Откровение 22 глава

Откровение Иоанна
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Затем Ангел показал мне реку животворной воды, чистой, как хрусталь, которая текла от престола Божьего и от Агнца
2 и протекала по улицам города. По обе стороны реки росло дерево жизни. Оно приносит двенадцать урожаев в год, плодонося раз в месяц, а листья дерева предназначены для исцеления народов.
3 Не будет там ничего, что неугодно Богу. Там будет престол Божий и Агнца, а Его слуги будут поклоняться Ему.
4 Они увидят Его лицо, и имя Божье будет написано на их лбах.
5 И не будет больше ночи, и не будет у них нужды ни в светильнике, ни в солнечном свете, так как Господь Бог будет светить им и они будут править во веки веков словно цари.
6 Тогда Ангел сказал мне:
«Истинны и правдивы эти слова. Господь — Бог, давший пророкам дух пророческий, послал Своего Ангела показать Своим слугам то, что произойдёт вскоре:
7 „Послушай! Я скоро приду! Блажен тот, кто повинуется пророческим словам, записанным в этой книге”».
8 Я, Иоанн, слышал и видел всё это. И когда я услышал и увидел их, то склонился к ногам Ангела, показывавшего мне это, в знак поклонения ему.
9 Но он сказал мне:
«Не делай этого! Я такой же слуга, как ты и твои собратья, пророки, которые повинуются словам, записанным в этой книге. Поклоняйся Богу!»
10 И ещё сказал он мне:
«Не держи в тайне пророческие слова, записанные в этой книге, так как близко время, когда всё это свершится.
11 Пусть те, кто творили зло, так и продолжают поступать, а нечистые пусть остаются нечистыми. Пусть те, кто поступают праведно, так и продолжают поступать, а те, кто святы, остаются святыми».
12 «Послушай! Я скоро приду! Я принесу с собой награду. Я воздам каждому по делам его.
13 Я Альфа и Омега, Первый и Последний, начало и конец.
14 Блаженны те, кто омоют свои одежды. У них будет право вкусить от дерева жизни, пройти через ворота и войти в город.
15 Псы же, а вместе с ними колдуны, развратники, убийцы, идолопоклонники и все, кто любят ложь и предаются ей, останутся снаружи.
16 Я, Иисус, послал Моего Ангела засвидетельствовать всё это перед церквями. Я — потомок рода Давида, яркая утренняя звезда».
17 И Дух, и невеста говорят:
«Приди!» И пусть тот, кто услышит, скажет:
«Приди!» И пусть тот, кто жаждет, придёт. Любой желающий сможет получить в дар животворную воду.
18 Вот о чём я свидетельствую перед всеми, кто слышит пророческие слова этой книги: если кто добавит что-либо к этим словам, то Бог пошлёт на него все бедствия, описанные в ней.
19 И если кто опустит что-либо из пророческих слов этой книги, то Бог отнимет у того долю в древе жизни и святом городе, описанном в ней.
20 Тот, кто свидетельствует обо всём этом, говорит:
«Да, Я скоро приду». Аминь! Приди же, Господь Иисус!
21 Да будет благодать Господа Иисуса со всеми вами!

Толкование Далласской семинарии

5. РЕКА ВОДЫ ЖИЗНИ (22:1−2а)

Откр 22:1−2а. В начальных стихах 22 главы о новом Иерусалиме сообщаются дополнительные факты. Ангел показал Иоанну чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Хотя речь тут может идти о реке в буквальном смысле слова, очевидно и присутствие здесь символики. От престола Божия будет истекать чистая вода, символизирующая святость и чистоту как Самого Бога, так и города.

Эту «реку» не следует отождествлять с упоминаемыми в книге Иезекииля (47:1, 12) и в кв. Захарии (14:8): те реки (действительные, буквальные) будут течь от храма и из Иерусалима в пору Тысячелетнего царства. А река, о которой сказано в Откр 22:1, явится частью нового Иерусалима на новой земле. Она будет течь среди улицы его. Речь, по-видимому, идет о главной водной магистрали Иерусалима, которая будет брать начало у трона Божия и, сужаясь, протекать посреди главной улицы города.

Важно отметить, что о «престоле» тут говорится как о престоле не только Бога, но и Агнца (то же и в стихе 3). Отсюда ясно, что апостол Павел, писавший коринфянам: «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1Кор 15:24) — подразумевал не конец пребывания Христа на троне, а некое изменение его характера. Ибо Христос и в вечности пребудет «Царем царей и Господом господствующих» (сравните Откр 17:14; Откр 19:16).

6. ДРЕВО ЖИЗНИ (22:2б)

Откр 22:2б. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, узнаем мы, будет расти древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой.

Выражение это — что «древо жизни будет расти и по ту и по другую сторону реки», приводит комментаторов в недоумение. Некоторые из них полагают, что речь идет о группе деревьев. Другие — что «река» будет узкой и будет обтекать дерево с обеих сторон.

О «древе жизни» упоминается при описании Едемского сада (Быт 3:22, 24) как об увековечивающем физическую жизнь. По изгнании из рая Адаму и Еве запрещен был доступ к нему, чтоб они «не стали жить вечно». Ранее в книге Откровения (2:7) Бог обещает святым: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия».

Здесь символика, по-видимому, сочетается с реальностью. В самом деле, почему этому дереву и плодам на нем не быть настоящими? Очевидно, употребление в пищу плодов с «древа жизни» явится залогом непрекращающейся физической жизни.

И листья дерева — для исцеления народов, читаем дальше. Некоторые богословы склонны на основании этих слов «отнести» дерево жизни к Тысячелетнему царству, где люди все еще будут болеть, и нуждаться в исцелении. Однако здесь может подразумеваться не «исцеление» в буквальном смысле (в греческом тексте стоит слово терапейан, отсюда русское «терапия»), а «обеспечение здоровья». Если вдуматься, то никакого противоречия тут нет. Как уже говорилось, употребление плодов с дерева жизни (и листьев — тоже) будет поддерживать в обитателях вечности постоянное физическое здоровье, т. е. «исцелять» их в значении предупреждения любых болезней.

7. ПРЕСТОЛ БОГА (22:3−4)

Откр 22:3−4. Словно желая напомнить читателям, что в исцелении в прямом смысле слова в вечности нужды не будет, Иоанн добавляет: И ничего уже не будет проклятого. Ведь именно проклятие Богом Адамова согрешения повлекло за собой болезни людей (а, значит, и потребность в исцелении) и смертность их. Но в вечности действие проклятия прекратится!

Раньше уже говорилось, и теперь Иоанном повторяется, что в новом Иерусалиме будут обитать Бог и Агнец (сравните 21:22−23; 22:1). Сам город будет храмом Бога, и трон Его тоже будет в нем. Далее Иоанн пишет: и рабы Его будут служить Ему. Для святых в вечности это будет высшей радостью и высшей привилегией — служение их благословенному Господу, в это не противоречит тому, что они будут соучастниками в царствовании Его (2Тим 2:12; Откр 5:10; Откр 20:4−6).

Судя по тому, что они узрят лицо Его, они будут занимать привилегированное положение перед престолом Его. Из контекста ясно, что они будут пользоваться особой милостью Господа и входить в «узкий круг» Его приближенных. Об этом свидетельствуют и слова апостола, продолжающие стих 4: имя Его будет на челах их (сравните 2:17; 3:12; 7:3; 14:1). Свободный их доступ в присутствие Божие говорит и о том, что к тому времени они уже получат свои прославленные тела (1Ин 3:2).

8. СВЯТЫЕ ЦАРСТВУЮТ С БОГОМ (22:5)

Откр 22:5. Снова повторяет Иоанн, что новый Иерусалим не будет нуждаться в искусственном освещении, ни в свете солнечном, что ночи не будет там. Ибо Бог будет освещать его постоянным Своим присутствием (сравните 21:23−24). Еще раз заявляет апостол, что рабы Божии будут царствовать со Христом во веки веков.

С. Завершающее слово от Бога (22:6−21)

1. ЗАВЕРЕНИЕ В ВОЗВРАЩЕНИИ ХРИСТА (22:6−7)

Откр 22:6−7. Подтверждая как истинность изложенных пророчеств, так и возможность их уразумения, Ангел сказал Иоанну: Сии слова верны и истинны. Цель откровений, переданных через Ангела, не сбить верующих с толку и не запутать их, но открыть им многое из того, чему надлежит быть вскоре.

Тогда как немало богословов видят, к сожалению, в книге Откровения лишь непостижимую тайну, к разрешению которой нет на сегодня ключей, она есть слово Божие, а не плод воображения апостола Иоанна. Назначение ее — в описании грядущих событий. Рассматриваемая так, как она написана, именно эту функцию она и исполняет, и это, несмотря на то, что значительная часть ее выражена в символической форме. Не с целью затемнить смысл, а с целью уразуметь его с помощью Духа Святого дается людям слово Божие.

Главная тема Откровения снова формулируется в стихе 7: Се, гряду скоро (1:7; 22:12, 20). Он придет скоро и внезапно. Святым, прозревающим будущее, пришествие Христа всегда видится скорым. Но когда бы ни произошло оно во времени, оно будет внезапным. Те, кто верят пророчеству книги сей, и сообразуют свою жизнь со словами ее, благословятся особым благословением.

Как уже говорилось, эта последняя книга Библии, которой Церковь — увы! — пренебрегает, и которую столь несхоже толкуют те, кто берутся за ее толкование, содержит больше обещаний блаженства, чем любая другая книга Священного Писания. Содержащееся в стихе 7 является в ней шестым по счету (седьмое — в стихе 14). Первое обещание блаженства, которое содержится в Откр 1:3, схоже с шестым.

2. ПОКЛОНЕНИЕ ИОАННА (22:8−9)

Откр 22:8−9. Получив столь потрясающее откровение, Иоанн снова пал к ногам Ангела, показывавшего ему сие. И опять Ангел остановил Иоанна, напомнив ему, что ангелам поклоняться не следует, потому что они и святые — сослужители Господу. Богу поклонись, — вновь повелевает он апостолу (19:10).

3. ПОВЕЛЕНИЕ ВОЗВЕЩАТЬ ПРОРОЧЕСТВО ЭТОЙ КНИГИ (22:10−11)

Откр 22:10−11. Даниилу было сказано в свое время: «сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени» (Дан 12:9). Но Иоанну сказано нечто противоположное: не запечатывай слов пророчества книги сей. Снова приходится подчеркнуть, что мнение ряда богословов, будто Откровение исполнено непроницаемой тайны, явно противоречит этому и другим местам. Посредством как четких, вполне определенных заявлений, так и символов, книга эта предназначена возвестить людям о фактах и событиях, связанных со вторым пришествием Христа.

Слова, следующие затем, опять-таки смущают многих: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится, праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще (Откр 22:11). Однако искать здесь поощрение злу не следует. Смысл сказанного в том, что если кто не прислушается к этому пророчеству, то будет продолжать делать зло. Напротив, те, которые «соблюдут» его, будут продолжать жить праведно и свято. Вообще же, поскольку время пришествия Христа близко, ожидать принципиальных изменение в поведении людей в массе их не приходится.

4. ГРЯДУЩИЙ СУД И ВОЗДАЯНИЕ (22:12)

Откр 22:12. Этот стих начинается так же, как стих 7: Се, гряду скоро. В связи с Его скорым пришествием (стих 7 и 20) святых ожидает воздаяние за то, что они делали, живя в теле, во имя Христа (в англ. тексте Библии — не «возмездие», имеющее оттенок угрозы, как в русской Библии, а именно — «воздаяние»). Суд будет производить Сам Христос (2Кор 5:10−11). Напомним, что последние суды как над нечестивыми, так и над верующими, будут совершаться «по делам» тех, кто «явятся пред судилище Христово» (2Кор 5:10). Так что у «верных» есть все основания ожидать его с радостью, а у нечестивых — с ужасом.

5. ХРИСТОС — ВЕЧНО СУЩИЙ (22:13)

Откр 22:13. Вновь говорит Христос о том, что бытие Его — вечно: Я Есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний он «был» до начала творения и пребудет после того, как все временное перестанет существовать. Он вечен (1:4, 8, 17; 2:8; 21:6).

6. ГРЯДУЩИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ОСУЖДЕНИЕ (22:14−15)

Откр 22:14−15. Здесь последнее, седьмое, обещание блаженства: блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы им иметь право на древо жизни и войти в город воротами (сравните стих 19). Предыдущие обещания блаженства записаны в следующих стихах: 1:3; 14:13; 16:15; 19:9; 20:6; 22:7.

В отличие от праведных, которых ожидает блаженство, неправедные будут отвержены: А вне — псы (т. е. «нечестивцы»; сравните Флп 3:2) и чародеи (сравните 9:21; 18:23; 21:8), и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду. Как и прежде, при упоминании неспасенных перечисляются некоторые из характерных для них «злых» дел (21:8, 27).

Хотя и среди святых есть такие, которые когда-то были повинны в таких же делах, они впоследствии омылись кровью Христа и потому сделались приемлемыми для Бога. Те же, которые отказались от предлагаемого им искупления, получат справедливое возмездие за свои грехи. Несмотря на то, что в мире совершается масса злых дел, каждое из них будет представлено на суд Божий.

7. ПРИГЛАШЕНИЕ ДУХА И НЕВЕСТЫ (22:16−17)

Откр 22:16−17. Все Откровение дано Христом через Его Ангела, будучи предназначено для всех церквей. Господь говорит о Себе: Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. Поскольку «все чрез Него начало быть» (Ин 1:3), он есть в корень Давида. Но по плоти Иисус Христос происходит от Давида и, значит, является его «потомком» (Мф 1:1; Ис 11:11; Откр 5:5). В духе пророчеств о Нем Его пришествие в мир подобно восхождению утренней звезды, знаменующей скорое наступление нового светлого дня.

Дух Святой и Невеста Христа — Церковь призывают Его и приглашают присоединиться к их призыву всех тех, кто слушают слова Откровения. Чудесное обещание дается всем жаждущим правды Божией: они могут брать воду жизни даром. Обещание это простирается на каждое поколение, сколько их ни будет на земле до второго пришествия Христа.

Те, кто сознают свою нужду в Спасителе Христе, призываются приходить к Нему, пока еще есть время. Как это явствует из Писаний, вечная жизнь (здесь названная «водой жизни»; сравните Откр 22:1; Ин 7:37−39) дается даром. Ибо смертью Своей на Голгофском кресте Христос уплатил за то, что теперь предлагает как дар всем, кто захотят принять его, уверовав в Господа и доверившись Ему.

8. ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (22:18−19)

Откр 22:18−19. В целом оно направлено тем, кто отнесутся пренебрежительно к этой последней книге Библии. Предупреждение носит двоякий характер: да не прибавляют к ней слов, не сказанных в ней, и да не убавляют ничего из того, что в ней записано (сравните Втор 4:2; Втор 12:32; Притч 30:6). Ибо беспощадное осуждение ожидает тех, кто поступят так, руководствуясь, может быть, ошибочным представлением, будто Откровение — плод мистического чувства, охватившего престарелого человека, а не слово, вдохновленное Богом. Отвергающие слово Его отвергают Его Самого: у таковых, пишет Иоанн, отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВА И ОБЕЩАНИЕ (22:20−21)

Откр 22:20−21. И заключительное слово свидетельства слышит апостол от Господа: Ей, гряду скоро! (стихи 7, 12). Короткой молитвой откликается он на него: Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

Завершив изложение данного ему величайшего откровения, Иоанн произносит последние слова благословения: Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Кратким этим благословением, столь часто встречающимся на страницах Нового Завета, и завершается Слово Божие.

Для тех, кто верят, что, придя на землю впервые, Христос принес людям спасение, последние слова книги Откровения — с целью полного и окончательного избавления верующих. Откровением Иисуса Христа эта книга начинается, и заканчивается она утверждением скорого Его возвращения.

Пожалуй, ни в одной из других книг Библии не противопоставлены друг другу столь резко благословенное множество святых и погибшие, будущее которых ужасно. И ни в одной из них не говорится столь ясно об ожидающих мир судах Божиих, с одной стороны, и о вечном блаженстве верующих — с другой.

Как печально, что столь многие не обращают должного внимания на эту книгу и лишают себя возможности проникнуть в глубину изложенных в ней истин. Тем самым они обедняют и свое духовное знание, и упование свое на Иисуса Христа. Те же дети Божии, которые в состоянии оценить обетования, содержащиеся в Откровении, с чувством присоединятся к молитве Иоанна: Ей, гряди, Господи Иисусе!



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.