Деяния 7 глава

Деяния святых апостолов
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 Первосвященник* спросил: "Справедливы ли эти обвинения?"
2 и Стефан сказал: "Братья и отцы, выслушайте меня! Бог славы явился нашему отцу Аврааму* в Месопотамии, до того, как тот переселился в Харран*,
3 и сказал ему: 'Оставь свою землю и свою семью и иди в землю, которую Я укажу тебе'.
4 Итак, он покинул землю Халдеев и стал жить в Харране*. После того, как умер его отец, Бог велел ему переселиться в землю, в которой вы сейчас живёте.
5 Он не дал ему в ней наследства даже на стопу; но всё же обещал отдать её во владение ему и его потомкам после него, хотя в то время у него ещё не было детей.
6 Вот что Бог сказал ему: 'Твои потомки будут переселенцами в чужой стране, где они будут находиться в рабстве и угнетении четыреста лет.
7 Но Я буду судить народ, который их поработит, — сказал Бог, — и после этого они выйдут оттуда и будут поклоняться Мне на этом месте'.
8 И Он дал ему заповедь об обрезании*. Итак, он стал отцом Исаака* и совершил тому обрезание* на восьмой день, а Исаак* стал отцом Иакова*, Иаков* стал отцом Двенадцати Патриархов.
9 Патриархи же стали завидовать Иосифу* и продали его в рабство в Египет. Однако Господь* был с ним;
10 Он избавил его от всех несчастий и дал ему мудрость и расположение фараона, египетского царя, который назначил его главным управляющим Египтом и всем своим домашним хозяйством.
11 И настал голод, повлёкший за собой множество страданий во всём Египте и в Ханаане*.
12 Когда же Иаков* услышал о том, что в Египте есть хлеб, он в первый раз послал туда наших отцов.
13 Когда те были там во второй раз, Иосиф* открылся своим братьям, и семья Иосифа* стала известна фараону.
14 Иосиф* затем послал за своим отцом Иаковом* и за всеми своими родными, которых было семьдесят пять человек.
15 Иаков* приехал в Египет и там умер, как и другие наши предки.
16 Тела их были перенесены в Сихем* и захоронены в гробнице, которую Авраам* купил у семьи Еммора* из Сихема* за некую сумму.
17 По мере того, как приближался срок исполнения обещания, данного Богом Аврааму*, наш народ в Египте стремительно возрастал в количестве,
18 до тех пор, пока в Египте не появился новый царь, не знавший об Иосифе*.
19 С жестокостью и коварством этот человек принуждал наших отцов бросать на улице своих детей, чтобы никто из них не остался в живых.
20 Именно тогда и родился Моисей*, и был прекрасен в глазах Бога. Три месяца он рос в доме своего отца;
21 и когда он был оставлен, дочь фараона взяла его и воспитала как собственного сына.
22 Итак, Моисей* научился всей мудрости египтян и стал хорошим оратором и деятельным человеком.
23 Когда же ему исполнилось сорок лет, он решил навестить своих собратьев-израильтян.
24 Увидев, как с одним из них жестоко обращаются, он вступился и отомстил за него, сразив египтянина.
25 Он полагал, его братья поймут, что его рукой Бог спасает их, но они этого не поняли.
26 На следующий день он появился там во время ссоры и хотел помирить ссорящихся, говоря: 'Вы же братья! Зачем вы замышляете причинить вред друг другу?'
27 Тогда тот, кто обижал своего товарища, оттолкнул Моисея* и сказал: 'Кто назначил тебя нашим начальником и судьёй?
28 Ты хочешь убить меня так же, как вчера убил египтянина?'
29 Услышав это, Моисей* бежал из страны и стал изгнанником в земле Мадиам*, где у него родилось два сына.
30 Ещё через сорок лет ангел явился ему в пустыне возле горы Синай в пламени горящего тернового куста.
31 Увидев это, Моисей* поразился зрелищу; а когда он подошёл ближе, чтобы рассмотреть повнимательнее, раздался голос Господа*:
32 'Я Бог твоих отцов, Бог Авраама*, Исаака* и Иакова*'. Моисей* задрожал от страха и не осмеливался взглянуть.
33 Господь* сказал ему: 'Сними свои сандалии, так как место, на котором ты стоишь, — святая земля.
34 Я увидел, как притесняют Мой народ в Египте, услышал их плач и спустился, чтобы спасти их; и теперь Я пошлю тебя в Египет'.
35 Тот самый Моисей*, которого они отвергли, говоря: "Кто назначил тебя нашим начальником и судьёй?", — и есть тот, кого Бог послал как правителя и как искупителя, с помощью ангела, явившегося ему в горящем кусте терновника.
36 Этот человек вывел их оттуда, совершая чудеса и знамения в Египте, возле Красного моря и в течение сорока лет в пустыне.
37 Это тот самый Моисей*, который сказал народу Израиля: 'Бог выдвинет пророка, подобного мне, из среды ваших братьев'.
38 Это тот человек, который был в собрании в пустыне, вместе с ангелом, говорившим с ним на горе Синай, и с нашими отцами, и ему были даны слова жизни, которые он должен был передать нам.
39 Однако отцы наши не хотели ему повиноваться. Напротив, они отвергли его и в душе устремились к Египту,
40 говоря Аарону*: "Сделай нам каких-нибудь богов, чтобы они вели нас, поскольку мы не знаем, что произошло с тем Моисеем*, который вывел нас из Египта".
41 Именно тогда они и сделали идола в виде телёнка, приносили ему жертвы и веселились, празднуя то, что они сделали своими руками.
42 Тогда Бог отвернулся от них и оставил их поклоняться звёздам — как написано в книге пророков: 'Народ Израиля, не мне вы приносили заколотых животных и жертвы в течение сорока лет в пустыне!
43 Нет, вы несли шатёр Молоха и звезду вашего бога Ремфана*, идолов, которых вы сделали, чтобы поклоняться им. Поэтому Я изгоню вас За пределы Вавилона'.
44 У наших отцов в пустыне был Шатёр Свидетельства. Его сделали точно таким, как велел Бог, говоривший с Моисеем*, в соответствии с образцом, виденным Моисеем*.
45 Впоследствии наши отцы вместе с Иисусом Навином*, получившие его, принесли его в Землю, отнятую у народов, которых Бог изгнал от них. Так было до дней Давида.
46 Он снискал расположение у Бога и спросил, не построить ли ему жилище для Бога Иакова*;
47 и Соломон* действительно построил Ему дом.
48 Однако Всевышний* живёт не в рукотворных жилищах! Как говорит пророк:
49 "Небеса — престол Мой, — говорит Господь*, — а земля — подставка для моих ног. Какой же дом вы можете построить Мне? Какое место вы можете придумать для Моего покоя?
50 Разве не Я сам создал всё это?"
51 Жестоковыйные люди, с необрезанными сердцами и ушами! Вы постоянно противитесь Святому Духу*! Вы делаете то же самое, что и ваши отцы!
52 Кого из пророков не преследовали ваши отцы? Они убивали тех, кто предсказывал им о приходе Цадика, а теперь вы стали его предателями и убийцами!
53 Вы, признающие, что Пятикнижие* было принесено ангелами, но не соблюдающие его!"
54 Всё то, что они слышали, ранило их в самое сердце, и они скрежетали на него зубами.
55 Но он, исполненный Святого Духа*, взглянул в небеса и увидел славу Бога.
56 "Посмотрите, — воскликнул он, — я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога! "
57 При этих словах они начали громко кричать, чтобы не слышать его; и все как один бросились на него,
58 вывели его за пределы города и стали бросать в него камни. А свидетели положили свою верхнюю одежду к ногам юноши по имени Савл*.
59 Когда они забрасывали его камнями, Стефан воскликнул Богу: "Господь Иисус*, прими мой дух!"
60 Затем он встал на колени и закричал: "Господь, не вмени им это в грех!" С этими словами он умер;

Новой Женевской Библии

7:2 Бог славы. Такое выражение вызывает в памяти явления славы Божией народу во времена Моисея: столп облачный (Исх 14:19; Исх 16:10; Пс 104:39), столп огненный (Исх 14:24), славу Господню, явленную на горе (Исх 24:15−18; 2Кор 3:7) и в скинии (Исх 40:34−35; ср. Ин 1:14).

7:4 из земли Халдейской. Область Вавилонии на юге Месопотамии (теперешний Ирак).

7:6 лет четыреста. Согласно Исх 12:40 — «четыреста тридцать лет», но в своей речи Стефан округляет числа; он мог также следовать тексту Быт 15:13, где сказано «четыреста лет».

7:8 завет обрезания. Бог установил этот завет с Авраамом (Быт 7:10−11).

7:14 душ семьдесят пять. Книга Исход (1:5) говорит о семидесяти. Но греческий перевод ветхозаветного текста, которому в основном следует Книга Деяний, и фрагменты книги Исход, найденные среди свитков Мертвого моря, показывают «семьдесят пять». Объяснить число «семьдесят пять» можно тем, что в Исх 1:5 учтены пять потомков Иосифа, упомянутые в Быт 46:20 по переводу Семидесяти (Септуагинта): двое сыновей Манассии, двое сыновей Ефрема и один его внук.

7:16 во гробе, который купил Авраам... у сынов Еммора Сихемова. Стефан очень кратко изложил события, относящиеся к покупке погребальных мест патриархами. Иаков был погребен в пещере на поле Махпела у Хеврона (Быт 50:13); согласно Иосифу Флавию («Иудейские древности», 2.199), братья Иосифа были погребены в Хевроне. Однако кости Иосифа были помещены в земле, которую Иаков приобрел у сынов Еммора (Быт 33:19; Быт 50:25; Исх 13:19; Нав 24:32). Слушающие Стефана знали, что Иаков и его сыновья были погребены в двух различных местах (Хеврон и Сихем).

7:22 И научен был Моисей всей мудрости Египетской. Исх 2:10 сообщает, что когда младенец Моисей подрос, кормилица, мать Моисея, привела его к дочери фараона, которой он стал «вместо сына»; это подразумевает, что в качестве царского сына он получит египетское воспитание и образование в полном объеме.

7:37 Пророка... как меня. Первое косвенное упоминание Стефаном Иисуса: Он, пусть и отверженный иудеями, является преемником Моисея, превосходящим его.

7:38 в собрании в пустыне. См. ком. к 5:11.

с Ангелом, говорившим ему на горе Синае. Хотя на горе Синай Моисей получил закон от Самого Бога (Исх 20:1, 21), Бог вручил его Моисею и народу посредством ангелов: «Господь пришел от Синая... со тьмами святых» (Втор 33:2); «закон... преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал 3:19; ср. Деян 7:53); «через Ангелов возвещенное слово (т.е. закон) было твердо» (Евр 2:2).

7:44 Скиния свидетельства. Ветхозаветная скиния содержала дарованное Богом свидетельство Его присутствия и обетования в виде ковчега завета и скрижалей Закона (Десятословия). Другими символами присутствия Бога и Его животворной силы были стол предложения (Исх 37:10−16; Евр 9:2), светильник (семисвечник, Исх 37:17−23; ср. Ин 8:12; Откр 1:12−18) и жертвенник курения (Исх 37:25−29), который указывал, что молитвы народа Божия восходят к всевидящему Богу (Пс 140:2; Откр 8:3, 4).

7:51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами. Ветхозаветные метафоры для обозначения людей, непокорных Богу (Исх 32:9; Исх 33:3, 5; Втор 9:6; Втор 10:16; Втор 30:6; Иер 4:4).

7:52 Праведника. Титул, даваемый Господу Всемогущему (Ис 24:16) и Иисусу Христу (22:14; 1Ин 2:1).

7:55 увидел славу Божию. Сияние присутствия Божия и Его престола (ср. Откр 15:8;21:11, 23).

Иисуса, стоящего одесную Бога. Обычно говорится, что Иисус восседает по правую руку Бога, поскольку дело Его завершено (Евр 10:12; Рим 8:34; Кол 3:1), но здесь Он стоит, готовый встретить Стефана. В этом видении Сын Человеческий является одновременно Судьей и Защитником. См. статью «Небесное царствование Иисуса».

7:56 я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого. Видение Стефаном Сына Человеческого на небесах должно было живо напомнить синедриону суд над Иисусом, когда в ответ на их вопрос «Ты ли Христос?..» Он ответил: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк 14:61−62). Стефан утверждает, что видит ныне Самого Иисуса на небесах одесную Бога, а это доказывает истинность всего сказанного им и подтверждает отвержение тех, кто судит Стефана.

7:58 положили свои одежды у ног юноши, именем Савла. Савл (еврейское имя апостола Павла) был связан с синедрионом (он сам был фарисеем, Флп 3:5) и, возможно, выступил инициатором суда над Стефаном (8:3; 9:1−2).

7:60 не вмени им греха сего. Ср. Лк 23:34.

почил. Эвфемизм, употребленный вместо слова «умер» (Ин 11:11−13).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.