Деяния 3 глава

Деяния апостолов
Перевод Десницкого → Новый Библейский Комментарий

Перевод Десницкого

1 В три часа пополудни* Петр и Иоанн шли в Храм — было время молитвы*.
2 Там был человек, который не мог ходить от самого рождения: его каждый день приносили и сажали у храмовых ворот, что назывались Прекрасными, и там он просил подаяния у тех, кто приходил во Храм.
3 Увидев, что Петр с Иоанном собираются войти во Храм, он и у них попросил подаяния.
4 Петр с Иоанном присмотрелись к нему, Петр сказал:
— Взгляни на нас!
5 Тот пристально на них глядел в надежде что-то получить.
6 А Петр сказал:
— Нет у меня ни серебра, ни золота, но что есть, тем поделюсь: во имя Иисуса Христа из Назарета — встань и ходи!
7 И Петр, ухватив его за правую руку, поднял на ноги. Его ступни и лодыжки тотчас окрепли,
8 он вскочил и мог теперь стоять и ходить. Вместе с ними он вошел во Храм, ходил по нему вприпрыжку и славил Бога.
9 И весь народ увидел, как он ходит и славит Бога.
10 В нем узнали того самого человека, который сидел и просил подаяния у Прекрасных ворот Храма, и это событие привело их в трепет и изумление.
11 А поскольку он не покидал Петра и Иоанна, к ним в галерею, которую называли Соломоновой*, в удивлении собрался весь народ.
12 Видя это, Петр обратился к народу:
— Израильтяне! Чему это вы дивитесь? Что смотрите на нас, будто это мы своими силами или своим благочестием дали ему способность ходить?
13 Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог наших отцов прославил Отрока Своего Иисуса — а вы Его предали и от Него отреклись прямо перед Пилатом*, когда тот уже хотел Его освободить.
14 Вы отреклись святого и праведного Человека и выпросили помилование для убийцы*,
15 а Источник* Жизни погубили. Но Бог воскресил Иисуса из мертвых, чему и мы свидетели!
16 Вера в Его имя — вот причина тому, что вы увидели, что стало вам известно. Да, этому человеку придало сил Его имя, и вера, которая дарована от Него, совершила у вас на глазах это исцеление.
17 И все же, братья, я знаю: вы вместе с вашими начальниками поступили так с Иисусом по неведению.
18 Это Бог исполнил то, что предрек устами всех пророков: Его Христу предстояло пострадать.
19 Так покайтесь и обратитесь, чтобы были стерты ваши грехи!
20 И когда придут от Господа времена отдохновения*, Он пошлет вам Того, Кого уже прежде помазал — Иисуса Христа.
21 Ему надлежит пребывать на небесах до того срока, когда вернется на место всё, о чем говорил Бог устами святых пророков от века.
22 Вот что сказал Моисей: «Воздвигнет вам Господь, ваш Бог, подобного мне пророка, одного из ваших братьев — его слушайтесь во всем, что он скажет вам.
23 А всякая душа, которая не послушается того пророка, будет исторгнута из своего народа»*.
24 И все пророки, сколько их было от Самуила и далее, возвещали приход этого дня.
25 А вы — потомки этих пророков и участники завета, который Бог заключил с вашими праотцами, сказав Аврааму: «в потомстве твоем обретут благословение все племена Земли»*.
26 Бог послал Своего Отрока прежде всего к вам, чтобы Он вас благословил и каждого побудил оставить злые его дела.

Новый Библейский Комментарий

3:1 — 4:31 Случай при дверях Храма

Со временем христианские общины начали сталкиваться с противодействием со стороны правящей религиозной элиты Иерусалима; точно так же в свое время происходило и с Господом Иисусом. В данном, необычно долгом повествовании одно неизбежно влечет за собой другое. Счастливый и невинный дебют — чудесное исцеление — понятным образом привлекает толпу, и Петр полагает себя обязанным объяснить ей это событие, что он и делает, показав себя выдающимся благовестником. На сей раз Петр учит в притворе Соломоновом, выступая против представлений священников, саддукеев и начальников при Храме не только относительно Иисуса, но и воскресения. Поэтому, не одобрив подобной проповеди, власти доставляют Петра и Иоанна к перепуганным судьям (то был период нерешительности властей по отношению к новому религиозному течению), не знавшим, как поступить. И хотя апостолов в конце концов освобождают, из молитвы всей христианской общины, которая завершает эпизод в целом, ясно — Церковь реагирует на противодействие религиозных властей самым серьезным образом.

Ст. 1−2 Христиане продолжают посещать Храм, и вот однажды Петр и Иоанн проходят мимо калеки, расположившегося на своем привычном месте, где он долгое время просил милостыню, при дверях храма, называемых Красными. Для просящего подаяния это место выбрано как будто весьма удачно, поскольку народ, направляясь на богослужение, вряд ли мог пренебрегать им. В то же время ожидать милостыни в этом месте при столь оживленном движении могло быть и пустым занятием.

Ст. 4−5 Вот почему рассказчик говорит, что Петр и Иоанн всмотрелись в него. Происходит истинная встреча. Маршалл пишет: «То, что могло оказаться просто поводом к обезличенному, механическому подаянию, обернулось личным взаимодействием» (Marshall I. H., Acts [IVP, 1980], р. 88). В результате шансы калеки получить милостыню возросли, пусть и не слишком высоко.

Ст. 6 Ожидания читателя, только что прочитавшего (2:44−47), как христиане продавали имения и всякую собственность для помощи тем, кто нуждался, также укрепились. Но Лука стремится не к изображению великодушия, с каким христиане расстаются со своими деньгами, а старается пояснить, почему они считают материальное ценностью преходящей, временной. Христиане могут поделиться и чем-то более ценным. Петр обладает (и делится) целостностью, передающейся по вере во имя (или властью) Иисуса Христа.

Продолжая тему межличностного контакта, Лука рассказывает о том, как Петр взял этого человека за правую руку и поднял, вследствие чего вдруг укрепились его ступни и колена.

Ст. 8 Вид человека, которого прежде приходилось приносить к дверям Храма, а ныне начавшего не только ходить, но и скакать, восхваляя Бога, поражает еще больше, ибо во дворе Храма такая картина представлялась, должно быть, недостойным лицедейством.

Можно представить себе изумление и ужас народа, постепенно распознававшего в нем прежнего калеку.

Ст. 11 Соломонов притвор представлял собой портик с колоннадой вдоль восточной стороны внешнего двора Храма. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Сам Иисус учил там (Ин 10:23), и у христиан этот притвор был, видимо, излюбленным местом встреч (ср.: Деян 5:12). Исцеленный не отходил от Петра и Иоанна, и весь народ в изумлении сбежался к ним, словно сами ученики были «люди святые» или целители.

Ст. 12−16 О том, что Лука приводит лишь основное содержание проповедей, см.: коммент. к 2:14. Обращаясь к народу, Петр прежде всего рассеивает неправильное понимание причин чуда, отрицая какую-либо свою и Иоанна силу или благочестие. Он переводит внимание людей на Бога, Которому они поклонялись, и на Иисуса, Которого Бог оправдал и воскресил. В ст. 16 Петр, по-видимому, подразумевает, что даже вера их не происходит от них сама по себе. Более того, он говорит о призвании имени Христа и вере, которая от Него.

Как ранее в проповеди на праздновании Пятидесятницы, так и здесь много говорится о хорошо известном факте — отвержении народом Иисуса, причем здесь проводится резкий контраст между тем, что народ: отверг Христа, и тем, что Бог прославил Его, и ученики в этом — свидетели, подобно тому, как присутствующие здесь люди — свидетели исцеления хромого. И снова акцент в утверждении: Вы... Начальника жизни убили; Сего Бог воскресил из мертвых — сделан по формуле «вы убили, но Бог воскресил» и подчеркивает прославление Богом Того, Кто отвергнут людьми (см.: 4:11 ниже).

Ст. 17−21 Петр смягчает свое обвинение, брошенное народу, отвергнувшему Иисуса, и говорит: ...я знаю, братия, что вы... сделали это по неведению. Призыв (в ст. 19) покаяться и обратиться подразумевает и общее покаяние в грехах, и особое, необходимое после распятия Мессии. Неведение не освобождает их от необходимости покаяния, но и прямое участие в осуждении Иисуса не лишает возможности искупления.

Многие иудеи, наши современники, с нетерпением ждут пришествия Мессии, когда наступят времена покоя и благоденствия по всей земле. Если иудеи первого века думали подобным же образом (а это представляется весьма вероятным), тогда для Петра было важно пояснить, что, хотя иудейский Мессия уже являлся, мессианская эра во всей ее полноте установится только по Его втором пришествии (20). Участие его слушателей в этих временах отрады (20а), когда наступят времена совершения всего, что говорил Бог (21), зависит от их отношения к Иисусу.

Ст. 22−26 В своей проповеди Петр говорит об «отцах» (13) и «пророках» (18, 21, 24, 25). Он цитирует Моисея (Втор 18:15, 18, 19), чтобы пояснить опасность дальнейшего отвержения Избранника Божьего (23).

Проповедь завершается ясно выраженным отношением Петра к положению, занимаемому иудеями, как к исключительному. Он говорит им, что они сыны пророков и завета, что Иисус был послан к ним первым благословить их, и что именно посредством их благословятся все племена земные (см.: Быт 12:3; 18:18; 22:18).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.