Деяния 4 глава

Деяния апостолов
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 Пока они говорили с народом, к ним подошли священники, начальник храмовой стражи и саддукеи*.
2 Их раздражало, что апостолы учили народ и говорили, что мертвые воскреснут, как Иисус*.
3 Они схватили апостолов и заключили под стражу до утра, ведь был уже вечер.
4 А многие из тех, кто их слышал, уверовали, и так число братьев выросло до пяти тысяч.
5 На следующий день в Иерусалиме собрались руководители, старейшины, книжники,
6 первосвященник Ханнан вместе с Кайафой*, Иоанном, Александром и прочими из рода первосвященника.
7 Поставив апостолов посреди своего собрания, они стали их спрашивать:
— Откуда у вас право так поступать, от чьего имени вы действовали?
8 Тогда Петр исполнился Святого Духа и ответил им:
— Руководители народа и старейшины!
9 Раз сегодня от нас требуют ответа за благодеяние немощному человеку: как это он исцелился? —
10 то да будет известно всем вам и всему израильскому народу, что этот человек стоит перед вами здоровым благодаря имени Иисуса Христа из Назарета. Вы распяли Его, но Бог воскресил Его из мертвых.
11 Это ведь о Нем сказано: «камень, что строители отвергли — он-то и стал краеугольным»*.
12 И ни в ком ином не найти исцеления, не дано людям под небом иное имя, которым мы должны обрести спасение.
13 Те с удивлением наблюдали смелость Петра и Иоанна (в них опознали спутников Иисуса), понимая, что это люди простые и неученые;
14 но, глядя на исцеленного человека, который стоял вместе с ними, не знали, что им возразить.
15 Тогда члены Синедриона* приказали апостолам выйти и стали совещаться.
16 Так они рассуждали:
— Как же нам быть с этими людьми? Из-за них произошло знаменательное событие, оно стало известно всем жителям Иерусалима и отрицать его невозможно.
17 Но чтобы всё это не распространялось в народе еще дальше, давайте пригрозим им и запретим с кем бы то ни было разговаривать об этом имени и тому подобном.
18 Апостолов снова позвали и приказали ничего не говорить и никого не учить тому, что связано с именем Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ:
— Правильно ли будет перед Богом подчиняться вам больше, чем Богу — сами посудите!
20 Мы не можем умолчать о том, что видели и слышали.
21 А те пригрозили апостолам и отпустили их, поскольку не нашли, за что их наказать, да еще и весь народ прославлял Бога за всё, что случилось.
22 А человеку, с которым произошло это чудесное исцеление, было лет сорок.
23 Когда апостолов отпустили, они отправились к своим и пересказали им все речи первосвященников и старейшин.
24 Тогда все единодушно возвысили голос к Богу с молитвой:
— Владыка, Ты сотворил небо и землю, море, и всё, что в них!
25 Ты сказал Святым Духом устами отца нашего и отрока Твоего Давида:
«Зачем язычники ярятся,
народы замышляют пустое?
26 Восстали земные цари
и правители собрались воедино
против Господа и против Христа Его»*.
27 И в самом деле, они собрались в этом городе против Святого Отрока Твоего Иисуса, Которого Ты помазал: Ирод* и Понтий Пилат, язычники и израильтяне вместе, —
28 чтобы исполнить предначертанное рукой Твоей по воле Твоей.
29 И теперь, Господи, услышь, как они нам грозят, и дай слугам Твоим смело возвещать Твое слово,
30 ведь Ты простираешь Свою руку, чтобы исцелять, творить знамения и чудеса именем святого Отрока Твоего Иисуса.
31 И когда они помолились, место, где они находились, сотряслось, все исполнились Святого Духа и смело возвещали Божье слово.
32 У всего множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто не называл собственного имущества своим, а всё у них было общим.
33 Апостолы с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса, и на всех них была великая благодать.
34 Среди них никто не испытывал нужды: кому принадлежали владения или дома, продавали их, приносили вырученные деньги
35 и клали к ногам апостолов. Эти деньги распределялись в соответствии с нуждой каждого.
36 Был один левит* с Кипра, Иосиф, которого апостолы прозвали Варнава (имя переводится как «сын утешения»),
37 а у него было поле — так вот он продал его, принес деньги и положил к ногам апостолов.

Новой Женевской Библии

4:1 священники. Какое-то число священников, совершающих свое служение при храме в определенную им неделю (Лк 1:8, 23), находились вблизи притвора Соломона и могли слышать, как Петр объявил Иисуса Мессией. Встревоженные этим учением, они, вероятно, призвали начальника храмовой стражи и дали знать саддукеям.

4:2 проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых. Саддукеи, в отличие от фарисеев, не верили в телесное воскресение (23:6−8). Саддукеи были сильно раздосадован тем, что апостолы не только учили народ, но учили, что воскресение из мертвых Иисуса служит доказательством воскресения из мертвых вообще (ср. 1Кор 15:12−20).

4:3 отдали их под стражу... ибо уже был вечер. Поступить так заставила необходимость: жертвоприношения в храме были окончены, и ворота храма заперты; официальные действия синедриона приходилось отложить на следующий день.

4:5 начальники их и старейшины, и книжники. Из этих групп состоял иудейский религиозный совет — синедрион (см. ком. к 5:21).

4:6 Перечисленные в этом стихе лица составляли, так сказать, исполнительный комитет совета. Анна, тесть Каиафы, официального первосвященника (Ин 18:13), здесь сам назван первосвященником. Он был закулисной движущей силой, и, вероятно, многие иудеи продолжали считать его первосвященником, так как это служение было пожизненным. Римляне сместили его в 15 г. по Р.Х. Иоанн — это, возможно, Ионафан, сын Анны, который был назначен первосвященником в 36 г. по Р.Х., или Ионафан бен Закхей, возглавивший Великую синагогу после падения Иерусалима. Об Александре ничего не известно.

4:7 каким именем. Ответ дан в ст. 10: «именем Иисуса Христа Назорея».

4:8 исполнившись Духа Святаго. См. 2:4; Еф 5:18.

4:11 камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла. В Книге Деяний речи с апологией евангельской проповеди часто содержат ссылки на исполнение ветхозаветных пророчеств; здесь цитируется Пс 117:22 (это же место приводится в Мф 21:42; 1Пет 2:7; ср. Рим 9:33).

4:12 нет другого имени. В имени Иисуса заключалась единственная надежда физического исцеления хромого от рождения человека; точно так же в имени Иисуса — единственная надежда духовного исцеления человечества. См. статью «Значение спасения».

4:13 некнижные. Т.е. неграмотные. Смелость и познания неученых галилейских рыбаков удивили синедрион. Отметив, что «они были с Иисусом», суд, несомненно, припомнил, как Сам Иисус, не учившийся при храме, поразил их Своим умом и познаниями (Лк 2:46−47; Ин 7:15).

4:19 слушать вас более, нежели Бога. Право религиозного поклонения и проповеди выше государственных прав. В свою очередь, право совести христианина перед Богом проповедовать Евангелие выше прав синедриона. Государство — слуга, утвержденный Богом для поддержания мира и порядка (Рим 13:1−7).

4:24 возвысили голос к Богу. Такое действие было естественным следствием общения апостолов с Иисусом: они привыкли поступать так в подражание Ему (2:42).

Владыко Боже. Такое обращение выражает высшую творческую силу и власть Господа над всем Его видимым творением (Иер 10:12) и над делами человеческими (ст. 25−26).

4:25 устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым. Это — утверждение богодухновенности Писания. Священнописатели говорили и писали под руководством Духа (2Пет 1:21).

4:27 Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским. Верующие справедливо понимали, что ответственность за распятие Иисуса несут равно иудеи и язычники. То были Ирод Антипа, сын Ирода Великого, тетрарх (правитель, подвластный римлянам) Галилеи и Переи (Лк 3:1; Лк 23:6−7), и Понтий Пилат, римский прокуратор (правитель) Палестины в 26−36 гг. по Р.Х. (Лк 3:1; Лк 23:1−24).

народом Израильским. Первосвященники и старейшины убедили народ отвергнуть Иисуса и просить освобождения Вараввы (Мф 27:20−26).

4:28 предопределила рука Твоя и совет Твой. Ничто, даже неправедное предание смерти Сына Божия, не случается без воли Божией и Его попущения. Непреложность плана Божия относительно мира установлена Его «советом» и утверждена Его всемогущей «рукой» (т.е. силой). Уже первые главы Книги Деяний говорят о взаимосочетании всемогущества Божия и ответственности человека. Предавшие Иисуса смерти действовали согласно Божиему предопределению, однако были морально ответственны за свои действия (3:15).

4:29 Эта молитва верующих — пример того, как церковная община должна укрепляться и воодушевляться силой Божией свыше. Перед лицом угрозы физического насилия Церковь признавала, что все происходящее — в руке Божией (ст. 28), и, вдохновляемая этим сознанием, испрашивала себе силы и мужества.

Господи. Словом «кириос» в Септуагинте (греческом переводе ВЗ) переведено Божественное имя Яхве. В НЗ оно равно применяется к Богу и ко Христу (2:36; 7:31).

4:32−35 Благодаря тому, что у верующих «было одно сердце» (ст. 32), они чутко относились к нуждающимся членам общины и потому помогали им, продавая землю и передавая вырученные средства апостолам. Это даяние совершалось добровольно, а не по принуждению (5:4).

4:33 о воскресении Господа Иисуса Христа. Наивысшим доказательством спасения, совершенного Иисусом Христом, было Его воскресение из мертвых. Апостолы в качестве главных очевидцев должны были свидетельствовать об этом искупительном событии (1:22).

благодать. Она присутствовала в свидетельстве и в жизни апостолов.

4:36 Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою... левит. В ВЗ левиты не унаследовали земли, как прочие колена, хотя им были выделены города (Нав, гл. 21). Однако к новозаветному времени левит, каким был Иосия Варнава, вполне уже мог обладать землей, но, по-видимому, не в Палестине, а в других местах — на Кипре, например. Не исключено, что земля эта была собственностью его жены. Здесь впервые упомянут Варнава; в дальнейшем повествовании неоднократно встречаются свидетельства о служении этого христианина.

4:37 у которого была своя земля, продав ее. В качестве «сына утешения» (ст. 36) Варнава явил добрый пример христианина, жертвующего на нужды собратий (в отличие от себялюбивых Анании и Сапфиры, 5:1−11). Позже Варнава вступился за Павла (9:27), оказал поддержку общине в Антиохии Сирийской (11:22), играл видную роль в проповеди в иных странах (13:2−3) и успешно продолжал миссионерскую деятельность, хотя в одном случае разошелся во мнениях с Павлом (15:37−39).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.