Деяния 4 глава

Деяния апостолов
Перевод Десницкого → Новый Библейский Комментарий

Перевод Десницкого

1 Пока они говорили с народом, к ним подошли священники, начальник храмовой стражи и саддукеи*.
2 Их раздражало, что апостолы учили народ и говорили, что мертвые воскреснут, как Иисус*.
3 Они схватили апостолов и заключили под стражу до утра, ведь был уже вечер.
4 А многие из тех, кто их слышал, уверовали, и так число братьев выросло до пяти тысяч.
5 На следующий день в Иерусалиме собрались руководители, старейшины, книжники,
6 первосвященник Ханнан вместе с Кайафой*, Иоанном, Александром и прочими из рода первосвященника.
7 Поставив апостолов посреди своего собрания, они стали их спрашивать:
— Откуда у вас право так поступать, от чьего имени вы действовали?
8 Тогда Петр исполнился Святого Духа и ответил им:
— Руководители народа и старейшины!
9 Раз сегодня от нас требуют ответа за благодеяние немощному человеку: как это он исцелился? —
10 то да будет известно всем вам и всему израильскому народу, что этот человек стоит перед вами здоровым благодаря имени Иисуса Христа из Назарета. Вы распяли Его, но Бог воскресил Его из мертвых.
11 Это ведь о Нем сказано: «камень, что строители отвергли — он-то и стал краеугольным»*.
12 И ни в ком ином не найти исцеления, не дано людям под небом иное имя, которым мы должны обрести спасение.
13 Те с удивлением наблюдали смелость Петра и Иоанна (в них опознали спутников Иисуса), понимая, что это люди простые и неученые;
14 но, глядя на исцеленного человека, который стоял вместе с ними, не знали, что им возразить.
15 Тогда члены Синедриона* приказали апостолам выйти и стали совещаться.
16 Так они рассуждали:
— Как же нам быть с этими людьми? Из-за них произошло знаменательное событие, оно стало известно всем жителям Иерусалима и отрицать его невозможно.
17 Но чтобы всё это не распространялось в народе еще дальше, давайте пригрозим им и запретим с кем бы то ни было разговаривать об этом имени и тому подобном.
18 Апостолов снова позвали и приказали ничего не говорить и никого не учить тому, что связано с именем Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ:
— Правильно ли будет перед Богом подчиняться вам больше, чем Богу — сами посудите!
20 Мы не можем умолчать о том, что видели и слышали.
21 А те пригрозили апостолам и отпустили их, поскольку не нашли, за что их наказать, да еще и весь народ прославлял Бога за всё, что случилось.
22 А человеку, с которым произошло это чудесное исцеление, было лет сорок.
23 Когда апостолов отпустили, они отправились к своим и пересказали им все речи первосвященников и старейшин.
24 Тогда все единодушно возвысили голос к Богу с молитвой:
— Владыка, Ты сотворил небо и землю, море, и всё, что в них!
25 Ты сказал Святым Духом устами отца нашего и отрока Твоего Давида:
«Зачем язычники ярятся,
народы замышляют пустое?
26 Восстали земные цари
и правители собрались воедино
против Господа и против Христа Его»*.
27 И в самом деле, они собрались в этом городе против Святого Отрока Твоего Иисуса, Которого Ты помазал: Ирод* и Понтий Пилат, язычники и израильтяне вместе, —
28 чтобы исполнить предначертанное рукой Твоей по воле Твоей.
29 И теперь, Господи, услышь, как они нам грозят, и дай слугам Твоим смело возвещать Твое слово,
30 ведь Ты простираешь Свою руку, чтобы исцелять, творить знамения и чудеса именем святого Отрока Твоего Иисуса.
31 И когда они помолились, место, где они находились, сотряслось, все исполнились Святого Духа и смело возвещали Божье слово.
32 У всего множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто не называл собственного имущества своим, а всё у них было общим.
33 Апостолы с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса, и на всех них была великая благодать.
34 Среди них никто не испытывал нужды: кому принадлежали владения или дома, продавали их, приносили вырученные деньги
35 и клали к ногам апостолов. Эти деньги распределялись в соответствии с нуждой каждого.
36 Был один левит* с Кипра, Иосиф, которого апостолы прозвали Варнава (имя переводится как «сын утешения»),
37 а у него было поле — так вот он продал его, принес деньги и положил к ногам апостолов.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−4 Книга Деяний — это история триумфального шествия Благой вести от иудеев к остальному миру, но не следует забывать, что оно берет начало от иудеев, которых Бог приготовил посредством их исторических судеб и Писаний. Хотя далее по содержанию книги Благая весть достигает некоторых интересных мест и людей, мы уже ни разу не увидим столь массовой, позитивной реакции на призыв Божий, какая описана во 2:41 и здесь, в 4:4, когда число последователей Христа увеличилось приблизительно до пяти тысяч.

Между тем реакция на Благую весть не была однозначно позитивной. Некоторых представителей храмового начальства возмутило не то, что здесь проповедовали прежние ученики Иисуса, а то, что апостолы учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых. Представьте себе ваши чувства, когда бы некие сектанты стали проповедовать собственные учения в молитвенном доме вашей общины. То, что проповедовали эти галилеяне, в общем, было допустимо, однако саддукейская часть руководства Храма всегда ожесточалась на всякого, провозглашавшего воскресение, поскольку считалось, что Священное Писание не учит этому (ср.: Лк 20:27).

Ст. 5−12 После ночи, проведенной в темнице, Петра и Иоанна доставляют на заседание высшей судебной инстанции Израиля. Вопрос, заданный им (Какою силою или каким именем вы сделали это 7), мог означать: «Кто дал вам право на такое деяние?», иначе говоря, их спрашивают: «Кем это вы себя почитаете?» Реакция власть имущих в ст. 13 указывает, что в ответе они по существу не нуждались; с точки зрения властей и иудейской религии, не было на земле власти выше власти первосвященника, занимающего эту должность в данный момент.

Заданный вопрос, вероятно, относился к учению и проповеди воскресения из мертвых; именно в этом заключалась проблема, указанная выше, в 4:2. Однако неопределенность постановки этого вопроса позволяет Петру обратиться к акту благодеяния — исцелению калеки. В конце концов весь эпизод возник в связи с тем, что Петр принялся толковать восторженной толпе об исцелении.

В ст. 10, 11 тема снова полностью трансформируется аналогично 2:23, 24 и 3:15. Как и в тех отрывках, акцент делается не на греховности народа, а на том, что преступное решение было аннулировано Верховной властью, изменено Богом.

Ответ на вопрос появляется в ст. 12: Петр говорит о власти, превышающей власть первосвященника, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

Ст. 13−17 Смелость Петра и Иоанна в данной ситуации поразительна. Еще большей эта смелость кажется нам, знающим то, что не было известно синедриону: ведь Петр бежал в страхе прочь, когда некоторые из этих самых людей осудили Иисуса несколько недель назад. Не найдя в себе сил тогда выдержать очную ставку с первосвященником, Петр робко заявлял о своем алиби его слугам (Лк 22:54−62).

На совещании синедриона вопрос об истинности апостольских заявлений не решался, боялись лишь об одного — чтобы более не разгласилось это в народе.

Ст. 18−22 Получив приказание отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса, Петр и Иоанн смело отвечают: Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога. Противопоставить свое понимание Божьей воли пониманию первосвященника и синедриона было притязанием не малым. Здесь, как на протяжении всего повествования, подчеркивается неминуемость: Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.

Слова о том, что лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления, указывают на радикальность перемены, происшедшей с ним (так как хромота его была врожденной; 3:2), а также поясняют, что этот нищий был, видимо, всем хорошо знаком.

Ст. 23−31 Оба апостола возвращаются к своим и рассказывают о происшедшем. И ученики в общей молитве возвышают голос к Богу. Но это не молитва победы, прославляющая освобождение апостолов, а просьба об отваге и силе, необходимых ученикам, чтобы выдержать ожидаемое, пророчески предсказанное противодействие. Здесь приводится новая цитата из Псалтири (Пс 2:1, 2). Если верующие упоминают о сговорившихся между собой иудейском царе Ироде и римском правителе Понтии Пилате, и о язычниках, тайно замышляющих преступление вкупе с народом Израильским (27), то ясно: они понимают, что ныне всякий настроен против них, как в свое время всякий был против Иисуса. Однако удивительно — они молятся вовсе не о поражении сил зла или о своей безопасности, но о смелости и руке Божьей на исцеление и совершение знамений и чудес. Ответ на их молитву сопровождается колебанием земли и исполнением их просьбы — они стали говорить слово Божие с дерзновением.

4:32 — 5:11 Лицемерие в ранней Церкви

Описав «боевое крещение» первохристианской общины в начавшихся столкновениях с внешними силами, Лука приступает к рассказу о том, что не все было в полном порядке и внутри Церкви. Данный подраздел открывается кратким обобщением (почти так же, как и 2:43−47), которое предстает введением в рассказ о событиях малоприятных, случившихся уже внутри самой христианской общины (история Анании и Сапфиры).

Ст. 32 Как и в главе 2, здесь важным представляется не то, кому принадлежит некая собственность, но отношение верующих к частной собственности вообще. Мы снова слышим, что имущество продавали, чтобы обеспечить нуждающихся, но это не было непременным условием членства в общине (34).

Ст. 36, 37 В качестве примера подобного отношения выступает Варнава... родом Кипрянин; далее в Книге Деяний ему предстоит сыграть важную роль.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.