Деяния 10 глава

Деяния апостолов
Перевод Десницкого → Новый Библейский Комментарий

Перевод Десницкого

1 Жил в Кесарии один человек по имени Корнилий. Он служил центурионом в когорте, которая называлась Италийской*,
2 был благочестивым и богобоязненным, как и весь его дом, щедро занимался благотворительностью и неустанно молился Единому Богу*.
3 Однажды около трех часов пополудни* ему было ясное видение: он увидел Божьего ангела, тот явился ему и позвал:
— Корнилий!
4 Он взглянул на ангела и в испуге переспросил:
— Кто ты, Господи?
Тот ответил:
— Твои молитвы и дела благотворительности не забыты у Господа.
5 Так что пошли людей в Яффу позвать некоего Симона (его еще называют Петром),
6 он гостит у Симона кожевника, чей дом около моря.
7 Когда ангел после разговора оставил его, он позвал двух своих слуг и благочестивого воина из числа своих подчиненных,
8 рассказал им обо всем и отправил их в Яффу.
9 На следующий день около полудня*, когда они были в пути и уже подходили к городу, Петр поднялся на крышу*, чтобы помолиться.
10 Он чувствовал голод и собирался поесть. И вот пока ему готовили пищу, он впал в транс
11 и увидел, как раскрылись небеса и на землю стало спускаться нечто вроде огромной скатерти, которую держали за четыре угла,
12 а в ней были всякие земные четвероногие и пресмыкающиеся, и небесные птицы.
13 И раздался обращенный к нему голос:
— Давай, Петр, забей их и съешь!
14 Петр ответил:
— Ни за что, Господи! Никогда я не ел ничего запретного и нечистого*.
15 Но голос обратился к нему снова:
— Что очистил Бог, того ты не называй нечистым!
16 Так повторилось три раза, а потом полотно было поднято на небо.
17 Петр всё еще был в недоумении о том, что бы значило это видение, как у входа в дом остановились посланцы Корнилия. Они уже разузнали, где дом Симона,
18 и теперь громко спрашивали, здесь ли гостит Симон по прозванию Петр.
19 Петр всё еще размышлял о видении, но Дух ему сказал:
— Тебя ищут три человека,
20 ступай с ними, куда они пойдут, без колебаний. Это Я их послал.
21 Петр спустился к этим людям и сказал:
— Я — тот, кого вы ищете. В чем причина вашего прихода?
22 Они ответили:
— Центурион Корнилий, праведный и богобоязненный человек, что может подтвердить весь иудейский народ, получил от святого ангела повеление пригласить тебя к себе в дом и выслушать, что ты ему скажешь.
23 Тогда Петр пригласил их в дом и принял как гостей. А на следующее утро он отправился вместе с ними в путь, их сопровождали и некоторые из живших в Яффо братьев.
24 Еще через день они были уже в Кесарии. Корнилий уже ждал их, он созвал своих родных и близких друзей.
25 И вот когда вошел Петр, Корнилий поднялся ему навстречу и поклонился, пав к его ногам.
26 Но Петр поднял его со словами:
— Встань, ведь я и сам человек!
27 Беседуя, они вошли в дом, и Петр увидел, что там собралось много народа.
28 Он сказал им:
— Вы знаете, что закон запрещает иудею общаться с иноплеменниками или посещать их*. Но Бог мне открыл, что никакого человека я не должен считать для себя запретным или нечистым.
29 И поэтому я без возражений пришел, когда за мной послали. А теперь задам вопрос: ради чего вы посылали за мной?
30 Корнилий ответил:
— Три дня назад примерно в это же время я молился в своем доме, как вдруг предо мной предстал человек в в сияющей одежде
31 и сказал: «Корнилий, услышана твоя молитва и твои дела благотворительности не забыты Богом.
32 Пошли людей в Яффу позвать Симона, которого называют Петром, он гостит у Симона кожевника, чей дом около моря».
33 Я тотчас послал за тобой, и ты хорошо сделал, что пришел. И вот теперь мы все здесь собрались перед Богом, чтобы услышать всё, что Господь повелел тебе нам передать.
34 Петр начал свою речь так:
— Теперь я воистину убедился, что у Бога любимчиков нет,
35 что Ему угоден всякий человек, который боится Его и поступает по правде, из какого бы он ни был народа!
36 Бог послал свое Слово народу Израиля, возвещая Евангелие примирения через Иисуса Христа, а Он — Господь для всех людей.
37 Вы же знаете, что происходило по всей Иудее, начиная с Галилеи и с того крещения, которое проповедал Иоанн.
38 Знаете и об Иисусе из Назарета, которого Бог помазал* Духом Святым и наделил силой: Он ходил по Иудее, творил добро и исцелял всех, кем обладал дьявол, потому что с Ним был Бог.
39 Мы — свидетели тому, как Он это делал по всей иудейской стране и в Иерусалиме, и как Его убили, пригвоздив к деревянному столбу.
40 Но на третий день Бог Его воскресил и наделил способностью являться людям,
41 только не всему народу, а лишь свидетелям, которые были заранее на то избраны Богом. Это мы, кто ел и пил с Ним за одним столом после Его воскресения из мертвых.
42 Он повелел нам возвестить об этом всему народу и засвидетельствовать, что Он и есть Судья, поставленный Богом над живыми и мертвыми.
43 О Нем свидетельствуют и все пророки: всякому, кто верует в Него, будут во имя Его прощены грехи.
44 Петр еще продолжал эту речь, как вдруг на всех его слушателей сошел Святой Дух.
45 Верующие из числа обрезанных иудеев, которые пришли вместе с Петром, изумились, что дар Святого Духа может изливаться и на язычников,
46 ведь они слышали, как те говорят на новых языках и прославляют Бога. А Петр на это сказал:
47 — Может ли кто-то не допустить к водному крещению этих людей, которые приняли Святого Духа точно так же, как и мы?
48 И он повелел им принять крещение во имя Иисуса Христа, а они упросили его остаться с ними еще на несколько дней.

Новый Библейский Комментарий

10:1 — 11:18 Петр, Корнилий и вопрос о язычниках

Эту историю, несомненно, рассматривают не как частный случай. Подобно рассказу об обращении Павла, этот рассказ также приведен в деталях и повторяется в разных вариантах (в гл. 10 и 11), к тому же на него есть ссылка в гл. 15. Данный эпизод представляет собой еще одну поворотную точку в росте и развитии Церкви. Хотя вполне вероятно, что первым нееврейским обращенным в христианство был «Ефиоплянин» (8:25−40), именно обращение Корнилия породило спор относительно обращенных из язычников между иудейскими христианами, которые, наверное, ничего не слышали ни о Филиппе, ни о евнухе. Исходя из этого рассказа, можно предположить, что христианское сообщество в целом и Петр в частности не были готовы к прямому (минуя требования иудаизма) принятию обращенных из язычников, и потому их следовало убедить в этом. Лука хочет показать, что подоплекой решения, к которому пришла Церковь (гл. 15), послужило принятие христианской общиной ситуации, описанной в гл. 11.

Весь рассказ естественным образом делится на сцены: 10:1−8, Корнилий в Кесарии; 9−23а, Петр в Иоппии; 23б-48, встреча Петра и Корнилия в Кесарии; 11:1−18, рассмотрение вопроса о язычниках церковным руководством (как следствие перечисленных событий).

Ст 1−8 Первая сцена этого сложного повествования начинается с представления Корнилия, сотника. Как сотник, Корнилий обладал определенными властными полномочиями. Он служил в полку, называемом Италийским, о котором нам мало что известно. Полк, или «когорта», численностью в 600 воинов, подразделялся на шесть сотен, «центурий», каждой из которых командовал сотник (центурион).

Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, Корнилий был римским воином. Термин «боящийся Бога» часто употреблялся в отношении людей, верующих в единого Бога и в известной мере придерживающихся иудаизма, но не полностью обращенных в него (см.: 13:16, 26; 17:4, 17; слово «благочестивый», по всей видимости, имеет отношение в тому же феномену; 16:14; 18:7). Словосочетание «боящийся Бога» могли применять также и в отношении просто религиозных людей (как в 2:5), но в этом предложении оно имеет иной смысл. Короче говоря, Корнилий и его семейство не были ни иудеями, ни прозелитами, хотя уже и не были язычниками, поклоняющимися иным богам.

Здесь, как и в рассказе о Тавифе, упоминаются добрые дела Корнилия. Эти «добрые дела» свидетельствовали о его вере: он творил много милостыни... и всегда молился. Именно его искренняя и деятельная вера, его молитвы и милостыни, а не просто слова, были отмечены Божьим посланником. Интересно, что ангел не передает Корнилию Благой вести об Иисусе тотчас, но повелевает ему послать людей в Иоппию и призвать Симона, называемого Петром. Бог предназначил нечто как для Корнилия и его семейства, так и для Петра и Церкви.

Ст. 9−23а Между тем в Иоппии Петр взошел на верх дома помолиться. Плоская крыша дома представляла собой удобное место для уединенной молитвы. Лука говорит об исступлении (экстазе), в которое пришел Петр, с тем чтобы дать нам понять: в отличие от света и звука свыше, которые ранее воспринял Павел, «видение» на крыше вместе с Петром никто другой увидеть не мог.

Видение само по себе было необычным. Это был сходящий к нему узел, заключавший в себе различные виды живых существ: четвероногие земные... пресмыкающиеся и птицы небесные составляли три класса всего царства животных (см.: историю Ноя, Быт 6:20). Среди них были животные, которых, согласно закону, иудеям есть запрещалось (см.: Лев 11; 20:25).

Таким образом, последовавшее за этим повеление — заколи и ешь — заставляет Петра заявить о своем воздержании от нечистого (ср.: Иез 4:14). В ответ прозвучало: Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. И то же самое повторилось еще дважды — трехкратный повтор Петр слышит не впервые (Ин 13:38; 21:15−17).

Петр недоумевает, что бы значило видение? Хотя, согласно Мк 7:19, Иисус уже объявил всю пищу «чистой», перевод NIV, как и некоторые другие переводы, заключает слова Иисуса в скобки. Они указывают на то, что эти слова не выступали на первый план в контексте оригинала, поскольку, только оглядываясь в прошлое, ученикам удалось понять смысл сказанного им в то время Господом; вот почему по прошествии лет Петр протестует.

Как раз в то время, когда Петр размышлял о видении, прибыли посланцы от Корнилия. Здесь Дух подает ему четкие указания идти с ними, нимало не сомневаясь. Поскольку прослеживается прямая связь между этим видением и Корнилием, мы понимаем, что Бог намеревался преподать Петру не только наставление о пище (каким бы важным оно ни было). Языческо-иудейские отношения глубоко затрагиваются переменой в отношении христиан из иудеев к пище язычников. «От признания пищи язычников чистой до признания чистыми и самих язычников оставался только шаг» (Marshall I. H., Acts [IVP, 1980], р. 186; см.: 10:28). Господь не скрывал этого уже в видении Петра, но намеревался вскоре дать знамение, гораздо более впечатляющее и удивительное, о чем см. ниже: в 10:44.

Ст. 23б-43 Корнилий поклонился, падши к ногам Петра, однако за этим не было попытки преклониться перед ним как божеством (в отличие язычников, среди которых оказались Павел и Варнава [14:11−15], сотник просто выразил свое почтение). В ответ на это Петр решительно потребовал обращаться с ним, как с равным (см.: 3:12). Петр (и Симон кожевник) ранее в Иоппии оказал людям Корнилия гостеприимство, что вовсе не было необычным и не воспрещалось иудейским законом. Однако иудею воспользоваться радушием язычника представлялось совершенно другим делом. Но Петр уже сделал необходимый шаг и объявил собранию в доме Корнилия: ...мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым (28). Эту же мысль Петр воспроизвел в другой форме, после того как Корнилий повторил историю о явлении ангела, послужившую основанием для вызова апостола (истинно познаю, что Бог нелицеприятен), и ниже опять в проповеди об Иисусе Христе (Сей есть Господь всех). Насколько это ново для Петра и других христиан из иудеев, можно судить по той обстоятельности, с какой Лука передал смысл и серьезность слов Господа в гл. 11. Иисус повелел Своим ученикам «научить все народы» (Мф 28:19), но им думалось, что для этого прежде всего народы следует обратить в иудейство.

Конечно, Петр, говоря, что Он [Бог] послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа, не предполагает, что его слушатели хорошо осведомлены об этих событиях (ср.: 2:22). Слова вы знаете (10:37) означают только «вы слышали», они призваны оттенить факт пребывания Петра в доме Корнилия: и мы свидетели всего, что сделал Он (39). И в самом деле, в этой проповеди Петра подробностей из жизни и служения Иисуса приводится больше, чем в любой другой проповеди в Книге Деяний.

В пассивной конструкции Его убили подчеркивается не вина иудеев, а то, что Бог изменил осуждение Иисуса людьми: Его убили... Сего Бог воскресил (ср.: 2:23, 24). Распятие вновь описывается словами повесивши на древе (см.: коммент. к 5:30). Ученики Иисуса с Ним ели и пили... по воскресении Его из мертвых — факт, который рассматривался в качестве свидетельства того, что Он воскрес в действительности (а не был только духом). Однако, как и в 1:4, эти слова указывают также на близость общения. Теперь Петр относится к близкому общению с язычниками, прежде запретному, благосклонно. Несомненно, слова Он повелел нам проповедовать людям (42) и всякий верующий в Него получит прощение грехов (43) следует читать, имея в виду проблему язычников. (О стилистических особенностях речи Луки см. коммент. к 2:14.)

Ст. 44−48 Петр еще не успел окончить речь, как язычники уверовали, что подтверждается сошествием на них Святого Духа. Свидетельством тому было то, что все слышали их говорящих языками и величающих Бога. Присутствующие верующие из обрезанных, как впоследствии и другие, в Иерусалиме (11:15−18), увидели в этом знамение, указывающее, что этих людей следовало приобщить к Телу Христову — Церкви. Столь выразительное знамение было необходимо, поскольку верующие изумились, как это дар Святого Духа мог излиться и на язычников. Здесь, как и в рассказе о евнухе (8:36), звучит вопрос: Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? Вопрос этот свидетельствует о вероятности возражений: как можно крестить тех, которые не являются полными иудеями (ср.: 11:18)?



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.