство исцеления! Если такое средство не исцеляет гордость, то что тогда может исцелить? Я не знаю. Бог стал человеком. Он сложил с Себя Божественность, так сказать, в определенной мере убрал из виду очевидность ее: Он сокрыл то, что было свойственно Ему, и сделал видимым то, что на Себя принял. Он стал человеком, хотя Он есть Бог. Однако человек еще не понимает, что он человек, что он смертен; он не признает, что он слаб, грешен, болен, что, будучи больным, ему нужно искать целителя! Что еще хуже, ему кажется, что он здоров!

Потому народ этот не приближался — гордость препятствовала. И как сказано, от этой оливы, то есть народа, пошедшего от патриархов, отпали естественные ветви (именно иудеи, и заслуженно, ибо стали бесплодными в своей гордости). Тогда к этой оливе привился отросток дикой маслины, который и воплощает язычников. Апостол же говорит, что некоторые из ветвей отломились, а дикая маслина привилась на место их 2. Они отломились в силу гордости; дикая же маслина привилась в силу смирения. Такое смирение показала эта женщина, сказав: «Да, Господи, я — одна из псов, я желаю крох». Таким же смирением снискал расположение Иисуса и сотник: когда он обратился к Иисусу с просьбой исцелить своего слугу, Господь ответил: Я приду и исцелю его. Но сотник продолжал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. 8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; Мф 8:7−8). И он не принял Господа под кров свой — он принял Его в свое сердце. Чем больше смирение человека, тем более он получает, тем полнее. С холмов сбегает вода, долины наполняются. Что же ответил Господь, когда сотник сказал: я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой? — Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры (10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Мф 8:10). Это значит, среди тех людей, к которым Я пришел, Я не нашел такой веры. Что значит такой? Столь великой. В чем же великой? От малого, то есть в великом смирении. Я не нашел такой веры: подобной горчичному зернышку, — оно чем меньше, тем сильнее. Итак, Господь привил дикую маслину, когда сказал: Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

*1 Ср. Пс 106 (105, LXX)

*2 См. 17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, 18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. 19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". 20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. 21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. 22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. 23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. 24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Рим 11:17−24

Проповеди 77.11−12 СI. 0284, 77.PL 38.488.31.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.