Притчи 29 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Если человек упрям и не принимает поучений, тогда он будет уничтожен, и ничто ему больше не поможет.
2 Когда правитель добр, то и народ счастлив, но когда у власти злой, то все жалуются.
3 У любящего мудрость отец очень счастлив, а если человек выбрасывает деньги на блудниц, то он потеряет всё состояние.
4 У справедливого царя народ будет сильным, а у себялюбивого царя, требующего многочисленных даров, народ будет слабым.
5 Пытающийся получить желаемое, говоря приятное другим, себе же расставляет ловушку.
6 Злобные побеждены своими грехами, но добрый может петь и быть счастливым.
7 Добрые пытаются сделать правильное для бедных, но злым всё равно.
8 Высокомерные люди, которые смеются над праведностью, — причина многих бед, смущающих целые города, но мудрые способны умиротворить разгневанных.
9 Если мудрый пытается уладить дело с глупым, последний будет спорить и говорить глупости, и они никогда не договорятся.
10 Убийцы всегда ненавидят честных людей, а злые хотят сжить со света всех праведников.
11 Глупый сердится очень легко, а мудрый терпелив и держит себя в руках.
12 У правителя, выслушивающего ложь, будут плохие советники.
13 В одном и бедняк, и его притеснитель одинаковы: им обоим дал жизнь Господь.
14 Царь, который к бедным справедлив, будет царствовать долго.
15 Наказание и наставление полезно детям. Ребёнок, которому родители позволяют делать всё что угодно, опозорит мать.
16 Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде, но добрые победят в конце концов.
17 Наказывай сына, когда он неправ, и всегда будешь им гордиться. Он никогда тебя не опозорит.
18 Если Бог не ведёт народ, то не будет мира стране. Но подчиняющийся законам Бога народ будет счастлив.
19 Слуга ничему не научится, если ты будешь только говорить с ним. Он, может, и поймёт твои слова, но подчиняться им не станет.
20 У глупого больше надежды, чем у того, кто говорит не подумав!
21 Если дашь слуге всё, что он пожелает, то он станет расточительным слугой.
22 Сердитый является причиной ссор, а вспыльчивый виноват во многих грехах.
23 Гордыня принесёт унижение тебе, а покорность — честь и уважение.
24 Принимая соучастие в преступлении, ты сам себе становишься наихудшим врагом. И тогда, даже под угрозами судей, ты побоишься дать правдивое показание.
25 Страх словно ловушка, но верующий в Господа будет спасён.
26 Многие хотят дружить с правителем, но Господь единственный, Кто судит справедливо.
27 Добрым людям мерзки неправедные, а злым мерзки живущие праведно.

Комментарии МакДональда

29:1 Человек, который продолжает пребывать в грехе, несмотря на неоднократные предостережения, будет внезапно сокрушен, без всякой надежды получить второй шанс. Люди, жившие на земле до потопа, отказывались прислушаться к словам Ноя. Пришел потоп, и они были уничтожены.

Один мой знакомый, неоднократно отвергавший призыв Благой Вести, встретился с женщиной, которая часто за него молилась. Она спросила: «Ты не думаешь, что тебе пора обратиться к Господу?» Тот ответил: «А разве Он когда-то сделал что-либо для меня?» Через несколько дней несчастье унесло его жизнь. Это был один из тех невероятных случаев, о которых говорят «так не бывает», — однако это произошло!

29:2 Моральные качества правителей народа отражаются на нравственности всей страны. Когда умножаются праведники, то есть, увеличивается их численность и усиливается власть, народ веселится. А нечестивый правитель вызывает повсеместную скорбь.

29:3 Сын, любящий мудрость, посвятивший и отделивший свою жизнь для Христа, приносит радость своему отцу. Сын же, который живет в нечестии, расточает отцовские деньги. Блудный сын, как вы помните, промотал имущество своего отца в разгульной жизни.

29:4 Действуя правосудно, царь укрепляет свою страну. Тот, кто принимает подарки, искажая правосудие, подрывает устойчивость правительства.

29:5 Льстец подвергает своего друга опасности тем, что отказывается сказать ему истину, или тем, что хвалит его за то, что не является правдой. Так же, он поощряет гордость, которая приводит к падению.

29:6 Злой человек зачастую попадает в сеть своего собственного греха. Праведник же счастлив, потому что ему нет нужды бояться последствий преступления. Он веселится и радуется.

29:7 Праведные люди принимают активное участие в тяжбе бедных. Нечестивые же не заинтересованы в том, чтобы проявлять сострадание.

29:8 Люди развратные возмущают город. Они создают беспорядки, возбуждая вспыльчивые нравы, раздражая людей и производя разделения. Мудрые стремятся предотвратить разлад и содействовать миру.

29:9 Эта притча может иметь два значения. Наиболее вероятно следующее: когда умный человек спорит с человеком глупым, глупец будет только гневаться или смеяться (НКИ, ИСВ, Перевод Беркели). Он так и не изменит своих убеждений, и покой не наступит.

Другое толкование гласит, что, когда мудрый человек спорит с человеком глупым, прибегает ли мудрый к суровости или к юмору, это ничего не меняет, и не приводит ни к каким позитивным результатам.

29:10 Здесь также существуют два возможных толкования. Первое приводится в Американской Стандартной Версии (АСВ): «Кровожадные люди ненавидят непорочного, и ищут жизни праведника». Здесь кровожадные люди в обоих случаях выступают в роли нечестивых агрессоров.

Другое значение находим в Новом Переводе Короля Иакова (НКИ), Новом Переводе Джона Нельсона Дарби (ДжНД) и Переводе Беркели. Здесь в первой части стиха кровожадные люди истребляют жизнь, а праведные стремятся сохранить и защитить ее во второй части.

29:11 Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. Адамс советует:

«Идея позволить гневу вырваться на свободу неконтролируемым образом, говоря или делая то, что первым приходит на ум, не размышляя над последствиями, не досчитав до десяти, не пытаясь сдержать и успокоить его, не выслушав всей истории до конца, совершенно неверна».

29:12 Видимо, притча говорит о том, что если правитель желает, чтобы ему угождали, льстили и утешали приятными вестями, тогда все его служащие будут поступать именно таким образом. Они будут лгать и льстить.

29:13 Возможно, в человеческом обществе бедный и лихоимец (притеснитель) разделены огромной пропастью, но пред Богом они стоят на одном уровне. Свет их глазам дает Господь.

29:14 Когда Бог судит правителя, Его особенно интересует то, относится ли тот к бедным с сочувствием и без лицемерия. Если это так, то Бог обещает утвердить ... его престол навсегда. На самом деле, мы знаем лишь одного такого правителя — Его зовут Иисус Христос.

29:15 Данная притча прямо противоречит многим современным специалистам, защищающим «демократию вседозволенности». Розга представляет собой телесное наказание, обличение — словесное исправление. Эти две формы родительского дисциплинирования дают мудрость. Они не подавляют ребенка, и не деформируют его как личность, как утверждают «эксперты».

29:16 Когда нечестивые умножаются в числе и власти, возрастает и уровень преступности. Но праведники при жизни увидят их падение. Конечно, этому есть исключения, но это исключения, которые доказывают правило.

29:17 Правильно воспитанный ребенок, получивший необходимую дисциплину, принесет своим родителям радость и покой, а не беспокойство и скорбь.

29:18 Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен. Здесь «откровение» означает пророческое откровение, то есть, Божье Слово (см. 1Цар 3:1). Смысл заключается в том, что когда люди не знают и не чтят Божье Слово, каждый поступает, как ему заблагорассудится. Те же, кто соблюдает закон, то есть, Божье Слово, воистину благословлены.

29:19 Этот стих описывает строптивость и непокорность многих слуг. Словесного приказания не всегда бывает достаточно. Они могут понимать наставления хозяина, но не всегда исполняют их, сохраняя упрямое молчание. Иисус сказал: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк 6:46).

29:20 Среди всех тем, обсуждаемых в книге Притч, наибольшее внимание уделяется нашим словам. Здесь мы узнаем, что человек, который говорит прежде, чем думает, более безнадежен, чем даже глупец. Это помещает его в одну категорию с человеком, который сам себя считает мудрецом (26:12).

29:21 Если вы балуете и нежите раба, он скоро забудет подобающее ему положение, и будет ожидать, чтобы вы относились к нему как к сыну. Неуместная фамильярность в отношениях между служащим и работодателем часто порождает презрение.

Слово, переведенное во второй строке как «сын», имеет неясное значение.

29:22 Большинство из нас когда-либо в своей жизни встречали таких людей. Гневливый человек заводит разнообразные ссоры и разногласия, а страстный, или вспыльчивый человек совершает множество грехов.

29:23 Гордый человек может быть уверен в том, что будет унижен. Смиренный же возвысится в чести.

Профессор Смит совершал восхождение на гору Вейсхорн. У самой вершины проводник отступил в сторону, чтобы дать путешественнику честь первым взойти на пик. Возбужденный открывшимся перед ним видом, забывая о свирепом ветре, тот во весь рост распрямился на вершине. Проводник потянул его вниз, восклицая: «На колени, сэр! Вы будете в безопасности, только стоя на коленях». Жизненные вершины, будь то пики познания, любви или мирского успеха, полны опасностей. (Choice Gleanings).

О Агнец Божий,
Ты держи меня
В близи к Тебе, где был пронзен,
Лишь там, я невредим,
В покое могу пребывать.
Когда врагами и опасностями окружен,
Заполнен изнутри похотью и страхом,
Лишь благодать, взыскавшая меня,
Нашла меня, и может сохранить.
Джеймс Дж. Дек

29:24 Помогающий вору поступает так, как будто он ненавидит свою жизнь. Почему? Потому что когда он клянется говорить правду, то есть, когда судья призывает его произнести клятву в суде, он не объявляет о том, что знает, — он не свидетельствует, и таким образом становится лжесвидетелем. Согласно закону Моисея, когда человек слышал, как судья произносит клятву, и, тем не менее, отказывался свидетельствовать, он считался виновным и должен был понести соответствующее наказание (см. Лев 5:1). Он не мог сослаться на «право хранить молчание».

29:25 Боязнь перед людьми побуждает человека подчиниться давлению и совершить зло, либо воздержаться от того, чтобы поступить правильно. Сколько людей отправилось в ад лишь потому, что боялись того, что скажут их друзья, если узнают, что они доверились Христу!

Человек, надеющийся на Господа, пребывает в безопасности, что бы ни происходило. «Мы так сильно боимся людей, — писал Уильям Гурналл, — потому что так мало боимся Бога».

29:26 Многие люди пытаются найти решение всех своих проблем в земном правителе, но, на самом деле, судьба человека решается Господом.

29:27 Между праведником и неправедным человеком нет ни согласия, ни взаимопонимания. Благочестивый с неприязнью взирает на безбожника, а нечестивый питает отвращение к праведнику. Так же, как в сравнении с прямой тростью проявляется кривизна другой, так же ослепителен и контраст между жизнью в чистоте и жизнью нечестия.

Здесь заканчиваются притчи Соломона.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.