Деяния 5 глава

Деяния апостолов
Перевод Десницкого → Новый Библейский Комментарий

Перевод Десницкого

1 Был другой человек, по имени Анания. Вместе со своей женой Сапфирой он продал свое имение,
2 часть полученных средств с согласия жены утаил, а другую часть принес и положил к ногам апостолов.
3 Петр его спросил:
— Анания, что же это сатана завладел твоим сердцем? Ты солгал Святому Духу, утаив часть денег за проданное поле.
4 Разве не тебе оно принадлежало, разве выручка за него не была целиком твоей?* Зачем же ты в сердце замыслил такое дело? Ты солгал не людям, а Богу.
5 Анания, услышав такие слова, пал бездыханным на землю, и всех, кто это слышал, объял великий страх.
6 Юноши подошли, обрядили его тело, вынесли и похоронили.
7 Часа через три пришла и его жена, она ничего не знала о происшедшем.
8 Петр спросил и ее:
— Скажи мне, вы продали поле именно за эту цену?
Она ответила:
— Да, за эту.
9 Тогда Петр ей сказал:
— Что это вы сговорились испытать Дух Господень? Те, кто похоронил твоего мужа, уже входят в двери, так они вынесут и тебя.
10 И она тотчас упала к его ногам бездыханной. Едва те юноши вошли, как увидели, что и она мертва, вынесли ее и похоронили рядом с мужем.
11 И всю церковь объял великий страх, равно как и всех, кто об этом услышал.
12 Руками апостолов среди народа совершались многие знамения и чудеса. Все они единодушно собирались в Соломоновой галерее,
13 и никто из посторонних не смел к ним приставать, а народ их возвеличивал.
14 Число верующих всё возрастало — как мужчин, так и женщин.
15 Люди даже выносили на улицы больных на носилках и циновках, чтобы их коснулась хотя бы тень Петра, когда он будет проходить мимо.
16 Сходилось в Иерусалим и множество людей из окрестных селений, они приносили больных и одержимых нечистыми духами, и все они получали исцеление.
17 Первосвященник вместе с своим окружением (а они принадлежали к саддукейскому течению) исполнился зависти.
18 Они приказали схватить апостолов и заключить их в городскую тюрьму.
19 Но ночью ангел Господень открыл двери темницы и вывел их наружу со словами:
20 — Ступайте, встаньте посреди Храма и рассказывайте народу всё, что касается этой новой жизни.
21 Они послушались: с утра пришли в Храм и наставляли людей. Тем временем явился первосвященник со своим окружением, они созвали Синедрион и всех старейшин Израиля и послали в тюрьму за апостолами.
22 Служители пришли туда и не нашли заключенных; тогда они вернулись и сообщили
23 вот что:
— Мы обнаружили, что тюрьма тщательно заперта и у дверей стоят стражники. Но когда мы открыли дверь, внутри никого не оказалось!
24 Когда это услышали начальник храмовой стражи и певосвященники, они пришли в недоумение и не понимали, как такое могло произойти.
25 В это время явился один человек и сообщил им:
— А ведь люди, которых вы заключили под стражу, стоят посреди Храма и наставляют народ!
26 Тогда начальник стражи вместе со своими помощниками отправился туда, чтобы их привести, впрочем, без насилия — они опасались, что народ может забросать их камнями.
27 Их привели и поставили перед Синедрионом. Первосвященник их спросил:
28 — Разве мы вам не запретили строжайшим образом учить всему, что связано с этим именем? А вы наполнили своим учением весь Иерусалим и хотите взыскать с нас пролитую кровь того Человека!
29 Петр и другие апостолы отвечали:
— Богу повиноваться следует прежде, чем людям.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, с которым вы расправились, прибив его к деревянному столбу*.
31 Но Бог возвысил Его как Вождя и Спасителя и посадил по правую руку от Себя, чтобы даровать Израилю возможность покаяния и прощения грехов.
32 Свидетели этим событиям — мы и Дух Святой, которого Бог даровал тем, кто Ему покорен.
33 Когда члены собрания это услышали, то пришли в ярость и хотели было их убить.
34 Но тогда поднялся один из членов собрания, фарисей* по имени Гамалиил*, учитель Закона, которого чтил весь народ, и приказал ненадолго вывести подсудимых.
35 А остальным он сказал:
— Израильтяне! Хорошенько обдумайте, как поступить с этими людьми.
36 Не так давно тут выступил некий Тевда: он выдавал себя за кого-то великого, к нему примкнуло человек четыреста, но когда его убили, то все его последователи разбежались, не осталось ни следа.
37 Потом, во время переписи, выступил Иуда из Галилеи, народ пошел за ним — но погиб и он, и все его последователи рассеялись*.
38 И теперь скажу вам вот что: отстаньте от этих людей, отпустите их. Если этот их замысел или это их дело от людей, они разрушится само,
39 а если от Бога — вы не сможете их погубить, а только сами окажетесь богоборцами.
С ним согласились.
40 Апостолов снова призвали, подвергли бичеванию и велели им ничего не говорить от имени Иисуса, а потом отпустили*.
41 Они покинули Синедрион, радуясь, что ради этого имени подверглись такому бесчестию.
42 Целыми днями и в Храме, и по домам они не переставали проповедовать Евангелие и учить людей о Христе Иисусе.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1 Второй пример с несчастливым концом представлен историей мужа и жены, Анании и Сапфиры.

Ст. 4 Их грех состоял не в том, что они оставили себе часть денег, а в том, что солгали. Именно во лжи и лицемерии обличает их своими вопросами Петр.

Ст. 8 Поведение Сапфиры свидетельствует, что свой обман супруги тщательно спланировали заранее.

Ст. 11 Суровый приговор над супругами смущает нас не меньше, чем в свое время смутил их современников (5). Приговор исходит прежде всего не от Петра или церковной общины, ибо совершился суд Божий. (Когда позднее Петр произнесет слова осуждения, он предложит грешнику покаяться; см.: 8:20−22.) Дело не в том, что Бог требует порядка в наших финансовых отчетах, а в том, что Он ненавидит лицемерие любого рода, и более всего то, которое направлено на осознанное и предумышленное искушение Духа Господня (9).

Лука вовсе не пропагандирует, желая представить Церковь идеальной. В христианских общинах были свои бедные (2:44, 45) и, хотя надобности нуждающихся людей удовлетворялись за счет раздаяния общего имения (4:34), даже это не обходилось без проблем (6:1).

5:12−42 Снова перед синедрионом: вмешательство Гамалиила

Ст. 12 Молитва апостолов (4:29, 30) была услышана. Их руками совершались в народе многие знамения и чудеса, и они продолжали встречаться и говорить в Храме, в притворе Соломоновом.

Ст. 13 Никто не осмеливался открыто пристать к ним, только если действительно у кого-то возникало желание круто изменить свою жизнь и присоединиться к последователям Христа.

Ст. 15 Люди выносили больных в надежде, что тень Петра, упав на них, их исцелит. Петра очень почитали, но была ли в действительности его тень целительной, или за этим скрывалось лишь упование людей на встречу с ним, остается неясным (см.: Примечание ниже).

Многие жители близлежащих городов также несли своих больных и одержимых духами, которые и исцелялись все.

Примечание. Магия и чудо. В двух похожих свидетельствах (в Мк 6:56 и Деян 19:12) говорится об исцелениях, которые кажутся нам чем-то «магическим». Однако, как явствует из других эпизодов, новозаветные писатели проводили различие между христианским движением и современными им магией и колдовством (см., напр., описание встречи с Симоном волхвом в 8:9−25). Вероятнее всего, Бог желает «говорить на языке», потребном людям. Он идет навстречу их ожиданиям, чтобы содействовать им в дальнейшем познании Себя. В этом отношении одни люди, суеверно ожидающие явления Божьей силы (подобно женщине, дотронувшейся до одежды Иисуса [Лк 8:43−48]), обретают желаемое и даже сверх того. Те же, кто стремится распоряжаться сверхприродной силой, вместо того чтобы предать себя в распоряжение Божье, оказываются менее успешными (см.: 8:9−25; 19:13−16).

Ст. 17 Видя любовь народа к христианам и возрастание авторитета апостолов, иудейские религиозные вожди исполнились зависти. Именно зависть толкала их на определенные действия против последователей Иисуса, а не просто факт их связи с Ним. В данной исторической ситуации, на этом этапе их преследовали не потому, что они были христианами, а потому, что им сопутствовал успех.

Ст. 18 Как и в эпизоде 4:3, апостолов схватили и бросили в темницу, чтобы допросить на следующий день.

Ст. 19 Однако вмешался Бог, и Ангел Господень ночью отворил двери темницы. Затем он, по-видимому, снова запер эти двери, поскольку на следующее утро служители темницу... нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими пред дверями, но внутри никого не оказалось.

Между тем апостолы последовали повелениям ангела и найти их не составило никакого труда.

Ст. 28 Слова первосвященника (Не запретили ли мы вам накрепко...) возвращают нас к их предыдущей встрече в 4:18. Принимать учение христиан за стремление навести на иудейскую религиозную элиту Божью кару за пролитие крови Иисуса — значит упускать суть таких эпизодов, как 3:14−17 или 5:30−32 и далее. Христиане не занимались подстрекательством, как полагали в синедрионе.

Ст. 29 Первосвященник указал апостолам на постановление синедриона, вынесенное ранее, Петр же в ответ повторил свою реплику из 4:19, 20. 30−32 Он повторил также и свое свидетельство о Христе, которого иудейские религиозные лидеры совершенно не поняли. И снова прежде всего указывается не на виновников распятия Христа, а на весть о том, что Бог аннулировал и изменил решение человеческого суда по делу Иисуса.

Распятие описывалось как повешение на древе не в интересах христианского послания, поскольку оно тесно сближало смерть Иисуса с одним из постановлений закона из Втор 21:22, 23. Быть может, эту конструкцию в отношении распятия Иисуса противники Евангелия использовали в провокационных целях. Во всяком случае, их намерение резко контрастирует с действиями Бога в интересах Иисуса.

Ст. 33 Большинство членов синедриона увидели лишь то, что некие неграмотные люди, притязающие на знание Божьей воли, осуждают их, и, слыша это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.

Ст. 34 Гамалиил, человек, известный нам из иудейских и христианских источников, был законоучитель, уважаемый всем народом. Здесь, наверное, важно подчеркнуть, что он был из фарисеев, в то время как на данном этапе истории христианства наиболее решительно против Церкви выступали саддукеи (5:15; см. также: 4:1). Гамалиил учился у величайшего раввина Гиллеля и был в свое время наставником апостола Павла (22:3). Этот мудрый человек, кажется, и в самом деле понял смысл апостольских заявлений о человеческом и Божьем суде и выступил в защиту апостолов. Он предложил применить к настоящему спору их же принцип: эти христиане заявляют, что в деле Иисуса Бог вмешался, чтобы ниспровергнуть человеческий суд. Хорошо, тогда предоставим Самому Богу «переменить» человеческое суждение на Свое также и в данном деле. Скорее всего, Гамалиил был уверен, что Бог не на стороне этих христиан и, следовательно, дело их расстроится так же, как перед этим потерпели поражение два восстания, о которых он говорил выше.

Примечание. Речь Гамалиила в свете исторической надежности. Имена главарей мятежа нам известны из нехристианских источников, прежде всего из трудов Флавия. Однако здесь нас озадачивает хронология. Согласно ст. 37, Иуда Галилеянин явился, по всей видимости, после Февды, в то время как Флавий датирует эти события с точностью до наоборот. Еще труднее объяснить тот факт, что Флавий связывает восстание Февды со временем прокураторства Фада, правившего никак не раньше, чем десять лет спустя после описанного Лукой вмешательства Гамалиила в решение судьбы апостолов на суде синедриона. Вероятнее всего, было два бунтовщика с именем Февда, и тот, о котором упоминает Гамалиил, выступил на исторической сцене прежде того, о котором писал Флавий. Последний мог просто появиться под именем прежнего Февды. (О дальнейшей дискуссии см.: Hemer С, The Book of Acts in the Setting of Hellenistic History [Mohr, 1989], pp. 162−163, 223−224.)

Ст. 40 Тот факт, что апостолов били и, запретив им говорить об имени Иисуса, отпустили, наводит на мысль, что синедрион, не желая раздражать народ, идет по пути наименьшего сопротивления.

Ст. 41 Апостолы, чудом освобожденные из темницы как будто лишь для того, чтобы их избили на следующий день, кажется, могли впасть в замешательство. Однако они возрадовались, ибо за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие.

Ст. 42 На постановление синедриона не возвещать Евангелие они обратили внимания не больше, чем на другие, и продолжали встречаться в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.