Деяния 7 глава

Деяния святых апостолов
Еврейский Новый Завет → Новый Библейский Комментарий

Еврейский Новый Завет

1 Первосвященник* спросил: "Справедливы ли эти обвинения?"
2 и Стефан сказал: "Братья и отцы, выслушайте меня! Бог славы явился нашему отцу Аврааму* в Месопотамии, до того, как тот переселился в Харран*,
3 и сказал ему: 'Оставь свою землю и свою семью и иди в землю, которую Я укажу тебе'.
4 Итак, он покинул землю Халдеев и стал жить в Харране*. После того, как умер его отец, Бог велел ему переселиться в землю, в которой вы сейчас живёте.
5 Он не дал ему в ней наследства даже на стопу; но всё же обещал отдать её во владение ему и его потомкам после него, хотя в то время у него ещё не было детей.
6 Вот что Бог сказал ему: 'Твои потомки будут переселенцами в чужой стране, где они будут находиться в рабстве и угнетении четыреста лет.
7 Но Я буду судить народ, который их поработит, — сказал Бог, — и после этого они выйдут оттуда и будут поклоняться Мне на этом месте'.
8 И Он дал ему заповедь об обрезании*. Итак, он стал отцом Исаака* и совершил тому обрезание* на восьмой день, а Исаак* стал отцом Иакова*, Иаков* стал отцом Двенадцати Патриархов.
9 Патриархи же стали завидовать Иосифу* и продали его в рабство в Египет. Однако Господь* был с ним;
10 Он избавил его от всех несчастий и дал ему мудрость и расположение фараона, египетского царя, который назначил его главным управляющим Египтом и всем своим домашним хозяйством.
11 И настал голод, повлёкший за собой множество страданий во всём Египте и в Ханаане*.
12 Когда же Иаков* услышал о том, что в Египте есть хлеб, он в первый раз послал туда наших отцов.
13 Когда те были там во второй раз, Иосиф* открылся своим братьям, и семья Иосифа* стала известна фараону.
14 Иосиф* затем послал за своим отцом Иаковом* и за всеми своими родными, которых было семьдесят пять человек.
15 Иаков* приехал в Египет и там умер, как и другие наши предки.
16 Тела их были перенесены в Сихем* и захоронены в гробнице, которую Авраам* купил у семьи Еммора* из Сихема* за некую сумму.
17 По мере того, как приближался срок исполнения обещания, данного Богом Аврааму*, наш народ в Египте стремительно возрастал в количестве,
18 до тех пор, пока в Египте не появился новый царь, не знавший об Иосифе*.
19 С жестокостью и коварством этот человек принуждал наших отцов бросать на улице своих детей, чтобы никто из них не остался в живых.
20 Именно тогда и родился Моисей*, и был прекрасен в глазах Бога. Три месяца он рос в доме своего отца;
21 и когда он был оставлен, дочь фараона взяла его и воспитала как собственного сына.
22 Итак, Моисей* научился всей мудрости египтян и стал хорошим оратором и деятельным человеком.
23 Когда же ему исполнилось сорок лет, он решил навестить своих собратьев-израильтян.
24 Увидев, как с одним из них жестоко обращаются, он вступился и отомстил за него, сразив египтянина.
25 Он полагал, его братья поймут, что его рукой Бог спасает их, но они этого не поняли.
26 На следующий день он появился там во время ссоры и хотел помирить ссорящихся, говоря: 'Вы же братья! Зачем вы замышляете причинить вред друг другу?'
27 Тогда тот, кто обижал своего товарища, оттолкнул Моисея* и сказал: 'Кто назначил тебя нашим начальником и судьёй?
28 Ты хочешь убить меня так же, как вчера убил египтянина?'
29 Услышав это, Моисей* бежал из страны и стал изгнанником в земле Мадиам*, где у него родилось два сына.
30 Ещё через сорок лет ангел явился ему в пустыне возле горы Синай в пламени горящего тернового куста.
31 Увидев это, Моисей* поразился зрелищу; а когда он подошёл ближе, чтобы рассмотреть повнимательнее, раздался голос Господа*:
32 'Я Бог твоих отцов, Бог Авраама*, Исаака* и Иакова*'. Моисей* задрожал от страха и не осмеливался взглянуть.
33 Господь* сказал ему: 'Сними свои сандалии, так как место, на котором ты стоишь, — святая земля.
34 Я увидел, как притесняют Мой народ в Египте, услышал их плач и спустился, чтобы спасти их; и теперь Я пошлю тебя в Египет'.
35 Тот самый Моисей*, которого они отвергли, говоря: "Кто назначил тебя нашим начальником и судьёй?", — и есть тот, кого Бог послал как правителя и как искупителя, с помощью ангела, явившегося ему в горящем кусте терновника.
36 Этот человек вывел их оттуда, совершая чудеса и знамения в Египте, возле Красного моря и в течение сорока лет в пустыне.
37 Это тот самый Моисей*, который сказал народу Израиля: 'Бог выдвинет пророка, подобного мне, из среды ваших братьев'.
38 Это тот человек, который был в собрании в пустыне, вместе с ангелом, говорившим с ним на горе Синай, и с нашими отцами, и ему были даны слова жизни, которые он должен был передать нам.
39 Однако отцы наши не хотели ему повиноваться. Напротив, они отвергли его и в душе устремились к Египту,
40 говоря Аарону*: "Сделай нам каких-нибудь богов, чтобы они вели нас, поскольку мы не знаем, что произошло с тем Моисеем*, который вывел нас из Египта".
41 Именно тогда они и сделали идола в виде телёнка, приносили ему жертвы и веселились, празднуя то, что они сделали своими руками.
42 Тогда Бог отвернулся от них и оставил их поклоняться звёздам — как написано в книге пророков: 'Народ Израиля, не мне вы приносили заколотых животных и жертвы в течение сорока лет в пустыне!
43 Нет, вы несли шатёр Молоха и звезду вашего бога Ремфана*, идолов, которых вы сделали, чтобы поклоняться им. Поэтому Я изгоню вас За пределы Вавилона'.
44 У наших отцов в пустыне был Шатёр Свидетельства. Его сделали точно таким, как велел Бог, говоривший с Моисеем*, в соответствии с образцом, виденным Моисеем*.
45 Впоследствии наши отцы вместе с Иисусом Навином*, получившие его, принесли его в Землю, отнятую у народов, которых Бог изгнал от них. Так было до дней Давида.
46 Он снискал расположение у Бога и спросил, не построить ли ему жилище для Бога Иакова*;
47 и Соломон* действительно построил Ему дом.
48 Однако Всевышний* живёт не в рукотворных жилищах! Как говорит пророк:
49 "Небеса — престол Мой, — говорит Господь*, — а земля — подставка для моих ног. Какой же дом вы можете построить Мне? Какое место вы можете придумать для Моего покоя?
50 Разве не Я сам создал всё это?"
51 Жестоковыйные люди, с необрезанными сердцами и ушами! Вы постоянно противитесь Святому Духу*! Вы делаете то же самое, что и ваши отцы!
52 Кого из пророков не преследовали ваши отцы? Они убивали тех, кто предсказывал им о приходе Цадика, а теперь вы стали его предателями и убийцами!
53 Вы, признающие, что Пятикнижие* было принесено ангелами, но не соблюдающие его!"
54 Всё то, что они слышали, ранило их в самое сердце, и они скрежетали на него зубами.
55 Но он, исполненный Святого Духа*, взглянул в небеса и увидел славу Бога.
56 "Посмотрите, — воскликнул он, — я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога! "
57 При этих словах они начали громко кричать, чтобы не слышать его; и все как один бросились на него,
58 вывели его за пределы города и стали бросать в него камни. А свидетели положили свою верхнюю одежду к ногам юноши по имени Савл*.
59 Когда они забрасывали его камнями, Стефан воскликнул Богу: "Господь Иисус*, прими мой дух!"
60 Затем он встал на колени и закричал: "Господь, не вмени им это в грех!" С этими словами он умер;

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1 Подтверждение того, что Лука приводит лишь суть проповедей, а не все их содержание полностью, см.: коммент. к 2:14. Ответ Стефана на вопрос Так ли это? не является односложным «да» или «нет». Проблема отношения христианства к закону и Храму была сложной, и Стефан мудро отвечает на поставленный вопрос, обозревая всю ветхозаветную историю. Его ответ по существу состоит в том, что иудаизм (как отношения между Богом и Его народом) предшествовал Храму, закону и даже земле израильской; все эти словесные конструкции характеризовали иудаизм скорее как религиозную систему, а не раскрывали его суть. Павел в Послании к Галатам (которые сталкивались с иудействующими учителями, помещавшими в центр своей проповеди закон Моисеев) прибегнет к той же стратегии и начнет с Авраама (Гал 3:15−19). Не дало ли всходов зерно, упавшее в душу Савла, когда он, гонитель, слышал речь Стефана?

Ст. 2−19 Первая основная часть речи Стефана посвящена истории Израиля до Моисея, главным образом истории Авраама и Иосифа. В отношении Авраама важно отметить, что иудейская религия построена на основании Божьего призвания и обетовании. Последние начали исполняться уже при жизни Иосифа, хотя его братья этого не сознавали, завидовали ему и предали его иноплеменникам (так же поступили с Иисусом и современники Стефана).

Ст. 20−43 Лжесвидетели обвиняли Стефана в утверждении, что обычаи, которые передал иудеям Моисей, переменятся (6:14). Здесь и далее Стефан напоминает своим слушателям и о том, что особенности иудаизма, которые они так ревностно пытались отстоять, сами были в определенном смысле следствием перемены обычаев. При этом, излагая историю Моисея, Стефан обращает внимание аудитории на то, что Моисей также испытал отвержение народом и его непослушание, хотя был избран Богом.

Ст. 44−50 В третьей части речи Стефан разбивает другое обвинение и говорит о Храме. Обвиненный в высказываниях против Храма и законов Моисея (будто Храм и Моисей составляли суть иудаизма), Стефан напоминает аудитории, что именно Храм сменил скинию. Храм сам по себе был переменой обычаев, которые дал иудеям Моисей (6:14), построивший скинию согласно Божьим указаниям. Стефан был противником иудаизма не больше, нежели само иудейское Писание, как явствует из Книги Пророка Исайи, которую он здесь цитирует (Ис 66).

Ст. 51−53 Итак, врагами пророков, Святого Духа, возвещавшего через них, и Мессии, явление Которого пророки предрекали, следовало бы назвать скорее именно слушателей Стефана. Он завершает свою речь следующим грозным обвинением: за нарушение духа иудаизма надо представить на суд не его, а его слушателей.

Ст. 54 Стефан, по всей видимости, намеревался говорить дальше, но его речь обрывается яростной реакцией слушателей, которые скрежетали на него зубами, чуть не рыча от ярости и ненависти.

Стефан сподобился видения (ср.: крещение и преображение Иисуса, когда отверзались небеса и прозвучал глас Божий), которое должно было не только придать ему мужества, чтобы пережить предстоящее, но и подтвердить ту решающую перемену, которая произошла. Во время преображения Иисуса глас Божий подтвердил Его решение идти в Иерусалим, чтобы принять там смерть, но не потому, что Бог отдал этому предпочтение, а потому, что так должно было случиться. Так же и здесь было признано отделение вновь образованного Божьего сообщества от Его традиционного народа. Вероятно, слишком смелым покажется утверждение, что с того момента христианство совершенно отделилось от иудаизма; защитная тактика Павла в сценах суда над ним, представленных в последних главах книги, вращается вокруг идеи о том, что предъявленные ему в языческих судах обвинения сводятся в конечном счете к внутренним иудейским делам. Со времени побиения Стефана камнями христианство стало самостоятельным и обособленным направлением в рамках иудаизма (или другим учением о том, каким иудаизм должен быть теперь), а вовсе не религиозным движением, состоящим из множества партий.

Ст. 57−8:1а Они затыкали уши свои и громко кричали, чтобы не слышать того, что по их мнению было хулением Бога. Толпе было не по силам терпеливо ждать итогов судебного разбирательства, и вот Стефана без всякого официального вердикта, или обвинительного приговора, выведши за город, стали побивать… камнями.

Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, — отсюда читатель узнает не только о том, что Савл присутствовал при казни, но и о том, что он не был в числе свидетелей, выступивших против Стефана. Текст 8:1 указывает на то, что Савл одобрял убиение Стефана, и означает, по всей вероятности, что он не принимал непосредственного участия в казни. При этом Савла можно причислить к тем, за кого молится Стефан (…не вмени им греха сего), вторя словам Иисуса в Лк 23:34, 46.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.