2 Царств 18 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Давид пересчитал своих людей и поставил начальников над тысячами и сотнями.
2 Он отправил людей, разделив их на три группы: одну треть Давид отдал под командование Иоава, другую треть — Авессы, сына Саруи, брата Иоава, а третью — под предводительство Еффея гефянина. И сказал царь Давид людям:
«Я сам тоже пойду с вами».
3 Но люди сказали:
«Нет! Ты не должен идти с нами. Если мы побежим, никто не обратит на это внимания. Даже если половина из нас умрёт, никто этого не заметит. Ты же стоишь десяти тысяч таких, как мы!
4 Тебе будет лучше остаться в городе, и, если нужно будет, ты поможешь нам».
Затем царь ответил им:
«Я сделаю так, как для вас лучше».
Царь встал у ворот, а народ выходил по сотням и тысячам.
5 Царь приказал Иоаву, Авессе и Еффею:
«Ради меня, сберегите мне молодого Авессалома!» И весь народ слышал, как царь приказывал всем начальникам обходиться с Авессаломом.
6 Армия Давида вышла в поле против армии Израиля, и они сразились в лесу Ефрема.
7 Армия Давида разбила израильтян, и их поражение в тот день было великое: двадцать тысяч человек было убито.
8 Сражение распространилось по всей округе, и в тот день больше народа погибло в лесу, чем от меча.
9 Случилось так, что Авессалом встретился с воинами Давида. Он был на своём муле, и, когда мул побежал под ветви большого дуба, голова Авессалома застряла в ветвях. Мул, на котором он сидел, убежал от него, а он так и остался висеть в воздухе.
10 Это увидел один из воинов и сказал Иоаву:
«Я видел Авессалома; он висел на дубе».
11 Иоав сказал человеку, который донёс ему об этом:
«Ты видел его? Почему же ты не убил его и не поверг его на землю? Я дал бы тебе за это 10 шекелей серебра и пояс».
12 Но человек ответил:
«Даже если бы мне дали 1 000 шекелей серебра, я не поднял бы руки на царского сына, так как мы слышали, как царь приказал тебе, Авессе и Еффею: „Сберегите мне молодого Авессалома!”
13 А, если бы я поступил иначе и убил бы Авессалома, это не скрылось бы от царя, и ты бы сам наказал меня».
14 Иоав сказал:
«Я не буду здесь попусту терять с тобой время!» Он взял три острые палки и вонзил их в сердце Авессалома, который был ещё жив и висел на дубе.
15 У Иоава было десять юношей-оруженосцев. Они окружили Авессалома и убили его.
16 Иоав затрубил в трубу, и люди перестали преследовать израильтян.
17 Затем люди Иоава взяли тело Авессалома, бросили его в лесу в глубокую яму и забросали её огромной кучей камней. Между тем все израильтяне разбежались по домам.
18 Ещё при жизни своей Авессалом поставил себе памятник в Царской долине, так как он думал:
«Нет у меня сына, чтобы сохранилось моё имя».
Он назвал памятник своим именем. Он называется «Памятник Авессалома» до сегодняшнего дня.
19 Ахимаас, сын Садока, сказал Иоаву:
«Позволь, я побегу и извещу царя Давида о том, что Господь разбил его врагов».
20 Но Иоав повелел ему:
«Нет, ты сегодня не принесёшь весть Давиду. Ты можешь известить его в другой день, но не сегодня, так как он был царским сыном».
21 Затем Иоав сказал одному эфиопу:
«Пойди и расскажи царю всё, что ты видел».
Тогда эфиоп поклонился Иоаву и поспешил к Давиду.
22 Но Ахимаас, сын Садока, снова попросил Иоава:
«Что бы ни было, позволь и мне отправиться за эфиопом».
Иоав ответил:
«Сын мой, какую новость ты хочешь принести? За такую новость тебе не будет награды».
23 Тогда Ахимаас ответил:
«Чтобы там ни случилось, мне необходимо бежать к Давиду».
Тогда Иоав сказал:
«Беги!» Ахимаас побежал через Иорданскую долину и опередил эфиопа.
24 Давид сидел между внутренними и наружными городскими воротами. Часовой поднялся на крышу ворот в стене и, подняв глаза, увидел человека, который бежал один.
25 Часовой закричал и известил об этом царя Давида. Царь сказал:
«Если человек бежит один, значит это вестник».
А человек подходил всё ближе и ближе к городу.
26 Затем часовой увидел другого бегущего человека и закричал привратнику:
«Смотри, бежит ещё один человек!» Царь сказал:
«И этот тоже вестник».
27 Часовой продолжил:
«Мне кажется, что первый бежит как Ахимаас, сын Садока».
Царь сказал:
«Он хороший человек. Он идёт с доброй вестью».
28 Тогда Ахимаас выкрикнул царю:
«Всё хорошо!» Он поклонился царю до земли и сказал:
«Да будет благословен Господь, твой Бог! Он разбил тех, кто поднял руку против тебя, господин мой царь».
29 Царь спросил:
«Жив ли молодой Авессалом?»
Ахимаас ответил:
«Я видел, что там царило большое волнение, когда Иоав посылал меня, но я не знаю, в чём было дело».
30 Тогда царь приказал:
«Отойди в сторону и подожди».
Ахимаас отошёл в сторону и стал ждать.
31 Затем пришёл эфиоп и сказал:
«Господин мой царь, вот добрая весть для тебя! Сегодня Господь наказал всех, кто поднялся против тебя!»
32 Царь спросил эфиопа:
«Всё ли благополучно с молодым Авессаломом?»
Тогда эфиоп ответил:
«Пусть с твоими врагами и со всеми, кто замышляет зло против тебя, будет то, что постигло этого юношу».
33 Царь был сокрушён. Он пошёл в комнату над воротами и там плакал. Идя туда, Давид повторял:
«О, сын мой Авессалом! Сын мой, сын мой Авессалом! Лучше бы мне умереть вместо тебя, о Авессалом, сын мой, сын мой!»

Толкования Августина

Стих 5

Потому-то в случае победы Давид запретил умерщвлять Авессалома, дабы по укрощении его дать ему возможность покаяться.

Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия, 3.30.

Стих 17

Дом Давида не мог получить мир на иных условиях, чем смерть Авессалома, сына Давида, на войне против своего отца, несмотря на строгий приказ отца своим сторонникам предпринять все усилия, чтобы сохранить Авессалому жизнь и неприкосновенность для того, чтобы любовь отца могла простить его прегрешения ценой его покаяния. Что же оставалось отцу, как не оплакивать потерю сына и утешать себя в горе мыслью об обретении желанного мира для его царства (См. 18 Авессалом еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине; ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранилась память имени моего. И назвал памятник своим именем. И называется он "памятник Авессалома" до сего дня. 2Цар 18:18, 22)?

Послания. Сl. 0262, 185.57.8.29.10.

Стих 32

Воистину, не можем и не должны мы удерживать вас от сего стремления к единству, хотя бы из того опасения, что некоторые наиболее жестокие и суровые по отношению к самим себе погубят себя отнюдь не по нашей, а по своей собственной воле. Воистину следует нам уповать на то, что те, кто несут знамя Христа против самого Христа и хвастаются Евангелием против самого Евангелия, которого сами не понимают, от извращенности своей да отойдут и возрадуются, воссоединившись с нами во Христе!

Но коль скоро Господь по неисповедимой и справедливой воле Своей предуготовил одним из них высшую меру наказания — а именно, некоторым из них, кому суждено погибнуть в огне собственного заблуждения, — в то время как, без сомнения, для несравненно большей части из них лучше быть от их тлетворного разложения спасенными, восстановленными в Церкви, нежели чем гореть в огне вечном геенны огненной в наказание за раскол и святотатство заодно с теми немногими.

И Церковь оплакивает потерю их, как святой Давид оплакивал потерю своего мятежного сына, о душе которого тревожился и о сбережении которого приказывал царь Давид всем начальникам из чувства любви к нему, заботясь о его спасении (См.5 И приказал царь Иоаву и Авессе и Еффею, говоря: сберегите мне отрока Авессалома. И все люди слышали, как приказывал царь всем начальникам об Авессаломе. 2Цар 18:5). И хотя со слезами и рыданиями говорил Давид, но всё же ужасающая нечестивость сына его была достойна смерти; и его надменный и злой дух отправился в подобающее ему место. Народ Божий, который был прежде разделен тиранией Авессалома, признал теперь царя своего, и совершенство этого нового единения послужило утешением в горе отцу, лишившемуся сына.

Послания. Сl. 0262, 204.57/2.318.2.

Стих 33

Давид, претерпевший от своего нечестивого и непокорного сына подобное поругание, не только равнодушно перенес оное, но и горько оплакивал смерть сего неистового сына. Ибо не чувство плотской ревности и собственной обиды, но мысль о грехах сына тяготила сердце сего родителя. Потому-то в случае победы Давид запретил умерщвлять Авессалома, дабы по укрощении его дать ему возможность покаяться; но как сего не случилось, то Давид горько плакал — не о том, что лишился сына, но о том, сколь тяжким наказаниям должна подвергнуться душа, столь преступная и отцеубийственная. Ибо, прежде сего, смерть другого сына, который вовсе не был виновен, и болезнь коего сильно печалила отцовское сердце, Давид однако же не оплакивал.

Источник: Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия, 3.30.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.