Деяния 7 глава

Деяния святых апостолов
Еврейский Новый Завет → Комментарии МакДональда

Еврейский Новый Завет

1 Первосвященник* спросил: "Справедливы ли эти обвинения?"
2 и Стефан сказал: "Братья и отцы, выслушайте меня! Бог славы явился нашему отцу Аврааму* в Месопотамии, до того, как тот переселился в Харран*,
3 и сказал ему: 'Оставь свою землю и свою семью и иди в землю, которую Я укажу тебе'.
4 Итак, он покинул землю Халдеев и стал жить в Харране*. После того, как умер его отец, Бог велел ему переселиться в землю, в которой вы сейчас живёте.
5 Он не дал ему в ней наследства даже на стопу; но всё же обещал отдать её во владение ему и его потомкам после него, хотя в то время у него ещё не было детей.
6 Вот что Бог сказал ему: 'Твои потомки будут переселенцами в чужой стране, где они будут находиться в рабстве и угнетении четыреста лет.
7 Но Я буду судить народ, который их поработит, — сказал Бог, — и после этого они выйдут оттуда и будут поклоняться Мне на этом месте'.
8 И Он дал ему заповедь об обрезании*. Итак, он стал отцом Исаака* и совершил тому обрезание* на восьмой день, а Исаак* стал отцом Иакова*, Иаков* стал отцом Двенадцати Патриархов.
9 Патриархи же стали завидовать Иосифу* и продали его в рабство в Египет. Однако Господь* был с ним;
10 Он избавил его от всех несчастий и дал ему мудрость и расположение фараона, египетского царя, который назначил его главным управляющим Египтом и всем своим домашним хозяйством.
11 И настал голод, повлёкший за собой множество страданий во всём Египте и в Ханаане*.
12 Когда же Иаков* услышал о том, что в Египте есть хлеб, он в первый раз послал туда наших отцов.
13 Когда те были там во второй раз, Иосиф* открылся своим братьям, и семья Иосифа* стала известна фараону.
14 Иосиф* затем послал за своим отцом Иаковом* и за всеми своими родными, которых было семьдесят пять человек.
15 Иаков* приехал в Египет и там умер, как и другие наши предки.
16 Тела их были перенесены в Сихем* и захоронены в гробнице, которую Авраам* купил у семьи Еммора* из Сихема* за некую сумму.
17 По мере того, как приближался срок исполнения обещания, данного Богом Аврааму*, наш народ в Египте стремительно возрастал в количестве,
18 до тех пор, пока в Египте не появился новый царь, не знавший об Иосифе*.
19 С жестокостью и коварством этот человек принуждал наших отцов бросать на улице своих детей, чтобы никто из них не остался в живых.
20 Именно тогда и родился Моисей*, и был прекрасен в глазах Бога. Три месяца он рос в доме своего отца;
21 и когда он был оставлен, дочь фараона взяла его и воспитала как собственного сына.
22 Итак, Моисей* научился всей мудрости египтян и стал хорошим оратором и деятельным человеком.
23 Когда же ему исполнилось сорок лет, он решил навестить своих собратьев-израильтян.
24 Увидев, как с одним из них жестоко обращаются, он вступился и отомстил за него, сразив египтянина.
25 Он полагал, его братья поймут, что его рукой Бог спасает их, но они этого не поняли.
26 На следующий день он появился там во время ссоры и хотел помирить ссорящихся, говоря: 'Вы же братья! Зачем вы замышляете причинить вред друг другу?'
27 Тогда тот, кто обижал своего товарища, оттолкнул Моисея* и сказал: 'Кто назначил тебя нашим начальником и судьёй?
28 Ты хочешь убить меня так же, как вчера убил египтянина?'
29 Услышав это, Моисей* бежал из страны и стал изгнанником в земле Мадиам*, где у него родилось два сына.
30 Ещё через сорок лет ангел явился ему в пустыне возле горы Синай в пламени горящего тернового куста.
31 Увидев это, Моисей* поразился зрелищу; а когда он подошёл ближе, чтобы рассмотреть повнимательнее, раздался голос Господа*:
32 'Я Бог твоих отцов, Бог Авраама*, Исаака* и Иакова*'. Моисей* задрожал от страха и не осмеливался взглянуть.
33 Господь* сказал ему: 'Сними свои сандалии, так как место, на котором ты стоишь, — святая земля.
34 Я увидел, как притесняют Мой народ в Египте, услышал их плач и спустился, чтобы спасти их; и теперь Я пошлю тебя в Египет'.
35 Тот самый Моисей*, которого они отвергли, говоря: "Кто назначил тебя нашим начальником и судьёй?", — и есть тот, кого Бог послал как правителя и как искупителя, с помощью ангела, явившегося ему в горящем кусте терновника.
36 Этот человек вывел их оттуда, совершая чудеса и знамения в Египте, возле Красного моря и в течение сорока лет в пустыне.
37 Это тот самый Моисей*, который сказал народу Израиля: 'Бог выдвинет пророка, подобного мне, из среды ваших братьев'.
38 Это тот человек, который был в собрании в пустыне, вместе с ангелом, говорившим с ним на горе Синай, и с нашими отцами, и ему были даны слова жизни, которые он должен был передать нам.
39 Однако отцы наши не хотели ему повиноваться. Напротив, они отвергли его и в душе устремились к Египту,
40 говоря Аарону*: "Сделай нам каких-нибудь богов, чтобы они вели нас, поскольку мы не знаем, что произошло с тем Моисеем*, который вывел нас из Египта".
41 Именно тогда они и сделали идола в виде телёнка, приносили ему жертвы и веселились, празднуя то, что они сделали своими руками.
42 Тогда Бог отвернулся от них и оставил их поклоняться звёздам — как написано в книге пророков: 'Народ Израиля, не мне вы приносили заколотых животных и жертвы в течение сорока лет в пустыне!
43 Нет, вы несли шатёр Молоха и звезду вашего бога Ремфана*, идолов, которых вы сделали, чтобы поклоняться им. Поэтому Я изгоню вас За пределы Вавилона'.
44 У наших отцов в пустыне был Шатёр Свидетельства. Его сделали точно таким, как велел Бог, говоривший с Моисеем*, в соответствии с образцом, виденным Моисеем*.
45 Впоследствии наши отцы вместе с Иисусом Навином*, получившие его, принесли его в Землю, отнятую у народов, которых Бог изгнал от них. Так было до дней Давида.
46 Он снискал расположение у Бога и спросил, не построить ли ему жилище для Бога Иакова*;
47 и Соломон* действительно построил Ему дом.
48 Однако Всевышний* живёт не в рукотворных жилищах! Как говорит пророк:
49 "Небеса — престол Мой, — говорит Господь*, — а земля — подставка для моих ног. Какой же дом вы можете построить Мне? Какое место вы можете придумать для Моего покоя?
50 Разве не Я сам создал всё это?"
51 Жестоковыйные люди, с необрезанными сердцами и ушами! Вы постоянно противитесь Святому Духу*! Вы делаете то же самое, что и ваши отцы!
52 Кого из пророков не преследовали ваши отцы? Они убивали тех, кто предсказывал им о приходе Цадика, а теперь вы стали его предателями и убийцами!
53 Вы, признающие, что Пятикнижие* было принесено ангелами, но не соблюдающие его!"
54 Всё то, что они слышали, ранило их в самое сердце, и они скрежетали на него зубами.
55 Но он, исполненный Святого Духа*, взглянул в небеса и увидел славу Бога.
56 "Посмотрите, — воскликнул он, — я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога! "
57 При этих словах они начали громко кричать, чтобы не слышать его; и все как один бросились на него,
58 вывели его за пределы города и стали бросать в него камни. А свидетели положили свою верхнюю одежду к ногам юноши по имени Савл*.
59 Когда они забрасывали его камнями, Стефан воскликнул Богу: "Господь Иисус*, прими мой дух!"
60 Затем он встал на колени и закричал: "Господь, не вмени им это в грех!" С этими словами он умер;

Комментарии МакДональда

7:1−8 Первая часть речи возвращает нас к истокам древнееврейской нации. Не совсем ясно, зачем понадобилось Стефану углубляться в историю Авраама, но возможны следующие объяснения:

1. Такой экскурс был необходим, чтобы показать осведомленность Стефана в истории и любовь его к народу израильскому.

2. Он постепенно подводил слушателей к истории Иосифа и Моисея, где в обоих случаях прослеживалась аналогия с отвержением Христа.

3. Эта история могла показать, что поклонение Авраама было угодно Богу, хотя и не сосредоточивалось в каком-либо определенном месте. (Стефана обвиняли в том, что он выступал против храма — «этого святого места».)

Основные моменты биографии Авраама таковы:

1. Бог явился ему в Месопотамии (ст. 2−3).

2. Он переселился в Харран, а затем в Ханаан (ст. 4).

3. Бог обещал дать Аврааму во владение землю, хотя сам патриарх не владел и пядью ее, что доказывается необходимостью купить пещеру Махпелу как место погребения (ст. 5). Исполнение этого обетования все еще дело будущего (Евр 11:13−40).

4. Бог предсказал египетский плен Израиля и последующее избавление (ст. 6−7). Обе части этого пророчества исполнили люди, прежде отвергнутые народом: Иосиф (ст. 9−19) и Моисей (ст. 20−36). Четыреста лет, упомянутые в ст. 6 и в Быт 15:13, — это время, в течение которого иудейский народ терпел притеснения в Египте. Четыреста тридцать лет, указанные в Исход 12:40 и Галатам 3:17, включают весь период от переселения Иакова и его рода в Египет до исхода и дарования закона. Израильтяне не подвергались преследованиям в течение первых тридцати лет жизни в Египте, фактически с ними обращались вполне почтительно.

5. Завет обрезания (ст. 8).

6. Рождение Исаака, затем Иакова, а затем двенадцати патриархов (ст. 8). Таким образом история подходит к рассказу об Иосифе, одном из двенадцати сыновей Иакова.

7:9−19 Из всех прообразов Христа в ВЗ Иосиф — один из наиболее ярких и самых любимых, хотя об этом прямо и не говорится. Разумеется, евреи, услышав речь Стефана, остро осознали свою вину: когда он напомнил им о некоторых событиях из жизни Иосифа, они вспомнили о том, что они сделали с Иисусом из Назарета!

1. Иосиф продан в Египет своими братьями (ст. 9).

2. Отвергнутый ими, он обретает власть и силу в Египте (ст. 10).

3. Братья Иосифа, гонимые голодом, приходят в Египет, но не узнают своего брата (ст. 11−12).

4. Во второй раз Иосиф открылся им. Тогда отверженный стал спасителем своего рода (ст. 13−14). Заметим, что существует кажущееся противоречие между числами семьдесят пять душ (ст. 14) и семьдесят (Быт 46:27). Стефан следовал греческому переводу Бытие 46:27 и Исход 1:5, в которых приводится число семьдесят пять. В древнееврейском тексте указано другое число — семьдесят. Различие объясняется всего лишь разными способами подсчета семьи Иакова. «Возможно, и оригинальный, и греческий тексты верны:

последний включает сыновей Манассии и Ефрема, рожденных в Египте (1Пар 7:14−27), что было вполне допустимо и часто встречалось в таких списках». (Kelly, Acts, р. 84.)

5. Смерть патриархов и их погребение в земле Ханаанской (ст. 15−16). Эти стихи также нуждаются в разъяснении. Здесь сказано, что Авраам купил место погребения у Еммора. В Бытие (23:16−17) говорится, что Авраам купил пещеру Махпелу в Хевроне у сыновей Хета. Иаков купил землю в Сихеме у сыновей Еммора (Быт 33:19). Существует несколько возможных объяснений. (1) Авраам купил землю как в Сихеме, так и в Хевроне. Позднее Иаков мог еще раз купить участок в Сихеме. (2) Стефан мог называть именем Авраама его потомка Иакова. (3) Стефан, возможно, для краткости объединил сделки Авраама и Иакова в одну.

6. Умножение семьи Иакова в Египте и их порабощение после смерти Иосифа (ст. 17−19). Это, разумеется, готовит нас к следующей части речи Стефана — рассказу о том, как поступил израильский народ с Моисеем.

7:20−43 С язвительной дерзостью Стефан показывает, что до Христа, по крайней мере в двух случаях, иудейский народ отвергал спасителей, которых Бог воздвиг для их избавления. Его второй пример — Моисей.

Стефана обвинили в том, что он говорил хульные слова на Моисея (6:11). Он доказывает, что подлинный виновник — народ израильский, который отверг этого избранного Богом человека.

Стефан напоминает основные моменты жизни Моисея:

1. Рождение, первые годы жизни и воспитание в Египте (ст. 20−22). Выражение «силен в словах» может относиться к его письменным сочинениям, так как сам он не считал себя красноречивым человеком (Исх 4:10).

2. Первый раз Моисей отвергнут своими братьями, когда, вступившись за одного из них, он убил египтянина (ст. 23−28). Обратите внимание на стих 25. В нем звучит напоминание о том, как Христос был отвергнут своими же!

3. Его бегство в землю Мадиамскую (ст. 29).

4. Бог является ему в горящем кусте, посылая обратно в Египет, чтобы избавить Свой народ (ст. 30−35).

5. Моисей становится избавителем нации (ст. 36).

6. Пророчество Моисея о грядущем Мессии (ст. 37). «Как меня» означает «как Он воздвиг меня».

7. Он выступает в роли законодателя собранию в пустыне (ст. 38).

8. Моисей второй раз отвергнут своим народом, который стал поклоняться золотому тельцу (ст. 39−41). Об идолопоклонничестве Израиля подробно рассказывается в стихах 42 и 43. Заявляя, что они приносят жертву Господу, народ принял скинию Молохову, культ которого был одной из самых отвратительных древних форм идолопоклонства, и поклонялся Ремфану, звездному божеству. Бог предупредил, что за этот грех их постигнет наказание — вавилонский плен. В стихах 42−43 Стефан цитирует по Септуагинте книгу пророка Амоса (5:25−27). Вот почему он говорит, что пленение будет далее Вавилона, а не «далее Дамаска». Оба утверждения, разумеется, верны. История повторяется. Каждое новое поколение совершает одни и те же ошибки. Люди не меняются. Сталкиваясь с Божьим посланием, они не понимают его (ст. 25). Они отказываются прислушаться к призыву жить в мире (ст. 39). Спасенные из беды, они предпочитают бесполезных идолов милосердному Богу (ст. 41). Такова человеческая природа — непокорная, неблагодарная, безрассудная. Бог не меняется. Бог, говоривший с Моисеем, Тот же Бог, Который говорил некогда с его предками (ст. 32). Бог видит бедствие людей. И Он приходит им на помощь (ст. 34). Он ведет Свой народ от смерти к жизни (ст. 36). Если же кто по собственной воле отвергает Его, Он подчиняется его желанию (ст. 42). Таков наш великий Господь — милосердный, всемогущий, святой. Что бы ни случилось, Он никогда не изменяется (Мал 3:6). Для слушателей Стефана это было предупреждением не шутить с Богом, а также заверением в том, что каждое обещание Бога всегда действительно. (Daily Notes of the Scripture Union, May 31:1969.)

7:44−46 Стефана обвиняли в том, что он выступал против храма. Он отвечает на это обвинение, обращаясь к тем дням, когда у народа израильского была скиния (палатка) свидетельства в пустыне. Именно в это самое время народ также поклонялся воинству небесному. Когда Иисус Навин привел израильтян в землю Ханаанскую и язычники, населявшие ее, были изгнаны, скинию перенесли в эти владения, где она и находилась до дней Давида. Отцы молили, чтобы найти жилище Богу Иакова и таким образом обрели благодать пред Богом.

7:47−50 Желание Давида построить храм Богу не осуществилось, Соломон же построил Ему дом.

Хотя храм был обиталищем Бога среди Его народа. Бога нельзя ограничить этим зданием. Соломон ясно сказал об этом во время освящения храма (3Цар 8:27). Пророк Исаия также предупреждал народ, что Бог обращает внимание не на здания, а на нравственное и духовное состояние людей (Ис 66:1−2). Он ищет сокрушенное и кающееся сердце, человека, который трепещет перед Его Словом.

7:51−53 Иудейские вожди обвинили Стефана в том, что он выступал против закона. Теперь он отвечает им кратким и красноречивым обвинением.

Именно они — жестоковыйные, люди с необрезанными сердцем и ушами. «Он считает их не богоизбранным народом, а упорствующими язычниками с необрезанными сердцем и ушами». Они были достойными сыновьями своих отцов, подобно им постоянно сопротивляющимися Святому Духу. Их отцы гнали пророков, предвозвестивших пришествие Христа. А они предали и убили этого Праведника. Они были народом, нарушившим закон, тем самым народом, которому он был дан при служении ангелов.

Больше слов не требовалось. Действительно, к этому уже ничего невозможно добавить. Они попытались заставить Стефана защищаться. Но он стал обвинителем, а они — подсудимыми, признанными виновными. Его выступление было одним из последних обращений Бога к народу израильскому перед тем, как Евангелие стало распространяться среди язычников.

7:54−60 Как только Стефан стал свидетельствовать, что видит небеса отверстые, толпа не стала далее его слушать. Они, яростно крича, набросились на него, вытащили за город и стали побивать его камнями.

И как бы между прочим Дух упоминает имя юноши, который охранял одежды разгоряченных палачей. Имя его было Савл. Дух как бы говорит нам: «Запомните это имя. Вы его еще услышите!»

Смерть Стефана напоминала смерть нашего Господа:

1. Он молился: «Господи Иисусе! Прими дух мой» (ст. 59). Иисус же молился: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23:46).

2. Он просил: «Господи! не вмени им греха сего» (ст. 60). Иисус же молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34). Не значит ли это, что приобщением к делу Господа Стефан преобразился «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор 3:18)?

Затем, помолившись, он почил. Когда слово «почить» (уснуть) в НЗ обозначает смерть, оно относится к телу, а не к душе. Душа верующего в момент его смерти уходит к Христу, а тело представляется спящим.

Обычно иудеям не разрешалось выносить смертные приговоры, это было прерогативой римских правителей. Но, по-видимому, в тех случаях, когда дело касалось храма, делалось исключение. Стефана обвинили в выступлениях против храма, и хотя обвинение было необоснованным, его казнили иудеи. Господа Иисуса обвиняли в том, что Он грозился разрушить храм (Мк 14:58), но свидетельские показания оказались противоречивыми.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.