Деяния 9 глава

Деяния апостолов
Перевод Десницкого → Новый Библейский Комментарий

Перевод Десницкого

1 А Савл всё так же дышал ненавистью и грозил убийством ученикам Господа. Он пришел к первосвященнику
2 и попросил его написать в синагоги Дамаска письма, которые наделят его правом брать под стражу и уводить в Иерусалим всех, кто следует по этому Пути*, будь то мужчины или женщины.
3 И вот по дороге в Дамаск, когда он был уже недалеко от города, его внезапно озарил свет с неба.
4 Он пал на землю и услышал голос:
— Савл, Савл, зачем же ты гонишь Меня?
5 Он переспросил:
— Кто Ты, Господи?
И Тот ответил:
— Я Иисус, Которого ты гонишь.
6 А теперь вставай и иди в город, там тебе скажут, что ты должен делать.
7 Спутники Савла стояли в оцепенении, они слышали голос, но никого не видели.
8 А Савл поднялся с земли и открыл глаза, но ничего не увидел. Его взяли за руку и привели в Дамаск.
9 Три дня он оставался незрячим, ничего не ел и не пил.
10 В Дамаске был один ученик Христа по имени Анания. Господь обратился к нему по имени:
— Анания!
И он ответил:
— Я здесь, Господи!
11 Господь ему сказал:
— Встань, ступай на улицу, что зовется Прямой, найди там в доме Иуды человека из Тарса по имени Савл, он как раз молится сейчас.
12 И ему было видение: приходит к нему некто по имени Анания и возлагает на него руки, чтобы он прозрел.
13 Анания ответил:
— Господи, я об этом человеке слышал от многих: сколько же зла он сделал Твоему святому народу в Иерусалиме!
14 А первосвященник наделил его властью и здесь хватать всех, кто призывает Твое имя.
15 Но Господь сказал ему:
— Ступай к нему! Он избран стать Моим орудием и возвестить имя Мое народам с их царями и всему Израилю.
16 И Я Сам покажу ему, сколько страданий ему предстоит перенести ради Моего имени!
17 Анания отправился в тот самый дом и возложил на Савла руки со словами:
— Савл, брат мой! Меня послал Господь Иисус, Которого ты встретил по пути сюда, чтобы к тебе вернулось зрение и ты исполнился Святого Духа.
18 И тотчас словно бы чещуя спала с его глаз, он прозрел, встал и принял крещение,
19 а потом поел, и к нему вернулись силы.
Несколько дней он оставался среди других учеников в Дамаске.
20 Он сразу же начал проповедовать в синагогах, что Иисус — действительно Сын Божий.
21 Все, кто это слышал, в изумлении говорили:
— Разве это не он в Иерусалиме истреблял всех, кто призывает имя Иисуса? Да и сюда он пришел для того, чтобы хватать их и отводить к первосвященникам.
22 А Савл набирал силу и своими доказательствами, что именно Иисус и есть Христос, приводил в смущение всех живущих в Дамаске иудеев.
23 А когда прошло некоторое время, иудеи сговорились его погубить.
24 Савлу стал известен этот замысел, и что они днем и ночью подстерегали его у городских ворот.
25 Тогда его ученики спустили его ночью в корзине на веревке из окна, проделанного в городской стене*.
26 Когда он вернулся в Иерусалим, то постарался присоединиться к прочим ученикам, но все боялись его и не верили, что и он стал учеником.
27 Тогда Варнава взял его и привел к апостолам, и рассказал им, как Савл по дороге в Дамаск встретился с Господом и как Тот разговаривал с ним, и как в Дамаске он смело возвещал имя Иисуса.
28 Тогда Савл остался с ними в Иерусалиме и стал действовать с ними заодно, открыто проповедуя во имя Господа.
29 Во время этих разговоров он поспорил с грекоязычными евреями, так что они собрались его убить.
30 Братья, узнав об этом, переправили его в Кесарию и дальше отослали в Тарс.
31 А для церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии наступило время покоя, она укреплялась и росла в страхе перед Господом, получая утешение от Святого Духа.
32 Однажды Петр, обходя святой Божий народ, посетил и общину в Лидде*.
33 Там он обнаружил одного человека по имени Эней, он был уже восемь лет как парализован и не вставал с кровати.
34 Петр сказал ему:
— Эней, тебя исцеляет Иисус Христос! Встань и собери постель.
И он тотчас встал.
35 Когда его увидели все жители Лидды и Сарона*, они обратились к Господу.
36 В Яффе* жила одна ученица по имени Тавита (что переводится как «газель»). Она была знаменита своими добрыми делами и благотворительностью.
37 И вот в те дни она заболела и умерла; ее омыли и положили в верхней комнате.
38 Поскольку Лидда была недалеко от Яффы, то ученики, узнав, что там Петр, отправили к нему двух человек с просьбой придти к ним без промедления.
39 Петр отправился в путь вместе с ними. Когда он пришел в Яффу, его отвели в ту верхнюю комнату, а там его обступили вдовы и стали с плачем показывать ему рубахи и плащи, которые шила им Газель, пока еще была с ними.
40 Петр отправил всех прочь, преклонил колени, помолился, и, обратившись к мертвому телу, сказал:
— Тавита, встань!
Тогда она открыла глаза, увидела Петра и села.
41 Он подал ей руку и поставил на ноги, а потом позвал святой народ вместе со вдовами, чтобы она предстала перед ними живой.
42 Это стало известно по всей Яффе и многие уверовали в Господа.
43 В Яффе Петр пробыл некоторое время, остановился он у кожевника Симона.

Новый Библейский Комментарий

9:1−31 Савл Тарсянин на пути в Дамаск

Хотя до этого места в книге мы редко встречались с Павлом (или Савлом), именно он — важнейшая фигура Книги Деяний. С середины гл. 12 и до конца всей книги (гл. 28) рассказчик сосредоточен почти исключительно на личности Павла и его путешествиях. История о том, каким образом этот человек примкнул к христианам, представлена с теми или иными подробностями не менее трех раз (гл. 9, 22 и 26). В данной главе мы узнаем ее от рассказчика. В следующих главах эту историю излагает сам Павел, хотя Лука мог бы просто сказать: «И тогда Павел поведал им о своем потрясающем переживании на Дамасской дороге, уже известном читателю». Рассказчик же вновь и вновь возвращался к этому событию, придавая ему, по всей видимости, большое значение. Однако, повторяя эту историю, он всякий раз прибавляет детали, дополняющие картину.

Иногда доказывают, что «обращение» Савла подразумевает полное отречение от одной системы верований в пользу другой. Но Савл не был призван оставить иудаизм, но — принять Иисуса как исполнение всего, во что он верил. В связи с этим следует отметить, что его обращение во многом напоминает «призвание» пророка на особое служение. Если не использовать термин «обращение» в узком смысле, то никаких противопоказаний для употребления его с целью обозначения столь фундаментальной и радикальной перемены, которую испытывает человек в умственной, эмоциональной и поведенческой сферах, нет. Мы же проявим благоразумие, помня о позитивном значении «призвания» в эти важнейшие мгновения жизни Павла.

Ст. 1 О Савле (иудейское имя Павла, 13:9) и его отношении к христианам говорилось ранее в 7:58 — 8:3.

Ст. 2 Письма в Дамаск к синагогам представляли собой, видимо, рекомендательные письма и то, что в наше время назвали бы «экстрадицией» (см.: параллельные места 22:5; 26:12). Письмо, написанное с аналогичными целями, сохранилось в одном из апокрифов: «Итак, если какие зловредные люди убежали к вам из страны их, выдайте их первосвященнику Симону, чтобы он наказал их по закону их» (1Мак 15:21). На самом деле многие иудейские общины не были негативно настроены по отношению к христианству, а эти письма от первосвященника представляли в общих чертах иудаистские антихристианские тезисы и давали Павлу право, связав «преступников», препроводить их в Иерусалим. (см.: 28:21, 22, где знатнейшим иудеям в Риме христианство было известно как учение, о котором спорят, но у них не было «писем из Иудеи», объяснявших, с чем это связано.) Только после эпизода со Стефаном иудейское руководство выступило против христиан на том основании, что они — последователи Христа, примкнувшие к сему учению (более точный перевод с греческого — «этому пути»). Путь — таким было одно из первых наименований христианского сообщества.

Ст. 3−9 Павел увидел сияющий свет с неба и услышал голос. Новозаветные писатели не возражали против записи снов или видений, которые случались в индивидуальном порядке, однако Лука хотел, чтобы его читатели видели в обращении Павла событие, достойное особого внимания. До некоторой степени оно предназначалось только для Павла, однако его спутники оцепенели, слыша голос, при этом, правда, никого не видя. Повторение этой истории в 26:12−14 предполагает, что спутники Павла тоже могли видеть вспышку света. Но только Павел был ослеплен, и это состояние было больше, чем временным ослеплением от яркого, физически непереносимого света, поскольку он был слеп три дня и, как сказано в ст. 18, при его исцелении нечто наподобие «чешуи» отпало от его глаз (см. также: 22:11−13).

Ст. 10−16 В рассказе об обращении Павла только в этой главе упоминается о вполне понятном нерасположении, которое вначале испытывал по отношению к нему Анания, хотя об Анании упоминается также и в 22:12−16. Анании и Павлу (с самого начала его миссии) Бог дал ясное ведение о поручении последнему пред народами (см.: 22:21; 26:17), а также о том, сколько он должен пострадать за имя Господне.

Ст. 17−19 Анания возложил на «его [Павла] руки в знак Божьего благоволения к нему и христианского единения, поскольку приветствие было таким — брат Савл. Что касается Савла, то возложение рук и Божье благоволение к нему было связано с его исцелением, обретением Святого Духа, крещением и даже прекращением его поста. Все это произошло одновременно. Знаменательно и то, что это случилось независимо от апостолов в Иерусалиме (см.: коммент. к 9:26, 27).

Ст. 20−25 Интересно, что, несмотря на порядок слов в ст. 15 (пред народами... царями... сынами Израилевыми), Павел тотчас начинает проповедовать в синагогах. Так будет на протяжении всей его последующей миссионерской деятельности: во-первых — иудеям, во-вторых — язычникам (см.: 13:46). Хотя Павел в своей проповеди со временем более и более укреплялся, это скорее приводило в замешательство Иудеев, чем убеждало их. Когда же прошло довольно времени, они согласились убить его. О своем побеге, когда его спустили в корзине, Павел упоминает как о приключении скорее позорном, чем захватывающем (2Кор 11:30−32).

Ст. 26−30 Хотя к моменту прибытия в Иерусалим Павел уже следовал за Христом в течение некоторого времени, апостолам, как и Анании до них, было трудно поверить в это. Они не верили ему до тех пор, пока Варнава («сын утешения»), с которым мы впервые встретились в 4:36, не взял на себя ответственность и не ввел в общество учеников этого бывшего гонителя церкви. Павел, пребывая с ними в Иерусалиме, смело проповедовал в течение дней пятнадцати (см.: Гал 1:18, 19). Он остановился у Петра, но не встречался со многими другими учениками, а проводил довольно времени, состязаясь с Елленистами (см.: коммент. к 6:1 выше), с которыми, возможно, трудился и Варнава Кипрянин, вероятно, в той самой синагоге Либертинцев, упоминавшейся в связи с эпизодом со Стефаном (6:9). Как и в Дамаске, противники Павла покушались убить его, и тогда братья отправили его на родину, куда вскоре последовал за ним и Варнава (см.: 11:25).

Ст. 31 На этой передышке в гонениях Лука также делает паузу в своем повествовании, чтобы подвести основные итоги. То, что община верующих возросла из небольшой вначале группы, собиравшейся в горнице, до церквей по всей Иудее, Галилее и Самарии, представляет собой следствие всего описанного доселе автором.

9:32−43 Петр в Лидде и Иоппии

Эти два небольших рассказа снова выводят на первый план апостола Петра и предваряют важное повествование о Корнилии в гл. 10.

Ст. 32−35 Лидда располагалась на северо-западе от Иерусалима. Слова о том, что Петр, обходя всех, пришел к святым, жившим в Лидде, указывают на существование там христианской общины. Эти люди обратились, вероятно, во время рассеяния, которое последовало за расправой над Стефаном. Мы не знаем, однако, кто проповедовал Евангелие в Лидде и Иоппии, где также существовали христиане (9:38). Исцеление Энея Петр отнес на счет Иисуса Христа, почитая себя не более чем проводником Его силы (ср.: 3:12, 16). Под всеми, живущими в Лидде, подразумеваются не каждый и всякий, но здесь подчеркивается тот факт, что исцеление происходило не втайне, а на людях, поэтому большое число людей, чуждых христианской общине, видели исцеленного Энея и уверовали.

Ст. 36−43 До прибытия Петра в Иоппию местные христиане знали о его пребывании в Лидде, расположенной на расстоянии в дюжину миль вглубь страны. Рассказывая о многих случаях исцелений или обращений, автор испытывает потребность обратить внимание читателя на роль личности в сообществе, неважно, говорится ли о том, кто принимает милостыню (3:2, 10), или о том, кто ее подает (10:2). Тавифа была исполнена добрых дел и творила много милостынь; она шила рубашки и платья для вдовиц, которых обычно приводят как пример нуждающихся, бедных людей (см.: 6:1).

Тело этой умершей женщины омыли соответственно ритуалам очищения мертвых. Не совсем ясно, почему перед молитвой Петр выслал всех из горницы

вон, хотя нечто похожее делал и Сам Иисус при воскрешении дочери Иаира (Мк 5:40). Брюс указывает, что сказанное Иисусом по-арамейски талифа-куми (что значит «девица, тебе говорю, встань») Петр повторяет (если говорит на том же языке) дословно, изменив лишь один согласный звук, — Тавифа-куми (Bruce F. F, Book of Acts [Eerdmans, 1988], p. 199).

To, что Петр остановился у кожевника, имеет, вероятно, определенное значение, так как этот человек, занимаясь ремеслом, связанным с обработкой шкур умерших животных, считался ритуально нечистым в течение долгого времени.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.