Деяния 15 глава

Деяния апостолов
Перевод Десницкого → Новый Библейский Комментарий

Перевод Десницкого

1 Тогда из Иудеи в Антиохию пришли люди, которые стали учить братьев, что если они не совершат обрезания по Моисееву закону, то не спасутся.
2 У Павла и Варнавы вышли с ними горячие разногласия и споры, и было решено, чтобы Павел и Варнава вместе с некоторыми из этих людей пошли в Иерусалим к апостолам и старейшинам обсудить этот вопрос*.
3 Посланцы антиохийской церкви отправились в путь через Финикию и Самарию. По дороге они рассказывали братьям об обращении язычников, вызывая всеобщую радость.
4 Когда они пришли в Иерусалим, их приняла церковь во главе с апостолами и старейшинами, и они рассказали обо всем, что совершил через них Бог.
5 А некоторые из секты фарисеев, кто тоже принял веру, стали говорить, что ради соблюдения Моисеева закона всех надо обрезать*.
6 Апостолы и старейшины собрались, чтобы разобрать этот дело.
7 Спорили долго, а потом поднялся Петр и сказал:
— Братья! Вы же знаете, что Бог издавно избрал изо всех вас именно меня нести язычникам евангельское слово и обращать их к вере*.
8 Богу открыты людские сердца, и Он дал им во свидетельство Святого Духа, как и нам самим,
9 так что нет никакого различия между нами и ними. Он очистил их сердца верой!
10 К чему вам теперь подвергать Бога испытанию и налагать на шею учеников то ярмо, которого не могли понести ни наши отцы, ни мы сами?
11 Мы ведь верим, что нас, равно как и их, спасает вера в Господа* Иисуса!
12 Тогда всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла. Они рассказывали, какие знамения и чудеса сотворил через них Бог.
13 А когда умолкли и они, выступил Иаков:*
— Выслушайте меня, братья!
14 Симон поведал нам, как Бог прежде избрал один из всех народов, чтобы наречь его Своим именем.
15 С этим согласуются слова пророков, как написано:
16 «Затем Я возвращусь
и воздвигну рухнувший шатер Давида*,
что разрушено в нем — восстановлю,
исправлю его.
17 Тогда прочие люди взыщут Господа
и над язычниками наречется Мое Имя —
говорит Господь, и Он это свершит,
18


как от века известно»*.
19 Потому я считаю, что нам не нужно излишне обременять тех, кто обратился к Богу из числа язычников.
20 Только надо им написать, чтобы они воздерживались от пищи, которая осквернена идолослужением, от блуда, мяса удавленных животных и крови*.
21 А Моисеев закон с древнейших времен возвещается по синагогам в каждом городе, его читают по субботам в синагогах.
22 Тогда апостолы с пресвитерами и всей церковью решили избрать из своей среды несколько человек и отправить их в Антиохию с Павлом и Варнавой. Ими стали Иуда по прозванию Варсавва и Сила — известные среди братьев люди*.
23 С ними передали такое письмо: «Апостолы и старейшины братски приветствуют своих собратьев из числа бывших язычников в Антиохии, Сирии и Киликии*.
24 Поскольку мы узнали, что некоторые из нашего числа пришли и смутили ваши души речами, которые мы им не поручали произносить,
25 мы собрались вместе и единодушно решили избрать и отправить к вам своих людей вместе с Варнавой и Павлом
26 (а эти двое всю свою жизнь готовы положить за имя Господа нашего Иисуса Христа).
27 Итак, мы отправили к вам Иуду и Силу, они подтвердят вам наше решение устно.
28 Мы по внушению Святого Духа решили не возлагать на вас никакого ярма, кроме необходимого:
29 воздерживаться от пищи, принесенной в жертву идолам, от крови, мяса удавленных животных и блуда. Соблюдая эти правила, вы поступите верно. Будьте здоровы!»
30 Посланцы пришли в Антиохию, собрали всех и передали это послание.
31 Все, кто его прочитал, обрадовались такому утешению.
32 Иуда и Сила и сами были пророками, так что они своими речами ободрили и укрепили братьев.
33 В Антиохии посланники пробыли некоторое время, а потом братья проводили их с миром обратно.
34 Впрочем, Сила решил с ними и остаться, а в Иерусалим вернулся только Иуда*.
35 Павел и Варнава пребывали в Антиохии; вместе со многими другими они учили народ и возвещали Евангелие, Божье слово.
36 Через некоторое время Павел предложил Варнаве:
— Давай сходим и проведаем братьев во всех тех городах, где мы проповедовали Слово Божье: как идут у них дела?
37 Варнава хотел было взять с собой Иоанна, которого еще звали Марком.
38 Но Павел не хотел этого, ведь Марк их покинул в Памфилии и решил не принимать участия в их трудах.
39 После острого спора они расстались, так что Варнава, взяв с собой Марка, отплыл на Кипр,
40 а Павел выбрал в спутники Силу, и братья поручили его милости Господней.
41 Они отправились в путь по Сирии и Киликии, укрепляя созданные там церкви*.

Новый Библейский Комментарий

15:1 — 16:5 Иерусалимский собор и решение вопроса о язычниках

Этот важный эпизод вновь обнаруживает готовность Луки говорить не только об успехах Церкви, но также и о разногласиях, и конфликтах внутри ее. Именно успех миссии к язычникам был причиной того кризиса, который здесь обсуждается.

Ст. 1−2 Быть может, здесь говорится о тех же самых людях (некоторые, пришедшие из Иудеи) и тех же разногласиях (немалое состязание), что и в Гал 2:12 (см.: Примечание ниже).

Ст. 2−6 Современному читателю трудно осознать, каким неотразимым аргументом представлялись первым христианам из иудеев слова если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Многовековое чтение новозаветных авторов притупило остроту этого вопроса для нас. Иудео-христиане верили, что Бог Писаний (тогда, конечно, не было никакого Нового Завета) — это Бог, Который послал Иисуса. Иисус был иудейским Мессией, ответом на еврейские вопросы, исполнением иудейского закона и пророков, Посланником Того Самого Бога, Который создал эти законы и этих пророков. Как может человек заявлять, что принимает Иисуса и Отца, Который послал Его, и в то же время отворачиваться от всего остального, что говорил и требовал Бог? И даже тем христианам из иудеев, которые готовы были видеть, как «и язычники» (10:45; 11:18) приобщаются к избранному народу, наверное, казалось, что «приобщаться» им следует со всей полнотой, т. е. сначала (прежде чем помышлять о превращении в полноправных верующих иудеев) стать просто иудеями. Даже Павел некоторое время спустя пишет в Послании к Римлянам о язычниках, как о привитых к иудейству (Рим 11:17−21). Тем не менее времена совершенно определенно меняются, поскольку Павел и Варнава, рассказывая по пути в Иерусалим об обращении язычников... производили радость великую во всех братиях, и это кажется более здравым, чем то отношение, с которым столкнулся Петр в 11:1−3.

Ст. 7 После долгих прений по данному вопросу Петр обратился к Апостолам и пресвитерам, напомнив им о своем опыте в связи с Корнилием. Наверное, он подчеркивал, что совершаемое Павлом и Варнавой по существу не было новым по сравнению с тем, что Бог содеял в свое время через Петра: Бог от дней первых избрал из нас меня, чтоб из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали.

Ст. 8−9 Как и в главах 10 и 11, становится ясно, что поразительное излияние Святого Духа на Корнилия и его дом было необходимо, чтобы и другие верующие не сомневались, что Бог почитает их равными: Бог не положил никакого различия между нами и ими и даровал им Духа Святого, как и нам.

Кроме того, Петр подчеркивает: ...мы веруем, что... спасемся, как и они, т. е. спасемся благодатию, а не игом повиновения закону. Эта часть аргументации Петра столь близка тому, о чем пишет Павел в своих посланиях, что есть основание задуматься, не отражаются ли здесь упреки Павла, воспринятые и признанные Петром (Гал 2:11−21)?

Ст. 12 Только после выступления Петра миссионеры из Антиохии рассказали о своих впечатлениях среди язычников. И снова имя Варнавы упоминается первым. Именно он первым представил Павла верующим в Иерусалиме (9:26, 27).

Ст. 13−21 Судя по ответу Иакова, он был облечен властью, хотя никаких подробностей на этот счет Лука не при водит (см.: коммент, к 12:17 и 21:18). Интересно, что по делу такой важности Церковь устраивает собор и принимает решение, а не пытается познать волю Божью посредством жребия (как в гл 1) или прямого обращения к пророкам, которые, по-видимому, присутствовали на соборе и были, несомненно, почитаемы (15:22, 32). Слова пророков — это фразы и мысли из Иер 12:15; Ам 9:11, 12 и Ис 45:21. Мнение Иакова выражено следующими словами: ...я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников. Они спасены только благодатью, и никаких ограничений на них Бог не возлагал. Тем не менее мудрый Иаков предлагает язычникам ради мира и согласия воздерживаться от некоторых вещей, противных закону Моисея. Дело в том, что иудейский кодекс поведения был так хорошо известен, что верующие из евреев (по всей видимости, и язычники, боящиеся Бога) ожидали определенных уступок в отношении того, чему Бог (по их представлениям) отдавал предпочтение.

Ст. 22−29 Письменное сообщение о соборном решении было послано прежде всего в Антиохию, поскольку возражения в отношении наставлений Павла и Варнавы возникли именно там. Это письмо было передано не только через самих миссионеров, но также через Иуду и Силу, последний из которых позднее станет миссионерским спутником Павла (40; см. также: 1Фес 1:1; 2Фес 1:1). Этих братьев послали с тем, чтобы они изъяснили то же и словесно, поскольку написанному слову, пусть оно и более «неизменно», все же еще часто предпочитали «живое слово откровения». Эти свидетели окажутся впоследствии в Антиохии весьма полезными, если протестующие, описанные в 15:1, были теми же, что представлены в Гал 2, и заявляли о полномочиях, полученных ими от Иакова (о соотношениях этого эпизода с содержанием Послания к Галатам см.: Примечание ниже). В соборном послании четко указывалось, что некоторые самозванные проповедники требовали от уверовавших язычников того, чего мы им не поручали.

Как можно было убедиться из предыдущих глав Книги Деяний, иудеи, становясь христианами, по-прежнему оставались иудеями и назывались иудео-христианами. Вопрос состоял в следующем: необходимо ли обрезание для язычников, чтобы стать иудео-христианами (15:1)? Собор совершенно определенно ответил на этот вопрос отрицательно. Ни в речи Иакова, ни в письменном сообщении о соборном решении нет ни слова о необходимости обрезания. Однако этот вопрос тесно увязывался с другим: если служение истинному Богу подразумевало определенный нравственный подтекст (о чем всякий современник должен был знать; 15:21), то могли ли христиане из язычников безопасно пренебрегать иудейским законом? В ответе собора дается мудрое решение этого вопроса: христианам из язычников не надо становиться иудеями, но и поступать впредь, как поступают типичные язычники, также не следует.

Для современного читателя загадка Иаковлева перечня состоит как в том, почему сюда включены одни нравственные императивы, так и в том, почему другие важные императивы исключены (поскольку искренне уверовавшие язычники не должны были, например, воровать). Дело в том, что «типичное поведение язычника» воспринималось именно так, как было отражено в соборном перечне, а верующие должны были поступать, как слуги истинного Бога, а не как обыкновенные язычники того времени.

Что касается культурного, специфически иудейского бремени, то оно не было необходимым для спасения язычников, хотя соблюдение иудейского закона могло значительно облегчить для всех верующих общение друг с другом, проведение богослужений и совместных трапез. Кроме того, это могло свидетельствовать неверующим о том, что данный, конкретный человек полностью переменился и ныне является последователем живого Бога. Иаков и весь собор неоднократно упоминают об этом, как о затруднении, бремени, возлагаемом на уверовавших из язычников (15:19, 24, 28), однако бремя это легкое. Письмо заканчивается словами: Соблюдая cue, хорошо сделаете. Павел рассуждает на эту тему в Первом послании к Коринфянам, где его толкование состоит в том, что все «позволительно», но не все «полезно» (1Кор 10:23).

Ст. 31 В Антиохии соборное решение было принято с радостью, так же как и сами Иуда с Силой.

Ст. 35−36 Проведя некоторое время в Антиохии, Павел и Варнава решили пойти опять, посетить места, в которых они побывали первоначально, чтобы посмотреть, как там идут дела.

Ст. 37−41 К сожалению, между старыми друзьями, Варнавой и Павлом, возникало разногласие, из-за которого произошло такое огорчение, что они разлучились друг с другом. Разногласие касалось Иоанна, называемого Марком, которого Павел считал дезертиром (см.: 13:13 и выше коммент. к 12:5). Лука уклонился от описания данного инцидента и ничего не сказал об отношениях Павла и Марка в дальнейшем; об этом мы узнаем из более поздних посланий Павла: Кол 4:10; 2Тим 4:11; Флм 24; все три послания также упоминают о Луке в нескольких стихах! Вместе с Павлом в дорогу отправился Сила (16:47; 1Фес 1:1; 2Фес 1:1), называемый иногда Силуаном.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.