2 Коринфянам 9 глава

Второе послание к Коринфянам апостола Павла
Перевод Десницкого → Библия говорит сегодня

Перевод Десницкого

1 Впрочем, ни к чему мне писать вам о служении святому Божьему народу,
2 я же знаю ваше усердие. Потому я и хвалил вас перед христианами Македонии: мол, Ахайя* была готова еще в прошлом году, – так что ваше рвение передалось многим.
3 Итак, я послал этих братьев, и пусть на деле не выйдет так, что мы вас хвалили зря. Как я говорил, вам надо приготовиться,
4 а не то, когда к вам вместе со мной придут македоняне, они застанут вас неготовыми, и будет нам стыдно за былую уверенность, не говоря уже о вас.
5 Потому я счел необходимым убедить братьев заранее отправиться к вам и все устроить, чтобы пожертвования были уже приготовлены, как было обещано, и именно как пожертвования, а не как поборы.
6 Кто сеет скупо, пожнет скупой урожай, а кто сеет с благословенной щедростью, урожай у того будет благословенным.
7 Словом, каждый пусть дает по велению сердца, без печали и не по принуждению, ибо «кто дает с радостью, того любит Бог»*.
8 Бог властен даровать вам всякую благодать в изобилии, чтобы везде и всегда вы имели в изобилии всё, что потребуется для всякого доброго дела.
9 Как написано: «он всё растратил, раздал нищим, и праведность его пребывает вовек»*.
10 Бог подает «семя сеятелю и хлеб в пищу»*, и вам подаст, что сеять, и произрастит, как колос, вашу праведность –
11 всем вы будете богаты, во всем щедры, и за вас люди будут благодарить Бога.
12 Ваше участие в этом служении общему делу не только поможет нуждающимся святым общинам, но и умножит благодарность Богу от многих людей.
13 Люди прославят Бога, когда это служение покажет, как послушны вы Евангелию Христову: вы на деле следуете тому, во что верите, когда щедро делитесь с ними и с остальными.
14 О вас станут они молиться, к вам их привлечет обильно проявившаяся в вашей жизни Божья благодать.
15 Благодарение Богу за Его неописуемый дар!

Библия говорит сегодня

6. Сохранить лицо (9:1-5)

Первоначальное усердие коринфян по участию в пожертвованиях было фактором, вдохновившим македонян предложить свою помощь в сборе денег (ст. 2). Однако сейчас Павел смущен. То, к чему коринфяне отнеслись сначала с энтузиазмом, не было завершено, хотя их готовность участвовать в этом деле не подвергается сомнению. Чтобы самому не остаться в стыде, не говоря уже о коринфянах (ст. 3,4), Павел увещевает их, чтобы появление трех посланников, несущих этого послание, послужило стимулом для быстрого завершения сбора денег. Хотя Павел явно оказывает на коринфян некоторое моральное давление, он ни в коем случае не желает, чтобы это превратилось в побор; ибо тогда это проистекало бы не из благодати. Дар этот должен быть благословенным (ст. 5).

7. Сферы помощи

Учение Павла о «вспоможении святым» затрагивает вопрос о других сферах христианской помощи, которые упоминаются апостолом. Есть, по крайней мере, три такие сферы.

1) Поддержка христианского наставника

От галатов мы знаем, что те, кто наставляются в Слове, должны делиться «всяким добром» со своим наставником. В послании к коринфянам Павел говорит, что те, кто сеют «духовное», должны собирать «телесный» урожай. «Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». Апостол наставлял Тимофея: поучающий пресвитер – это «трудящийся», который «достоин награды своей» (Гал 6:6; 1Кор 9:11-14; 1Тим 5:17,18).

Эти отрывки ясно говорят, что служитель обязан учить (и делать это основательно), а община должна поддерживать его материально (и делать это адекватным образом). Практика сбора взноса с не–церковных людей для поддержки христианского служения учением Павла, по всей видимости, исключается. Тот, кто поучаем, обязан делиться с учителем. Там, где люди имеют упомянутое выше «усердие», не будет неравномерного распределения средств.

2) Поддержка миссионера

Павел благодарит Бога за участие филиппинцев в «благовествовании от первого дня даже доныне» (Флп 1:5). Промежуток времени, о котором говорится в данном стихе, охватывает более десяти лет. В самом начале этого периода филиппийцы послали ему деньги в Фессалонику, а затем и в Коринф. А в недавнее время, когда он спустя приблизительно десять лет после этого находился в темнице в Риме, они отправили ему деньги и своего собрата (Флп 4:14-18; 2Кор 11:9).

Печально, но многие общины с годами или после смены служителя теряют связь со своими прежними миссионерами. Во многих церквах следовало бы образовать небольшие, но активные комитеты для обеспечения двусторонней связи и помощи между миссионером и общиной. Сотрудничество же филиппийцев «от первого дня даже доныне» остается для нас полезным примером.

3) Забота о нуждающихся

Павел поучал своих читателей в Эфесе, что вор не должен больше воровать, а должен заниматься полезным трудом, чтобы и он мог уделить что–нибудь нуждающимся (Еф 4:28). Благодаря нашим усилиям многие из нас имеют больше, чем нужно. Однако как мы помогаем нуждающимся? Скорее, те, у кого есть один дом, купят еще и дачу; те, кто уже поменял черно–белый телевизор на цветной, приобретут вдобавок и видеомагнитофон; те, у кого есть обыкновенная плита, захотят иметь микроволновую печь. Нищие среди иерусалимских святых оказались в нужде в результате голода, который начался там приблизительно в 46 г. н. э. Можно представить, каковы же были последствия этого события, ибо сбор денег совпал с периодом серьезной нужды. Откликом на тяжелую болезнь или голод окружающих нас собратьев, людей, должна быть доброта и щедрость, как учил Иисус в притче о добром самарянине (Лк 10:25-37).

Следующий отрывок, ст. 6-15, относятся непосредственно к «вспоможению святым». Однако они в равной мере относятся и к сферам помощи, о которых мы сейчас говорили.

8. Каково усилие, таков и результат (9:6-15)

1) Как нужно отдавать: щедро и с охотой

Проявленное по отношению к нам Божье милосердие порождает в нас желание быть милосердными тоже. Божье милосердие не имеет границ, и мы, получая его, должны демонстрировать безмерную щедрость. Над нами нет принуждения. Мы должны откликаться с охотой. Бог любит доброхотно дающего (ст. 7), ибо Он Сам помогаете охотой (ср.: 15). Тем не менее Павел не призывает своих читателей помогать по легкомыслию или спонтанно: каждый уделяй по расположению сердца (ст. 7). Созревшее внутри намерение должно реализоваться в решительной и охотной помощи.

У традиции вкладывать в конверт пожертвование на церковные нужды много достоинств. Она заставляет жертвователя думать, какую сумму дать, и помогает ему делать это систематично, даже когда он отсутствует, что неизбежно. Кроме того, сохраняется конфиденциальность – то, к чему призывал Господь (Мф 6:2-4).

Какими мотивами мы руководствуемся, жертвуя на церковные нужды? Может быть, мы желаем уменьшить чувство вины? Не «плата» ли это за то, что мы избегаем те виды христианского служения, в которых не желаем принимать участия? Должны ли те, кто видит величину моего взноса, рассматривать это как проявление особой духовности? Мы можем вдохновляться на щедрую помощь разными неверными мотивами, но лишь реальное осознание милосердия, которое Бог проявляет по отношению к нам, может вызывать у нас «охоту» жертвовать.

2) Помогать – значит сеять

Павел, конечно, знал о скупости коринфян. Он явно имел в виду их, когда писал: «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет» (ст. 6). С помощью этой крестьянской поговорки он проводит мысль, которую будет развивать в ст. 6- 10. Поговорка подразумевает великую щедрость Божью, которую мы наблюдаем во время сева и жатвы. Если погода и другие условия благоприятны, крестьянин может ожидать от каждого посеянного пшеничного зерна тридцать, шестьдесят или даже сотню новых зерен (Мк 4:20). Поэтому, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет (ст. 6).

Пожиная свой урожай, как учит Павел, всегда и во всем мы имеем всякое довольство и будем, кроме того, богаты на всякое доброе дело (ст. 8). Как «Бог жатвы» дает сеятелю урожай достаточный, чтобы было зерно на следующий год, хлеб на сегодняшний год и некоторый излишек сверх того, так и «Бог щедрый даятель» благословит обильно дающего всем необходимым и умножит плоды правды, то есть возможность делать добрые дел а (ст. 10). Бог обеспечит дающего всем необходимым и даже сверх того – чтобы тот делился с другими.

Такой человек является живым примером изображенного в Пс 111:9 благочестивого человека, который раздал нищим (ср.: ст. 9). Такой человек благословляется многочисленными и честными потомками, благосостоянием, знанием своего пути и мужеством. Апостол здесь имеет в виду весь псалом, а не только цитируемый стих. Если бы коринфяне в свое время, а мы сегодня, построили свою жизнь на основании Псалма 111, весть этот отрывок послания был бы не нужен.

3) Результаты помощи

В ст. 10- 15 речь идет о последствиях помощи. Щедрый жертвователь будет и далее благословлен плодом правды (ст. 10). Бог продолжит благословлять такого человека, предоставляя ему средства и возможности творить добро. Он станет богатым… на всякую щедрость (ст. 11). Как говорит Харрис, «чем больше помощь, тем больше наше богатство. Чем больше богатство, тем больше наши возможности помогать».

Не так давно возникла так называемая «теология обогащения», которая учит, что Бог благословляет здоровьем и богатством тех, кто щедро жертвует на христианское служение. В Ветхом Завете умножение материальных средств рассматривалось как Божье благословение. В последней главе Книги Иова говорится, что Бог дал пострадавшему, но сохранившему верность человеку богатство вдвое большее, чем до начала бедствий (Иов 42:10-17). Однако в Новом Завете это богатство толкуется как духовные плоды (Еф 1:7,8; Кол 2:2) и благотворительность в семье христиан (Гал 6:10). Молитва в 3Ин 2, где читателю желается здравие и успех, имеет много параллелей в нехристианской литературе и должна рассматриваться лишь как сформулированное в традиционной форме благочестивое пожелание. Павел обещает щедрому жертвователю не «заслуженный» достаток, а всякое довольство для всякого доброго дела (ст. 8).

Во–вторых, щедрость, передавшаяся от них к Павлу, произведет благодарение Богу (ст. 11). Когда нищенствующие святые получат еду, они, обратив к небу сердца и голоса, обильно отблагодарят Бога (ст. 12). Через жертвователей и устроителя Павла многие прославят Бога (ст. 13). Уклоняясь от жертвования, мы уклоняемся от привилегии встречи с человеческими нуждами и также отказываем себе в чести нести славу Божью.

Важно отметить, что Павел никогда не уклоняется от истины: что Бог спасает нас даром, Своей благодатью, а не за наши добрые дела. Таким образом, жертвование – это доказательство (ст. 13), или «признание», Евангелия Христа. Такая добродетель является подтверждением нашего спасения, но не его основанием.

В–третьих, такое практическое проявление доброты объединит дающего и принимающего узами любви и молитвы. Разделенные пространством и культурой, они образуют братство, чьим видимым выражением являются жертвуемые и получаемые деньги (ст. 14). Принимающий понимает, что в милосердии дающего можно разглядеть результат действующей в нем благодати (ст. 14). И дающий, и принимающий будут знать, что Божья благодать, воплощенная в Христе, является началом цепной реакции проявления щедрости, благодарения и братства. Поэтому Павел благодарит Бога за неизреченный дар (ст. 15) – Бога–Сына, Который и был началом всего этого.

Хотя апостол говорит о щедрости на примере денежных пожертвований, мы можем равным образом применить этот принцип и ко всем Божьим дарам. Прося в молитвах наших друзей помочь нам обнаружить наши дары от Бога, мы затем будем охотно и щедро раздавать эти дары как знак проявленной к нам Его спасительной благодати. И мы несомненно убедимся, что хранящий верность «Господь жатвы» обогатит нас сверх ожидания.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.