Деяния 9 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 Тем временем Савл, не прекращавший своих угроз предать смерти всех учеников1 Господа, явился к первосвященнику
2 и попросил у того рекомендательные письма в синагоги Дамаска, чтобы иметь право брать под стражу тех, кого найдет там из последователей того учения, что называют «Путь», будь то мужчины или женщины, и вести их как узников в Иерусалим.
3 Однако по дороге, уже недалеко от Дамаска, его внезапно озарил свет с неба.
4 Упав на землю, он услышал обращенные к нему слова:2 «Саул, Саул! Что ты гонишь Меня?»
5 Он спросил: «Кто ты, Господи?»
«Я Иисус, Которого ты гонишь, — услышал он в ответ.3
6 А теперь встань и иди в город, там тебе скажут, что ты должен делать».
7 Спутники его стояли в оцепенении: они слышали голос, но никого не видели.
8 Савл же встал с земли и, когда открыл глаза, ничего не видел. В Дамаск привели Его за руку.
9 И три дня он был слеп, не ел и не пил.
10 В Дамаске же был ученик по имени Анания. Господь обратился к нему в видении: «Анания!»
«Да, Господи!» — ответил тот.
11 И Господь сказал ему: «Встань и пойди на улицу, что называется Прямой. Найди дом Иуды и там спроси Савла из Тарса. Он сейчас молится,
12 и [в видении] ему было показано, что человек по имени Анания пришел к нему и возложил на него руки, чтобы он прозрел».
13 Но Анания ответил: «Господи, я слышал от многих об этом человеке, сколько зла он причинил народу Твоему святому в Иерусалиме.
14 Он и сюда пришел, имея власть от первосвященников увести отсюда как узников всех, призывающих имя Твое».4
15 Господь же сказал ему: «Иди, потому что он — Мною избранное орудие, чтобы принести весть об имени Моем язычникам, и царям, и народу5 Израиля.
16 Я Сам покажу ему, как много он должен претерпеть за имя Мое».
17 Анания пошел, и, войдя в тот дом, возложил на Савла руки, и сказал: «Саул, брат мой, Господь Иисус, явившийся тебе на пути сюда, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Духа Святого».
18 Тотчас словно некая чешуя упала с глаз его, и Савл прозрел. Он встал, принял крещение,
19 потом он поел, и к нему вернулись силы.
Несколько дней после этого он провел с учениками в Дамаске
20 и сразу начал проповедовать об Иисусе в синагогах, уча, что Тот есть Сын Божий.
21 Все, кто слышал его, приходили в изумление и спрашивали: «Не он ли убивал в Иерусалиме призывавших имя Иисуса и сюда не за тем ли он пришел, чтобы, связав, вести их к первосвященникам?»
22 Савл проповедовал всё с большей и большей силой6 и приводил в замешательство иудеев, живших в Дамаске, доказывая им, что Иисус и есть Мессия.
23 Прошло некоторое время, и иудеи пошли на сговор, решив лишить его жизни.
24 Но Савл узнал об их заговоре. Они день и ночь подстерегали его у ворот, чтобы убить,
25 а последователи Савла ночью взяли его и спустили в корзине через отверстие в городской стене.
26 Придя в Иерусалим, Савл попытался примкнуть к ученикам, но все боялись его, не веря, что он теперь действительно ученик.
27 Варнава же взял его и привел к апостолам. Он поведал им, как Савл на пути увидел Господа, и Господь говорил с ним, и как Савл во имя Иисуса смело проповедовал в Дамаске.
28 Так Савл остался с ними, ходил он по всему Иерусалиму и бесстрашно проповедовал во имя Господа.
29 Но после того, как он побеседовал и поспорил с эллинистами,7 те попытались было убить его.
30 Братья, узнав об этом, увели его в Кесарию, а оттуда переправили в Тарс.
31 То было мирное время для Церкви8 по всей Иудее, Галилее и Самарии. Она укреплялась и, поддерживаемая9 Святым Духом, численно возрастала, пребывая в благоговении перед Господом.
32 Когда Петр посещал одно место за другим, пришел он и к народу Божию,10 живущему в Лидде.
33 Там он встретил разбитого параличом человека по имени Эней, который уже восемь лет11 не вставал с постели.
34 Петр сказал ему: «Эней! Иисус Христос исцеляет тебя. Встань и застели свою постель». И тот сразу же поднялся.
35 Все жители Лидды и Сарона знали этого человека, и, после того, как это случилось, они обратились к Господу.
36 В Иоппии жила одна верующая женщина12 по имени Тавифа (что значит «газель»). Ее жизнь была исполнена добрых дел и забот о бедных.13
37 И случилось так, что в те самые дни она заболела и умерла. Тело [ее] омыли и положили в горнице.
38 Лидда находится недалеко от Иоппии, и ученики, услышав, что Петр там, послали к нему двух человек и настоятельно просили его прийти к ним без промедления.
39 Петр собрался и пошел с ними. Как только он пришел, его повели наверх, в горницу: там все вдовы обступили его, плача и показывая все те рубашки и платья, которые сшила Газель, пока была с ними.
40 Петр выслал всех из комнаты и, преклонив колени, помолился, затем, обратившись к умершей, произнес: «Тавифа, встань!» Та открыла глаза и, увидев Петра, села.
41 Он подал ей руку и помог подняться. Затем он позвал братьев14 и вдов, и она предстала перед ними живою.
42 Об этом стало известно по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
43 Петр пробыл в Иоппии еще некоторое время в доме кожевника Симона.

Новый Библейский Комментарий

9:1−31 Савл Тарсянин на пути в Дамаск

Хотя до этого места в книге мы редко встречались с Павлом (или Савлом), именно он — важнейшая фигура Книги Деяний. С середины гл. 12 и до конца всей книги (гл. 28) рассказчик сосредоточен почти исключительно на личности Павла и его путешествиях. История о том, каким образом этот человек примкнул к христианам, представлена с теми или иными подробностями не менее трех раз (гл. 9, 22 и 26). В данной главе мы узнаем ее от рассказчика. В следующих главах эту историю излагает сам Павел, хотя Лука мог бы просто сказать: «И тогда Павел поведал им о своем потрясающем переживании на Дамасской дороге, уже известном читателю». Рассказчик же вновь и вновь возвращался к этому событию, придавая ему, по всей видимости, большое значение. Однако, повторяя эту историю, он всякий раз прибавляет детали, дополняющие картину.

Иногда доказывают, что «обращение» Савла подразумевает полное отречение от одной системы верований в пользу другой. Но Савл не был призван оставить иудаизм, но — принять Иисуса как исполнение всего, во что он верил. В связи с этим следует отметить, что его обращение во многом напоминает «призвание» пророка на особое служение. Если не использовать термин «обращение» в узком смысле, то никаких противопоказаний для употребления его с целью обозначения столь фундаментальной и радикальной перемены, которую испытывает человек в умственной, эмоциональной и поведенческой сферах, нет. Мы же проявим благоразумие, помня о позитивном значении «призвания» в эти важнейшие мгновения жизни Павла.

Ст. 1 О Савле (иудейское имя Павла, 13:9) и его отношении к христианам говорилось ранее в 7:58 — 8:3.

Ст. 2 Письма в Дамаск к синагогам представляли собой, видимо, рекомендательные письма и то, что в наше время назвали бы «экстрадицией» (см.: параллельные места 22:5; 26:12). Письмо, написанное с аналогичными целями, сохранилось в одном из апокрифов: «Итак, если какие зловредные люди убежали к вам из страны их, выдайте их первосвященнику Симону, чтобы он наказал их по закону их» (1Мак 15:21). На самом деле многие иудейские общины не были негативно настроены по отношению к христианству, а эти письма от первосвященника представляли в общих чертах иудаистские антихристианские тезисы и давали Павлу право, связав «преступников», препроводить их в Иерусалим. (см.: 28:21, 22, где знатнейшим иудеям в Риме христианство было известно как учение, о котором спорят, но у них не было «писем из Иудеи», объяснявших, с чем это связано.) Только после эпизода со Стефаном иудейское руководство выступило против христиан на том основании, что они — последователи Христа, примкнувшие к сему учению (более точный перевод с греческого — «этому пути»). Путь — таким было одно из первых наименований христианского сообщества.

Ст. 3−9 Павел увидел сияющий свет с неба и услышал голос. Новозаветные писатели не возражали против записи снов или видений, которые случались в индивидуальном порядке, однако Лука хотел, чтобы его читатели видели в обращении Павла событие, достойное особого внимания. До некоторой степени оно предназначалось только для Павла, однако его спутники оцепенели, слыша голос, при этом, правда, никого не видя. Повторение этой истории в 26:12−14 предполагает, что спутники Павла тоже могли видеть вспышку света. Но только Павел был ослеплен, и это состояние было больше, чем временным ослеплением от яркого, физически непереносимого света, поскольку он был слеп три дня и, как сказано в ст. 18, при его исцелении нечто наподобие «чешуи» отпало от его глаз (см. также: 22:11−13).

Ст. 10−16 В рассказе об обращении Павла только в этой главе упоминается о вполне понятном нерасположении, которое вначале испытывал по отношению к нему Анания, хотя об Анании упоминается также и в 22:12−16. Анании и Павлу (с самого начала его миссии) Бог дал ясное ведение о поручении последнему пред народами (см.: 22:21; 26:17), а также о том, сколько он должен пострадать за имя Господне.

Ст. 17−19 Анания возложил на «его [Павла] руки в знак Божьего благоволения к нему и христианского единения, поскольку приветствие было таким — брат Савл. Что касается Савла, то возложение рук и Божье благоволение к нему было связано с его исцелением, обретением Святого Духа, крещением и даже прекращением его поста. Все это произошло одновременно. Знаменательно и то, что это случилось независимо от апостолов в Иерусалиме (см.: коммент. к 9:26, 27).

Ст. 20−25 Интересно, что, несмотря на порядок слов в ст. 15 (пред народами... царями... сынами Израилевыми), Павел тотчас начинает проповедовать в синагогах. Так будет на протяжении всей его последующей миссионерской деятельности: во-первых — иудеям, во-вторых — язычникам (см.: 13:46). Хотя Павел в своей проповеди со временем более и более укреплялся, это скорее приводило в замешательство Иудеев, чем убеждало их. Когда же прошло довольно времени, они согласились убить его. О своем побеге, когда его спустили в корзине, Павел упоминает как о приключении скорее позорном, чем захватывающем (2Кор 11:30−32).

Ст. 26−30 Хотя к моменту прибытия в Иерусалим Павел уже следовал за Христом в течение некоторого времени, апостолам, как и Анании до них, было трудно поверить в это. Они не верили ему до тех пор, пока Варнава («сын утешения»), с которым мы впервые встретились в 4:36, не взял на себя ответственность и не ввел в общество учеников этого бывшего гонителя церкви. Павел, пребывая с ними в Иерусалиме, смело проповедовал в течение дней пятнадцати (см.: Гал 1:18, 19). Он остановился у Петра, но не встречался со многими другими учениками, а проводил довольно времени, состязаясь с Елленистами (см.: коммент. к 6:1 выше), с которыми, возможно, трудился и Варнава Кипрянин, вероятно, в той самой синагоге Либертинцев, упоминавшейся в связи с эпизодом со Стефаном (6:9). Как и в Дамаске, противники Павла покушались убить его, и тогда братья отправили его на родину, куда вскоре последовал за ним и Варнава (см.: 11:25).

Ст. 31 На этой передышке в гонениях Лука также делает паузу в своем повествовании, чтобы подвести основные итоги. То, что община верующих возросла из небольшой вначале группы, собиравшейся в горнице, до церквей по всей Иудее, Галилее и Самарии, представляет собой следствие всего описанного доселе автором.

9:32−43 Петр в Лидде и Иоппии

Эти два небольших рассказа снова выводят на первый план апостола Петра и предваряют важное повествование о Корнилии в гл. 10.

Ст. 32−35 Лидда располагалась на северо-западе от Иерусалима. Слова о том, что Петр, обходя всех, пришел к святым, жившим в Лидде, указывают на существование там христианской общины. Эти люди обратились, вероятно, во время рассеяния, которое последовало за расправой над Стефаном. Мы не знаем, однако, кто проповедовал Евангелие в Лидде и Иоппии, где также существовали христиане (9:38). Исцеление Энея Петр отнес на счет Иисуса Христа, почитая себя не более чем проводником Его силы (ср.: 3:12, 16). Под всеми, живущими в Лидде, подразумеваются не каждый и всякий, но здесь подчеркивается тот факт, что исцеление происходило не втайне, а на людях, поэтому большое число людей, чуждых христианской общине, видели исцеленного Энея и уверовали.

Ст. 36−43 До прибытия Петра в Иоппию местные христиане знали о его пребывании в Лидде, расположенной на расстоянии в дюжину миль вглубь страны. Рассказывая о многих случаях исцелений или обращений, автор испытывает потребность обратить внимание читателя на роль личности в сообществе, неважно, говорится ли о том, кто принимает милостыню (3:2, 10), или о том, кто ее подает (10:2). Тавифа была исполнена добрых дел и творила много милостынь; она шила рубашки и платья для вдовиц, которых обычно приводят как пример нуждающихся, бедных людей (см.: 6:1).

Тело этой умершей женщины омыли соответственно ритуалам очищения мертвых. Не совсем ясно, почему перед молитвой Петр выслал всех из горницы

вон, хотя нечто похожее делал и Сам Иисус при воскрешении дочери Иаира (Мк 5:40). Брюс указывает, что сказанное Иисусом по-арамейски талифа-куми (что значит «девица, тебе говорю, встань») Петр повторяет (если говорит на том же языке) дословно, изменив лишь один согласный звук, — Тавифа-куми (Bruce F. F, Book of Acts [Eerdmans, 1988], p. 199).

To, что Петр остановился у кожевника, имеет, вероятно, определенное значение, так как этот человек, занимаясь ремеслом, связанным с обработкой шкур умерших животных, считался ритуально нечистым в течение долгого времени.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: еще дыша угрозой и убийством против учеников.
4  [2] — Букв.: услышал голос, говорящий ему.
5  [3] — Некот. рукописи добавляют: «Трудно тебе идти против рожна!» Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать? И Господь сказал ему.
14  [4] — См. примеч. «а» к 2:21.
15  [5] — Букв.: сыновьям.
22  [6] — Букв.: становился всё сильнее (в слове).
29  [7] — Т.е. с грекоязычными иудеями.
31  [8] — В некот. рукописях: для церквей.
31  [9] — Или: утешаемая; или: назидаемая.
32  [10] — Букв.: святым.
33  [11] — Друг. возм. пер.: с восьми лет.
36  [12] — Букв.: ученица.
36  [13] — Букв.: она была богата делами добрыми и милостынями, которые творила.
41  [14] — Букв.: святых.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.