Деяния 7 глава

Деяния апостолов
Перевод Десницкого → Новый Библейский Комментарий

Перевод Десницкого

1 Первосвященник спросил:
— Это действительно так?
2 Стефан ответил:
— Братья и отцы, выслушайте меня! Бог Славы явился праотцу нашему Аврааму, когда тот еще был в Месопотамии и не переселился в Харран*,
3 и повелел ему: «оставь свою страну и свою родню и ступай в страну, которую я тебе укажу»*.
4 Тогда он ушел из страны халдеев* и переселился в Харран. После смерти отца он переселился оттуда сюда, в страну, где вы живете сейчас.
5 Только Бог не дал ему там в удел ни пяди земли, зато обещал дать во владение всю страну ему и его потомству после него* — а ведь детей у него тогда еще не было.
6 Бог предрек, что потомки его будут странниками в чужой стране, будут там в рабстве и угнетении четыреста лет.
7 Но о народе, который их поработит, Бог сказал так: «свершу над ними Свой суд, и тогда потомки твои выйдут на волю и будут на этом месте Мне служить»*.
8 Тогда же Бог заключил с Авраамом завет обрезания. Когда у Авраама родился Исаак, он обрезал его на восьмой день, а потом Исаак — Иакова, а Иаков — двенадцать праотцев*.
9 Праотцы из зависти продали Иосифа в Египет, но Бог был с ним.
10 Он избавил его от всех бед, даровал ему благодать и мудрость перед фараоном, египетским царем, и тот поставил его во главе всего Египта и своего собственного дома.
11 Затем во всем Египте и Ханаане настали голод и великая нужда, и нашим праотцам нечего было есть.
12 Иаков услышал, что в Египте есть хлеб, отправил за ним наших праотцев в первый раз.
13 А когда они пришли во второй, то Иосиф открылся своим братьям, и фараон тоже узнал о роде Иосифа.
14 Иосиф послал за своим отцом Иаковом и за всей своей родней — их было семьдесят пять душ*.
15 Иаков переселился в Египет. Он скончался, как и наши праотцы,
16 их перенесли в Шехем и положили в гробнице, которую Авраам купил за серебро у потомков Хамора в Шехеме.
17 Но приближалось время, когда должно было исполниться обещание, данное Богом Аврааму. Народ Израиля в Египте возрастал и умножался,
18 пока не появился в Египте царь, который не знал Иосифа.
19 Он замышлял коварства против нашего рода, и заставлял наших праотцев избавляться от младенцев, лишь бы они не остались в живых.
20 В то время и родился Моисей, он был божественно прекрасен. Три месяца его вскармливали в отчем доме,
21 а когда его оставили родители, то его подобрала дочь фараона и воспитала как собственного сына.
22 Моисей был обучен всей египетской премудрости, он был силен и в слове, и в деле.
23 Когда ему исполнилось сорок лет, в его сердце родилось желание навестить своих братьев-израильтян.
24 Он увидел, как одного из них избивают, вступился и наказал обидчика — сразил египтянина.
25 Он полагал, что так его братья поймут: Бог его рукой посылает им спасение, — но они не поняли.
26 На следующий день он увидел драку между самими евреями и стал призывать их к миру, говоря: «Вы же все братья! Зачем вы избиваете друг друга?»
27 Но тот, кто бил своего ближнего, оттолкнул Моисея со словами: «кто тебя поставил вождем или судьей над нами?
28 Ты что, хочешь меня убить, как вчера ты убил египтянина?»*
29 Моисея эти слова обратили с бегство, он поселился как странник в мадиамской стране, где у него родилось двое сыновей.
30 Когда прошло еще сорок лет, ему в пустыне у горы Синай явился ангел в пламени горящего тернового куста.
31 Моисея поразило это чудо, он подошел поближе, чтобы его разглядеть, и тут раздался голос Господень:
32 «Я — Бог твоих праотцев, Бог Авраама, Исаака и Иакова».
33 Господь ему сказал: «Разуйся, сними обувь с ног, ибо место, на котором ты стоишь — святое.
34 Ныне Я увидел, как страдает народ Мой в Египте, Я услышал их стоны и сошел, чтобы их освободить. И потому Я посылаю тебя в Египет»*.
35 Да, того самого Моисея, которого они отвергли со словами: «кто тебя поставил вождем или судьей?» — вот его-то Бог и отправил как вождя и избавителя через ангела, который явился ему в терновом кусте.
36 Он их и вывел, сотворив чудеса и знамения и в Египте, и при Красном море, и в течение сорока лет в пустыне.
37 Тот самый Моисей сказал израильтянам: «Воздвигнет вам Бог подобного мне пророка, одного из ваших братьев»*.
38 Именно он был среди собрания всего народа в пустыне, и ангел говорил на горе Синай с ним и с нашими праотцами, Моисей принял живые слова, чтобы передать их нам.
39 Но наши праотцы не пожелали ему повиноваться, отвергли его и в сердцах стали мечтать о Египте.
40 Аарону они сказали: «Сделай нам богов, которые шли бы перед нами. А этот Моисей, который вывел нас из Египта, — мы не знаем, что с ним произошло»*.
41 В те дни они сделали золотого тельца, стали приносить жертвы идолу и радоваться творению собственных рук.
42 Бог отвернулся от них и позволил им служить воинству небесному, как и написано в книге пророков:
«Разве приносили вы мне заколотые жертвы
все сорок лет в пустыне, народ Израиля?
43 Нет, вы приняли шатер Молоха
и звезду бога вашего Рефана,
вы создали изваяния, чтобы им поклоняться,
и потому выселю вас за Вавилон»*.
44 У ваших праотцев был в пустыне Шатер свидетельства*, который Бог повелел Моисею сделать по образцу, который был ему показан.
45 Следущее поколение наших праотцев вместе с Иисусом* внесло его в землю, где прежде жили язычники, но Бог изгнал их при приходе наших праотцев. И Шатер там оставался до дней Давида,
46 а тот обрел благодать от Бога и выпросил дозволения построить постоянное святилище Богу потомков Иакова.
47 Этот храм и построил Соломон.
48 Но Бог не живет в рукотворных строениях, как и говорит пророк:
49 «Небо — вот Мой престол,
а земля — подножие для Моих ног,
как же вы Мне построите дом? — говорит Господь, —
какое место для отдыха Мне отведете?
50 Не Моя ли рука сотворила всё это?»*.
51 Строптивые люди, не обрезаны у вас ни сердце, ни слух!* Вечно вы противитесь Святому Духу — и праотцы ваши, и вы сами!
52 Кого из пророков не гнали ваши праотцы? Они убили тех, кто заранее возвещал приход этого Праведника, а теперь Его предателями и убийцами стали вы сами.
53 Вы приняли от Бога Закон из ангельских рук — но вы его не сохранили.
54 Услышав такое, присутствующие пришли в ярость и закрежетали зубами.
55 А Стефан был исполнен Святого Духа. Он взглянул на небо и увидел Славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога.
56 Тогда он сказал:
— Я вижу, как раскрылись небеса и как Сын Человеческий* стоит по правую руку от Бога.
57 Но те заткнули уши, подняли громкий крик и единодушно набросились на Стефана:
58 вывели его за город и забросали камянми. При этом те, кто свидетельствовал против Стефана, сложили свою верхнюю одежду к ногам юноши по имени Савл*.
59 Пока Стефана побивали камнями, он взывал так:
— Господь Иисус, прими мой дух!
60 Встав на колени, он громко воскликнул:
— Господи, не вмени им этого в вину!
И с этими словами он скончался.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1 Подтверждение того, что Лука приводит лишь суть проповедей, а не все их содержание полностью, см.: коммент. к 2:14. Ответ Стефана на вопрос Так ли это? не является односложным «да» или «нет». Проблема отношения христианства к закону и Храму была сложной, и Стефан мудро отвечает на поставленный вопрос, обозревая всю ветхозаветную историю. Его ответ по существу состоит в том, что иудаизм (как отношения между Богом и Его народом) предшествовал Храму, закону и даже земле израильской; все эти словесные конструкции характеризовали иудаизм скорее как религиозную систему, а не раскрывали его суть. Павел в Послании к Галатам (которые сталкивались с иудействующими учителями, помещавшими в центр своей проповеди закон Моисеев) прибегнет к той же стратегии и начнет с Авраама (Гал 3:15−19). Не дало ли всходов зерно, упавшее в душу Савла, когда он, гонитель, слышал речь Стефана?

Ст. 2−19 Первая основная часть речи Стефана посвящена истории Израиля до Моисея, главным образом истории Авраама и Иосифа. В отношении Авраама важно отметить, что иудейская религия построена на основании Божьего призвания и обетовании. Последние начали исполняться уже при жизни Иосифа, хотя его братья этого не сознавали, завидовали ему и предали его иноплеменникам (так же поступили с Иисусом и современники Стефана).

Ст. 20−43 Лжесвидетели обвиняли Стефана в утверждении, что обычаи, которые передал иудеям Моисей, переменятся (6:14). Здесь и далее Стефан напоминает своим слушателям и о том, что особенности иудаизма, которые они так ревностно пытались отстоять, сами были в определенном смысле следствием перемены обычаев. При этом, излагая историю Моисея, Стефан обращает внимание аудитории на то, что Моисей также испытал отвержение народом и его непослушание, хотя был избран Богом.

Ст. 44−50 В третьей части речи Стефан разбивает другое обвинение и говорит о Храме. Обвиненный в высказываниях против Храма и законов Моисея (будто Храм и Моисей составляли суть иудаизма), Стефан напоминает аудитории, что именно Храм сменил скинию. Храм сам по себе был переменой обычаев, которые дал иудеям Моисей (6:14), построивший скинию согласно Божьим указаниям. Стефан был противником иудаизма не больше, нежели само иудейское Писание, как явствует из Книги Пророка Исайи, которую он здесь цитирует (Ис 66).

Ст. 51−53 Итак, врагами пророков, Святого Духа, возвещавшего через них, и Мессии, явление Которого пророки предрекали, следовало бы назвать скорее именно слушателей Стефана. Он завершает свою речь следующим грозным обвинением: за нарушение духа иудаизма надо представить на суд не его, а его слушателей.

Ст. 54 Стефан, по всей видимости, намеревался говорить дальше, но его речь обрывается яростной реакцией слушателей, которые скрежетали на него зубами, чуть не рыча от ярости и ненависти.

Стефан сподобился видения (ср.: крещение и преображение Иисуса, когда отверзались небеса и прозвучал глас Божий), которое должно было не только придать ему мужества, чтобы пережить предстоящее, но и подтвердить ту решающую перемену, которая произошла. Во время преображения Иисуса глас Божий подтвердил Его решение идти в Иерусалим, чтобы принять там смерть, но не потому, что Бог отдал этому предпочтение, а потому, что так должно было случиться. Так же и здесь было признано отделение вновь образованного Божьего сообщества от Его традиционного народа. Вероятно, слишком смелым покажется утверждение, что с того момента христианство совершенно отделилось от иудаизма; защитная тактика Павла в сценах суда над ним, представленных в последних главах книги, вращается вокруг идеи о том, что предъявленные ему в языческих судах обвинения сводятся в конечном счете к внутренним иудейским делам. Со времени побиения Стефана камнями христианство стало самостоятельным и обособленным направлением в рамках иудаизма (или другим учением о том, каким иудаизм должен быть теперь), а вовсе не религиозным движением, состоящим из множества партий.

Ст. 57−8:1а Они затыкали уши свои и громко кричали, чтобы не слышать того, что по их мнению было хулением Бога. Толпе было не по силам терпеливо ждать итогов судебного разбирательства, и вот Стефана без всякого официального вердикта, или обвинительного приговора, выведши за город, стали побивать… камнями.

Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, — отсюда читатель узнает не только о том, что Савл присутствовал при казни, но и о том, что он не был в числе свидетелей, выступивших против Стефана. Текст 8:1 указывает на то, что Савл одобрял убиение Стефана, и означает, по всей вероятности, что он не принимал непосредственного участия в казни. При этом Савла можно причислить к тем, за кого молится Стефан (…не вмени им греха сего), вторя словам Иисуса в Лк 23:34, 46.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.