Деяния 8 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Среди тех, кто одобрял его убийство, был и Савл.
С того самого дня начались жестокие гонения на церковь в Иерусалиме, и все, кроме апостолов, рассеялись по Иудее и Самарии.
2 Благочестивые люди похоронили Стефана и горько оплакали его.
3 А Савл тем временем пытался уничтожить церковь: идя из дома в дом, он хватал верующих мужчин и женщин и предавал заточению.
4 Тем временем рассеявшиеся ходили повсюду и проповедовали Благую Весть.
5 Филипп, придя в один из городов Самарии, начал проповедовать там Христа.
6 Толпы людей с особым вниманием относились к тому, что говорил Филипп, потому что слышали о знамениях, совершаемых им, и сами видели их:
7 нечистые духи выходили с громким воплем из многих одержимых, и многие парализованные и хромые были исцелены.
8 И в городе том была великая радость.
9 Там с некоторых пор жил человек по имени Симон, который занимался магией и тем поражал жителей Самарии. Он выдавал себя за человека совершенно необычного.
10 Все, от мала до велика, слушали его внимательно. «Этот человек, — говорили они, — сила Божия, та, что зовется „ силой великой“».
11 Горожане слушали его потому, что долгое время он изумлял их своим чародейством.
12 Но когда они поверили Филиппу, возвещавшему Благую Весть о Царстве Божием и об имени Иисуса Христа, то приняли крещение и мужчины, и женщины.
13 Уверовал и сам Симон. После своего крещения он не отходил от Филиппа и изумлялся, видя совершающиеся великие знамения и чудеса.
14 Когда апостолы в Иерусалиме услышали, что Самария приняла слово Божие, они послали к ним Петра и Иоанна.
15 Те пришли и помолились о том, чтобы уверовавшие получили Духа Святого,
16 ибо он еще не снизошел ни на одного из них: они были только крещены во имя Господа Иисуса.
17 Затем Петр и Иоанн возложили на них руки, и те получили Духа Святого.
18 Симон же, увидев, что Дух Святой дается через возложение рук апостолов, предложил им деньги,
19 говоря: «Дайте и мне такую силу,1 чтобы тот, на кого я возложу руки, мог получить Духа Святого».
20 «Ты думаешь, что за деньги можно приобрести дар Божий?! — поразился Петр. — Серебро твое сгинет с тобой вместе.
21 Нет у тебя в этом деле ни части, ни доли: видит Бог всю неправоту сердца твоего.
22 Покайся в этом грехе2 своем и помолись Господу, чтобы худое намерение3 сердца твоего было тебе прощено.
23 Ибо вижу я, что ты исполнен желчи, и узы нечестия — участь твоя».4
24 «Вы сами помолитесь за меня Господу, — попросил Симон, — чтобы ничто из сказанного вами не постигло меня».
25 Когда Петр и Иоанн засвидетельствовали о Господе и поделились Его словом, они пошли назад в Иерусалим, по пути во многих селениях самаритянских возвещая Благую Весть.
26 Ангел Господень, явившись Филиппу, сказал: «Встань и иди на юг по той пустынной дороге,5 что ведет из Иерусалима в Газу».
27 Филипп поднялся и пошел. И вот на этой дороге он встретился с человеком из Эфиопии, евнухом. То был сановник Кандаки,6 царицы эфиопской, ее казначей, приезжавший в Иерусалим для поклонения.
28 Он возвращался домой и, сидя на своей колеснице, читал пророка Исайю.7
29 Дух сказал Филиппу: «Подойди к колеснице и держись ее как можно ближе».
30 Филипп подбежал к колеснице и, услышав, что евнух читает пророка Исайю, спросил его: «Понимаешь ли то, что читаешь?»
31 «Как могу я это понять без помощи знающего человека?» — ответил тот и пригласил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А читал он вот какое место Писания:

«Как овца, приведен Он был на заклание,
и как ягненок пред стригущим его безгласен,
так и Он уст Своих не отверзает.

33

В унижениях [Его] в правосудии было Ему отказано.
И кто расскажет обо всем потомстве Его,8
коль прервана была на земле жизнь Его9

34 «Прошу тебя, скажи мне, о ком это пророк говорит? — спросил евнух Филиппа. — О себе ли или о ком другом?»
35 Тогда Филипп отверз уста и, начав с этого текста Писания, поведал ему Благую Весть об Иисусе.
36 Продолжая путь, они приблизились к месту, где была вода, и евнух сказал: «Видишь, вот вода. Что препятствует мне креститься?»
37 [отсутствует]10
38 И приказал он остановить колесницу. Затем оба они, Филипп и евнух, вошли в воду, и Филипп крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Господень11 унес Филиппа. Евнух его больше не видел, но продолжал свой путь, радуясь.
40 А Филипп оказался в Азоте: проходя по тем местам, он возвещал Благую Весть во всех городах, пока не достиг Кесарии.

Новой Женевской Библии

8:3 А Савл терзал церковь. Употребленная здесь форма глагола, переведенного как «терзал», указывает на непрерывное и длительное преследование Савлом членов церкви.

8:4 рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Из-за преследований Евангелие стало быстро распространяться (11:19). «Кровь мучеников-христиан есть семя церкви», — сказал позднее Тертуллиан.

Миссионерские путешествия Филиппа.

8:9 Симон. Симон волхв часто упоминается в раннехристианской литературе как главный враг Церкви и один из вождей гностической ереси. Гностицизм учил, что человек достигает спасения не благодаря искупительной смерти Христа, а посредством тайного знания о Боге. Иустин Мученик (умер ок. 165 г. по Р.Х.), сам самарянин, сообщает, что почти все самаряне считали Симона богом (самаряне называли его «великой силой», ст. 10). Ириней Лионский (умер ок. 180 г. по Р.Х.) в своем труде «Против ересей» указывает, что Симон был одним из родоначальников гностических ересей. Хотя Симон из ст. 9 мог быть иным лицом, отцы Церкви отождествляли обоих, и контекст 8:9−11 несомненно указывает, что это одно и то же лицо.

8:15 приняли Духа Святаго. Уверовавшие самаряне еще не получили явного свидетельства живого внутреннего присутствия Святого Духа, хотя Он обитал в них, верующих (Рим 8:9).

8:20 серебро твое да будет в погибель с тобою. Букв.: «Иди в вечную погибель, в ад, — ты сам и твои деньги» (Мф 7:13; Откр 17:8).

8:22−23 Своими словами и поступками Симон доказал, что его вера во Христа не истинна. Он все еще был в «узах неправды» (ср. Рим 6:16; Рим 8:8) и полон «горькой желчи» (ср. Втор 29:18; Рим 3:14). Исповедание веры на словах, без покаяния, указывает на отсутствие истинной веры.

8:27 муж Ефиоплянин. Это был министр финансов Эфиопии, современной Нубии, области, простиравшейся от современного Ассуана до Хартума.

евнух. Это слово указывает на то, что он либо был скопец, занимавший официальную должность при дворе, либо важное правительственное лицо; в Септуагинте слово «евнух» часто означает правительственного чиновника.

Кандакии. Титул царицы-матери, которая правила вместо сына. Царя, как сына солнца, считали слишком священной особой, чтобы он лично вникал в мирские дела.

8:28 читал пророка Исаию. Если ефиоплянин читал сказанное о милости Господней к евнухам (Ис 56:3−5; ср. Втор 23:1), он, естественно, должен был прочитать гл. 53 из Книги пророка Исаии (см. ком. к 8:35).

8:30 услышав, что он читает. В древности общепринято было читать вслух.

8:35 об Иисусе. Филипп начал с гл. 53 пророка Исаии и показал, что раб, о котором говорится в этом отрывке, и есть Муж скорбей, Иисус. Из текста Луки можно заключить, что Филипп обратился и к другим местам ВЗ, чтобы подтвердить, что Иисус и есть Мессия.

8:40 в Азоте. См. 1Цар 5:1. Один из пяти древних филистимских городов, расположен на побережье Средиземного моря, между Газой и Кесарией. Филипп проповедовал Евангелие во всех городах вдоль побережья, пока не дошел до Кесарии, большого города, перестроенного Иродом Великим (на месте Стратоновой башни, «укрепленной башни»). Здесь была прекрасная гавань, которую Ирод расширил для нужд морской торговли (21:8). Город служил резиденцией римским прокураторам — Пилату, Феликсу (23:33 — 24:4) и Фесту (25:5).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
19  [1] — Или: власть.
22  [2] — Или: в этом нечестии/зле.
22  [3] — Или: помысел.
23  [4] — Букв.: ибо вижу, что ты — в горькой желчи и узах нечестия.
26  [5] — Друг. возм. пер.: иди и в полдень будь на пустынной дороге.
27  [6] — Кандаки — титул царицы в Эфиопии; здесь, возможно, используется как имя собственное.
28  [7] — См. в Словаре Исайя.
33  [8] — Букв.: род Его кто изъяснит.
33  [9] — Ис 53:7,8.
37  [10] — Некот. рукописи добавляют: и сказал ему Филипп: «Если веруешь от всего сердца, можно». Он же сказал в ответ: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий».
39  [11] — В некот. рукописях: Дух Святой сошел на евнуха, ангел же Господень.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.