Деяния 9 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Тем временем Савл, не прекращавший своих угроз предать смерти всех учеников1 Господа, явился к первосвященнику
2 и попросил у того рекомендательные письма в синагоги Дамаска, чтобы иметь право брать под стражу тех, кого найдет там из последователей того учения, что называют «Путь», будь то мужчины или женщины, и вести их как узников в Иерусалим.
3 Однако по дороге, уже недалеко от Дамаска, его внезапно озарил свет с неба.
4 Упав на землю, он услышал обращенные к нему слова:2 «Саул, Саул! Что ты гонишь Меня?»
5 Он спросил: «Кто ты, Господи?»
«Я Иисус, Которого ты гонишь, — услышал он в ответ.3
6 А теперь встань и иди в город, там тебе скажут, что ты должен делать».
7 Спутники его стояли в оцепенении: они слышали голос, но никого не видели.
8 Савл же встал с земли и, когда открыл глаза, ничего не видел. В Дамаск привели Его за руку.
9 И три дня он был слеп, не ел и не пил.
10 В Дамаске же был ученик по имени Анания. Господь обратился к нему в видении: «Анания!»
«Да, Господи!» — ответил тот.
11 И Господь сказал ему: «Встань и пойди на улицу, что называется Прямой. Найди дом Иуды и там спроси Савла из Тарса. Он сейчас молится,
12 и [в видении] ему было показано, что человек по имени Анания пришел к нему и возложил на него руки, чтобы он прозрел».
13 Но Анания ответил: «Господи, я слышал от многих об этом человеке, сколько зла он причинил народу Твоему святому в Иерусалиме.
14 Он и сюда пришел, имея власть от первосвященников увести отсюда как узников всех, призывающих имя Твое».4
15 Господь же сказал ему: «Иди, потому что он — Мною избранное орудие, чтобы принести весть об имени Моем язычникам, и царям, и народу5 Израиля.
16 Я Сам покажу ему, как много он должен претерпеть за имя Мое».
17 Анания пошел, и, войдя в тот дом, возложил на Савла руки, и сказал: «Саул, брат мой, Господь Иисус, явившийся тебе на пути сюда, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Духа Святого».
18 Тотчас словно некая чешуя упала с глаз его, и Савл прозрел. Он встал, принял крещение,
19 потом он поел, и к нему вернулись силы.
Несколько дней после этого он провел с учениками в Дамаске
20 и сразу начал проповедовать об Иисусе в синагогах, уча, что Тот есть Сын Божий.
21 Все, кто слышал его, приходили в изумление и спрашивали: «Не он ли убивал в Иерусалиме призывавших имя Иисуса и сюда не за тем ли он пришел, чтобы, связав, вести их к первосвященникам?»
22 Савл проповедовал всё с большей и большей силой6 и приводил в замешательство иудеев, живших в Дамаске, доказывая им, что Иисус и есть Мессия.
23 Прошло некоторое время, и иудеи пошли на сговор, решив лишить его жизни.
24 Но Савл узнал об их заговоре. Они день и ночь подстерегали его у ворот, чтобы убить,
25 а последователи Савла ночью взяли его и спустили в корзине через отверстие в городской стене.
26 Придя в Иерусалим, Савл попытался примкнуть к ученикам, но все боялись его, не веря, что он теперь действительно ученик.
27 Варнава же взял его и привел к апостолам. Он поведал им, как Савл на пути увидел Господа, и Господь говорил с ним, и как Савл во имя Иисуса смело проповедовал в Дамаске.
28 Так Савл остался с ними, ходил он по всему Иерусалиму и бесстрашно проповедовал во имя Господа.
29 Но после того, как он побеседовал и поспорил с эллинистами,7 те попытались было убить его.
30 Братья, узнав об этом, увели его в Кесарию, а оттуда переправили в Тарс.
31 То было мирное время для Церкви8 по всей Иудее, Галилее и Самарии. Она укреплялась и, поддерживаемая9 Святым Духом, численно возрастала, пребывая в благоговении перед Господом.
32 Когда Петр посещал одно место за другим, пришел он и к народу Божию,10 живущему в Лидде.
33 Там он встретил разбитого параличом человека по имени Эней, который уже восемь лет11 не вставал с постели.
34 Петр сказал ему: «Эней! Иисус Христос исцеляет тебя. Встань и застели свою постель». И тот сразу же поднялся.
35 Все жители Лидды и Сарона знали этого человека, и, после того, как это случилось, они обратились к Господу.
36 В Иоппии жила одна верующая женщина12 по имени Тавифа (что значит «газель»). Ее жизнь была исполнена добрых дел и забот о бедных.13
37 И случилось так, что в те самые дни она заболела и умерла. Тело [ее] омыли и положили в горнице.
38 Лидда находится недалеко от Иоппии, и ученики, услышав, что Петр там, послали к нему двух человек и настоятельно просили его прийти к ним без промедления.
39 Петр собрался и пошел с ними. Как только он пришел, его повели наверх, в горницу: там все вдовы обступили его, плача и показывая все те рубашки и платья, которые сшила Газель, пока была с ними.
40 Петр выслал всех из комнаты и, преклонив колени, помолился, затем, обратившись к умершей, произнес: «Тавифа, встань!» Та открыла глаза и, увидев Петра, села.
41 Он подал ей руку и помог подняться. Затем он позвал братьев14 и вдов, и она предстала перед ними живою.
42 Об этом стало известно по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
43 Петр пробыл в Иоппии еще некоторое время в доме кожевника Симона.

Новой Женевской Библии

9:1 Савл. См. 7:58 и ком.

еще дыша угрозами и убийством. Савл уже помог расправиться со Стефаном и считал, что должен и в дальнейшем делать все, чтобы искоренить новое учение.

9:2 последующих сему учению. Другой перевод: «стоящих на этом пути». Выражение, равнозначное следующим наименованиям: «христиане» (оно встречается только в 11:26; 26:28; 1Пет 4:16), «ученики» (ст. 10:19), «святые» (ст. 13), «все, призывающие имя Твое» (ст. 14) и «братья» (ст. 17:30). Слово «путь» указывает, что христианское движение состоит из последователей Иисуса, Который Сам есть Путь (Ин 14:6). Оно неоднократно встречается в Книге Деяний (13:10; 16:17; 18:25; 19:9, 23). Петр (2Пет 2:2) употребляет выражение «путь истины» (ср. Пс 118:30) как определение христианской веры, в отличие от «пути, ведущего в погибель» (Мф 7:13).

9:3 свет с неба. Сверхъестественный свет, более яркий, чем свет южного солнца (26:13).

9:4 Савл, Савл. Имя, повторенное дважды, указывает на важность обращения (ср. Быт 22:11; Быт 46:2; Исх 3:4; 1Цар 3:10; Лк 10:41; Лк 22:31).

гонишь Меня. Гонение на учеников Иисуса равнозначно гонению на Самого Иисуса (Мф 5:10−12; Ин 15:19−20).

9:5 кто Ты, Господи. Греч, слово «кириос» может быть употреблено в значении «Господь» (т.е. Владыка Небесный) и «господин», «сударь» (т.е. вежливое, уважительное обращение). Хотя Савл только начинал понимать, кто такой Иисус на самом деле, ярчайший свет и голос с неба, вероятно, заставили его употребить слово «кириос» в его божественном значении — Господь. Ср. Исх 3:4.

9:7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос. В 22:9 Павел говорит, что они голоса «не слыхали». Греч, слово, переведенное как «голос», может означать и «звук». Спутники Павла слышали некие звуки, но не могли понять значение слов.

9:15 избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. Павел считал себя апостолом язычников (Рим 1:13−14), равно как Петр был апостолом для иудеев (Гал 2:8). Но Павел неоднократно проповедовал и иудеям, особенно в синагогах (9:20; Рим 1:16; 1Кор 9:20).

9:17 Господь Иисус, явившийся тебе. Случившееся с Савлом не было видением, он действительно встретил Господа (ср. Ис 6:1, 5).

исполнился Святаго Духа. Ср. 2:38. Здесь ничего не говорится о каких-либо сверхъестественных дарах, подчеркивается лишь убедительность его проповеди об Иисусе как Сыне Божием (ст. 20).

9:18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его. См. Введение: Автор.

9:26 Савл прибыл в Иерусалим. Согласно Гал 1:18−19, Павел виделся в Иерусалиме только с Петром и Иаковом, братом Господним. Возможно, другие апостолы либо побоялись встретиться с ним, либо в то время проповедовали в других

Миссионерские путешествия Петра.

9:35 в Сароне. Саронская равнина, лежащая вдоль побережья на север от Иоппии.

9:36 В Иоппии. Древний морской порт (позже — Яффа, теперь это южная часть Тель-Авива); см. Иона 1:3.

9:37 Ее омыли. В Иерусалиме тело Иисуса было предано погребению в самый день смерти, но вне города допускалось хоронить менее поспешно (до трех дней).

9:43 у некоторого Симона кожевника. Тот факт, что Петр готов был поселиться у кожевника (иудеи считали это ремесло нечистым, так как занимающиеся им прикасаются к мертвым животным, Лев 5:2), указывает на то, что евангельская проповедь уже начинала сметать преграды между людьми. Это также предвосхищает видение Петра, описанное в 10:9−23.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: еще дыша угрозой и убийством против учеников.
4  [2] — Букв.: услышал голос, говорящий ему.
5  [3] — Некот. рукописи добавляют: «Трудно тебе идти против рожна!» Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать? И Господь сказал ему.
14  [4] — См. примеч. «а» к 2:21.
15  [5] — Букв.: сыновьям.
22  [6] — Букв.: становился всё сильнее (в слове).
29  [7] — Т.е. с грекоязычными иудеями.
31  [8] — В некот. рукописях: для церквей.
31  [9] — Или: утешаемая; или: назидаемая.
32  [10] — Букв.: святым.
33  [11] — Друг. возм. пер.: с восьми лет.
36  [12] — Букв.: ученица.
36  [13] — Букв.: она была богата делами добрыми и милостынями, которые творила.
41  [14] — Букв.: святых.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.