Деяния 13 глава

Деяния апостолов
Перевод Десницкого → Новый Библейский Комментарий

Перевод Десницкого

1 В той церкви, которая находилась в Антиохии, были пророки и учителя: Варнава, Симеон по прозванию Нигер, Лукий из Кирены, Манаин, который воспитывался вместе с тетрахом Иродом*, и Савл.
2 Однажды они совершали служение Господу и постились, и тогда Святой Дух им сказал:
— Назначьте Мне Варнаву и Савла на особое дело, к которому Я их и призвал.
3 Тогда они после поста и молитвы возложили на них руки и отправили в путь.
4 И эти двое по внушению Святого Духа пришли в Селевкию*, а оттуда отплыли на Кипр.
5 Там, в Саламине*, они проповедовали Слово Божье в иудейских синагогах. При них был еще Иоанн* как помощник.
6 Так они прошли по всему Кипру вплоть до Пафоса*, где встретили одного человека, волшебника и лжепророка. Он был иудеем и звали его Бар-Иисус,
7 и он был близок к проконсулу* Сергию Павлу, а тот был человеком разумным. И вот он позвал Варнаву и Савла, чтобы услышать от них Слово Божье.
8 Но Элима (так можно перевести имя того самого волшебника)* им противодействовал, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Тогда Савл (то есть Павел*) исполнился Святого Духа, сурово на него взглянул
10 и сказал:
— Дьяволово ты отродье, враг всякой правды! Тебя до краев переполняют коварство и злодейство! Так и не перестанешь извращать прямые пути Господни?
11 Но теперь тебя настигла рука Господня: будешь ты до срока слеп и не будешь видеть солнца.
И тотчас его окутали мгла и тьма, стал он метаться в поисках поводыря.
12 А проконсул увидел, что случилось, и уверовал, пораженный учением Господним.
13 Затем Павел вместе со спутниками отплыл из Пафоса в Пергу, что в Памфилии. Там Иоанн оставил их и вернулся в Иерусалим*.
14 Из Перги они отправились в Антиохию Писидийскую*. В субботний день они пришли в синагогу и заняли места.
15 Когда закончили читать закон и пророков, начальник синагоги передал им приглашение:
— Братья, если есть у вас, что сказать для утешения народа, говорите!*
16 Тогда Павел поднялся, сделал знак рукой и сказал:
— Израильтяне и все, кто боится Бога*, послушайте!
17 Бог, которого почитает этот народ, Израиль, избрал наших праотцев*. В чужой египетской земле Он возвысил наш род и вывел их оттуда могучей Своей рукой,
18 а потом сорок лет заботился о них в пустыне.
19 В Ханаанской земле он истребил семь народов, чтобы их землю передать в наследие израильтянам,
20 и потом давал им вождей вплоть до пророка Самуила — четыреста пятьдесят лет.
21 Затем они попросили царя, и Бог дал им Саула, сына Киша, из племени Вениамина — еще на сорок лет.
22 Но затем отверг его и поставил Давида, о котором Сам и принес свидетельство: «Я нашел Давида, сына Иессея — вот кто мне по сердцу, кто исполнит все желания Мои»*.
23 Из числа его потомков Бог по Своему обещанию послал Израилю спасителя Иисуса.
24 А перед тем, как Он явился, Иоанн* призвал весь народ Израиля в знак покаяния принять крещение.
25 А когда Иоанн приблизился к финишной черте, то говорил: «Вы меня принимаете за Того, Кто должен прийти, но я — не Он. Он идет вслед за мной и я недостоин развязать ремешок на его сандалиях».
26 Братья — потомки Авраама и все те из вас, кто боится Бога! Эта спасительная весть обращена к вам.
27 Жители Иерусалима вместе с своими начальниками Его не признали и осудили, исполнив предсказания пророков, которые читаются каждую субботу.
28 Хотя они не нашли за Ним никакой вины, достойной казни, но уговорили Пилата Его убить
29 и так исполнили всё, что было о Нем сказано в Писании. Они сняли Его с креста и положили в гробницу,
30 но Бог воскресил Его из мертвых.
31 И много дней Он являлся тем, кто вместе с Ним пришли из Галилеи в Иерусалим, а теперь они свидетельствуют о Нем перед всем народом.
32 И мы возвещаем вам евангельскую весть о том, как исполнилось данное нашим праотцам обещание.
33 Он это сделал ради нас, их потомков, когда воскресил Иисуса, как и написано во втором псалме: «Ты Мне Сын, ныне Я Тебя породил»*.
34 А о том, что Бог воскресил Его из мертвых, чтобы Его уже никогда не коснулось тление, сказано: «дарую вам то благо, что Давиду Я обещал»*.
35 И в другом месте Писания говорится: «не дашь тлению коснуться того, кто Тебя чтит»*.
36 Давид исполнял волю Божью в своем поколении людей, он умер, приложился к праотцам и его коснулось тление.
37 А Того, Кого воскресил Бог, тление не коснулось.
38 Так пусть вам, братья, будет известно, что так возвещается вам прощение грехов. В законе Моисеевом вы не находили для себя оправдания,
39 а кто уверует в то, о чем я сказал, обретет праведность*.
40 Берегитесь, чтобы с вами не случилось того, о чем говорили пророки:
41 «Полюбуйтесь-ка, насмешники,
изумитесь — и сгиньте!
Собираюсь Я сделать в ваши дни такое,
что вы бы рассказу о таком не поверили»*.
42 Когда они уже выходили из синагоги, их попросили и в следующую субботу продолжить об этом говорить.
43 А когда собрание было распущено, многие из иудеев и чтущих Бога прозелитов пошли за Павлом и Варнавой, а те продолжали с ними беседовать и убеждали их предаться Божьей благодати.
44 В следующую субботу там собрался почти весь город, чтобы послушать Слово Господне.
45 А иудеи, завидев эти толпы, исполнились зависти и стали с оскорблениями возражать на речи Павла.
46 Тогда Павел и Варнава сказали им прямо:
— Вы — первые, к кому должно было быть обращено Слово Божье. Но раз вы его отвергли и показали, что считаете себя недостойными вечной жизни, мы теперь обращаемся к язычникам*.
47 Так заповедал нам Господь: «Я сделал тебя светочем для народов, чтобы принес спасение до края земли!»*
48 А язычники, слушая это, радовались и прославляли Слово Господне. И те, кто был назначен к жизни вечной, уверовали.
49 Так слово Господне распространилось по всей округе.
50 А иудеи настроили благочестивых влиятельных женщин и первых людей города против Павла и Варнавы и те прогнали их из своей области.
51 Тогда они, отряхнув перед ними пыль со своих ног*, отправились в Иконий*,
52 а ученики исполнились радости и Святого Духа.

Новый Библейский Комментарий

13:1 — 20:38 Осознанное служение в языческом мире

13:1 — 14:28 Первое миссионерское путешествие

Ст. 1−2 Миссия. До сих пор (как следует из книги) всякий раз, когда Церковь направляла кого-либо с миссией, это было связано не столько с благовествованием, сколько с наведением справок о нем (8:14; 11:22). По всей видимости, проповедь Евангелия происходила спонтанно, обыкновенно в местных синагогах или в специфических условиях под водительством Святого Духа (посредством «рассеяния», как в 8:4, 5, или через посланника свыше, как в 8:26).

Даже теперь нельзя сказать, что Церковь, в которой были пророки и учителя, посылала некоторых из них с целью благовествования. Скорее, Церковь, призванная Святым Духом, осознала и подтвердила ранее прозвучавшее требование Бога в отношении Варнавы и Савла: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Так что это была не их инициатива, а Божья.

Здесь признание христианского единства общения и воли в Святом Духе выражалось собранием через возложение рук на апостолов.

13:4−12 Варнава и Савл на Кипре

Ст. 4 Остров Кипр находится в северо-восточной «оконечности» Средиземного моря, где благовествование к тому времени уже проводилось (11:19, 20).

Таким образом, эта часть путешествия могла быть предпринята как плановое мероприятие (см.: 8:14; 11:22; а также 15:36 и 18:23).

Ст. 5 Проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских, т. е. прежде всего обратились с проповедью о Христе к иудеям, которые еще не стали верующими. Подход Павла всегда был следующим: начинать с иудеев, а затем переключаться на язычников (см.: коммент. к 13:46). Варнава был родом с Кипра (4:36), как и его племянник, Иоанн Марк (см.: коммент. к 12:12−17), присоединившийся к ним.

Участники экспедиции пристали к берегу в Саламине, приморском городе на востоке острова, обход которого, по всей видимости, происходил без значительных инцидентов до тех пор, пока они не достигли города в его западной части (Паф). Имя Вариисус («сын Иисуса») не имеет никакой связи с Иисусом из Назарета; имя Иисус было весьма распространенным. Характеристика волхв лжепророк, Иудеянин (6) явно противоречит данному иудеям закону, запрещавшему заниматься колдовством и магией, однако Вариисус был не законопослушным иудеем, а лжепророком и самозванцем. Как и Скева, видимо, он не имел никаких оснований претендовать на контроль над магическими и духовными сущностями (см.: коммент. к 19:13, 14; см. также: встречу Филиппа и Петра с самарянским колдуном Симоном волхвом, 8:9−24).

Вероятно, римлянин, проконсул Сергий Павел, подобно эфиопскому евнуху (гл. 8) и сотнику Корнилию (гл. 10), был искателем истинной веры. Он с почтением и интересом относился к иудаизму (держал при себе в качестве одного из советников иудея, пусть и иудейского еретика), и поэтому внимательно выслушал Варнаву и Савла. (Проконсул, назначенный Римом, правил сенатской провинцией, одной из которых был Кипр.)

Ст. 8 Вариисус использовал по отношению к себе также семитское имя Елима, и Лука сообщает, что это слово указывает на его занятие и означает «волхв». Поскольку Сергий Павел прислушался к Слову Божьему, то Елима, используя свое влияние, постарался отвратить проконсула от веры.

Ст. 9 Здесь Савл впервые назван Павлом, именем, закрепившимся за ним навсегда; имя Савл больше на употребляется, кроме пересказа ранее происшедшего на дороге в Дамаск в гл. 22 и 26. Такая перемена еврейского имени на греческое, возможно, отражает то обстоятельство, что теперь апостол шел с проповедью о Христе в греко-римский мир, трудясь большей частью среди язычников и на языческой территории. Бог вмешался в спор с проконсулом Сергием Павлом, и Святой Дух вдохновил Павла скорее объявить, нежели «призвать», Божий суд: рука Господня на тебя: ты будешь слеп... до времени. Конечно, форма, в которой прозвучало это осуждение, поразительно напоминает собственное переживание Павла, когда он так нуждался в вожатом. То, что Иисус сделал с Павлом, Он хотел теперь делать через Павла.

Ст. 12 Проконсул, поражаясь учению Господню и увидев происшедшее осуждение, уверовал.

13:13−52 Павел и Варнава в Антиохии Писидийской

Эта часть главы содержит первую из записанных проповедей или речей Павла (о том, как Лука в Книге Деяний приводит содержание речей, см.: коммент. к 2:14). Однако эта проповедь не была первой из тех, что он прочитал. Причина, по которой здесь приводится конспективное содержание проповеди, а не просто упоминается о ней, как в 9:20, 21, состоит в том, что автор хочет показать образец, которому Павел будет следовать по большей части в своей миссионерской деятельности. Появившись в общине, христиане прежде всего проповедовали в синагоге, и только после затруднений, возникающих там, приступали к работе среди язычников (см., напр.: 14:1−6; 18:4−17; 19:8, 9), пока не сталкивались с сопротивлением (обыкновенно, но не исключительно, от иудеев), которое вынуждало их сворачивать свой труд.

Ст. 13 Рассказчик говорит здесь об участниках экспедиции уже как о Павле и бывших при нем, между тем как до сих пор, и даже в послании Святого Духа к Антиохийской церкви (13:2), первым упоминался Варнава, а Павел назывался его спутником. То обстоятельство, что Иоанн отделился от них, о чем здесь записано очень просто, позднее приведет к некоторым разногласиям (15:36−41). Позже, как явствует из Кол 4:10, 11 и 2Тим 4:11 (и то, и другое зафиксировано уже после событий, отраженных в этой главе), разделившиеся стороны вновь примирятся.

Ст. 14 Антиохия Писидийская — один из многих городов, носивших имя Антиохия, и названный так потому, что находился ближе к Писидии, нежели Антиохия в Галатии.

Ст. 15 Совершенно естественным для начальника синагоги было пригласить странствующего учителя выступить со словом наставления. Однако это вызывает едва ли не соболезнование руководителям данной синагоги, не подозревавшим о том, что выйдет из их простого предложения.

Можно подумать, что речь разворачивается вокруг темы переселения народа и избрания. Часто полагают, что в своей проповеди Павел опирался на фрагмент 2Цар 7:6−16, хотя данный контекст не нуждается в нем.

Ст. 16−25 Эта речь адресована не только иудеям, но и язычникам, боящимся Бога, которые также присутствовали на данном синагогальном служении (о «боящихся Бога» см.: коммент. к 10:1−8). Первая и самая продолжительная часть речи посвящена событиям, которые привели к пришествию Мессии. Прежде всего напоминается об избрании Богом Израиля и истреблении народов в земле Ханаанской во благо избранного народа (хотя израильтяне не заслужили этого из-за своего поведения, которое Бог просто терпел [вариант NIV]). Во второй части говорится о замене царя Саула царем Давидом, избранником Божьим. Третья тема — Иоанн Креститель, представленный со ссылкой на Иисуса. Современный читатель может не заметить потрясающей новизны в том, что Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому. Хорошее дело — покаяние, однако иудеи, современники Иоанна, рассматривали крещение как одно из средств обращения в иудаизм; из речи же следовало, что сами иудеи также нуждались в «обращении».

Таким образом, «избранному народу» приходилось выбирать: оставаться избранным или быть замещенным. Иудеи почитали Иоанна, и его слава распространилась в широких кругах (см.: Лк 20:5−7, где фарисеи не боялись противостоять Иисусу, но ушли от всякого заявления против Иоанна; и Деян 19:1−7, где Павел случайно встречается с учениками Иоанна в Эфесе, далеко от Палестины). По этой причине заявление Иоанна о том, что его самого «заместит» некто более великий, нежели он сам, имело огромное значение. Весьма вероятно, что слушатели Павла желали знать об Иоанне больше, чем об Иисусе.

Ст. 26−31 Рассмотрев некоторые исторические вопросы, Павел обращается к аудитории: вам послано слово спасения. Видимое поражение Иисуса в Иерусалиме было исполнением предопределенного от вечности Богом, и полная трансформация такого положения дел, подчеркнутая в речах Петра (см., напр.: 2:23, 24; 3:15; 4:10, 11), появляется также и в этой проповеди. Да, утверждает Павел, человеческое суждение об Иисусе — это одно дело, Божье суждение — нечто абсолютно иное: враги Иисуса расправились с Ним, но Бог воскресил Его из мертвых.

Ст. 32−37 В этом и заключалось благовестие, и оно имело прямое отношение к обетованиям, данным Давиду. Как и в речи Петра в 2:25−32, аргумент Павла опирается на обетование из Пс 15:10 о том, что Бог не даст Святому Своему увидеть тление. Давид же «увидел тление», следовательно, в этом псалме говорится о Ком-то еще, Кого смерть поразить не в силах. Хотя Петр использовал тот же аргумент (по всей видимости, широко употреблявшийся ранними благовестниками), разница в стилевой окраске обоих аргументов поразительна. Павел обнаруживает законоучительскую подготовку, используя ряд цитат, а также разнообразя свою речь на всем ее протяжении. И снова тема замещения: обетования Давида не исполнялись до пришествия Иисуса.

Ст. 38−41 Все это могло быть Благой вестью для слушателей (поэтому Павел говорит своей аудитории: Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Его возвещается вам прощение грехов), но вместе с тем это было и суровым предупреждением: Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков.

Таким образом, темы выбора и замещения ведут к очевидному требованию — слушатели должны совершить выбор в отношении Иисуса, чтобы избежать замещения своей избранности. Увидеть в этом Благую весть было легче язычникам, которые «боялись Бога» и искали пути к Божьим обетованиям и обществу, чем иудеям, ныне оказавшимся под угрозой лишения того, что ими всегда почиталось как их дар и право. Слова предупреждения взяты из греческого перевода Авв 1:5, где слово «презрители» заменяет фразу «между народами» из древне-еврейского оригинала. Но какой бы перевод ни был использован, вероятно, не случайно в пророчестве говорится как об осуждении избранного народа Израиля, так и о том, что Бог будет трудиться в среде язычников.

Ст. 42 Несмотря на резкость речи Павла в конце его выступления, реакция на нее была исключительно благоприятной: язычники просили их говорить о том же и многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою. Апостолы убеждали их пребывать в благодати Божией.

Если такой была реакция народа, то реакция его руководителей оказалась менее теплой.

Ст. 45 Как и в Иерусалиме, Иудеи (под которыми Лука, должно быть, подразумевал наиболее влиятельных лиц иудейской общины) исполнились зависти, увидев, что внимание народа обращено на Павла и Варнаву.

На их злословие и противление последовал ответ (46−48) в духе произнесенной Павлом речи; выбор, сделанный этими людьми, вел к замещению их в качестве избранного народа Божьего: Но как вы отвергаете его [слово Божье] ...мы обращаемся к язычникам, которые рады его получить. Это «обращение» касалось не столько всего еврейского народа, сколько данной, конкретной общины. В Иконии (14:1; как потом по обыкновению и в других городах) Павел пришел вначале к иудеям той общины, которая имела синагогу (см.: 9:20−25; 13:5, 14; 14:1; 17:1, 2, 10; 17; 18:4, 19; 19:8). Слова Луки (...и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни) приводятся для восстановления равновесия. Ибо людей никогда не спасает их собственный выбор, а всегда — лишь Божья любовь и благодать. Как и во всех эпизодах, имеющих отношение к обращению язычников, Лука старается показать, что все произошло по инициативе Бога и получило Его одобрение. Обращение язычников к иудейскому Мессии подчас вызывало недоумение и даже служило поводом для оскорбления ранних христиан. Но это не было неожиданностью для Бога; именно такой путь Он всегда и предусматривал, о чем говорится в цитате в ст. 47.

Ст. 49 Как часть миссионерской стратегии Павла следует рассматривать также и то, что слово Господне распространялось по всей стране. По всей видимости, он трудился главным образом в городской черте и оставлял местным жителям доносить послание в окружающие города и селения (частично, быть может, по причине расположения местных синагог, частично из-за языковых барьеров; см.: 14:11, 18).

И снова, несмотря на то что многие иудеи последовали за апостолами, противники их названы здесь просто иудеями. Видимо, это были влиятельные люди, которые в определенном смысле «представляли общину». Они воспользовались своим влиянием, чтобы начать гонение на Павла и Варнаву и в конце концов изгнали их. Примером почетной женщины была Друзилла, иудейская жена римского правителя Феликса (24:24).

Ст. 51 Отрясти прах от ног своих было своего рода оскорблением. В данном случае подразумевалось, что люди, оставляемые апостолами, были в некотором смысле «осквернены», но этот выпад, по всей видимости, был не сильнее современного «что ж, тем лучше!».

Ст. 52 Изгнание апостолов никак не повредило ни их духу, ни Духу Святому; они по-прежнему исполнялись радости и Духа Святого.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.