Притчи 8 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Слушай! Мудрость и Разум взывают к тебе.
2 Стоят они на вершине холма, на улицах, на перекрёстке дорог.
3 Они у ворот городских и зовут из открытых дверей.
4 Обращается мудрость:
«Я всех людей призываю!
5 Научитесь, неразумные, разуму! Наберитесь, глупые, ума!
6 Важно всё, чему учу я, потому что я истину говорю вам.
7 Все слова мои истинны, я ненавижу ложь.
8 Все слова мои справедливы, в них ничего плохого нет.
9 Все они для разумных ясны, и тот, в ком есть знание, их понимает.
10 Примите учение моё, оно дороже серебра и лучше золота.
11 Мудрость стоит дороже жемчуга и дороже любых желаний твоих».
12 «Я — Мудрость, обитаю с Благоразумием. Я — Знание, меня можно найти в предосторожности.
13 Если Господа чтит человек, то он ненавидит зло. Я, Мудрость, ненавижу тех, кто полон гордости и высокомерия. Пути неправедные и лжецов я ненавижу.
14 Но я даю людям здравый смысл и разумные советы. Я знание и силу им даю.
15 Цари с моею помощью руководят, а правители устанавливают справедливые законы.
16 Я помогаю предводителям править, а начальникам правильные решения принимать.
17 Я тех люблю, кто меня любит, и тот, кто ищет, тот меня найдёт.
18 Я приношу богатство и успех, и честь, и славу.
19 Мои дары дороже золота и лучше чистейшего серебра.
20 Веду людей я правильным путём, тропою справедливости веду.
21 Я богатство даю тем, кто любит меня, я их дома сокровищами наполняю.
22 Меня, Мудрость, первой сотворил Господь.
23 Сотворена была я ещё до создания мира.
24 Я появилась раньше океанов и прежде, чем сотворена вода.
25 Я рождена до появления гор и до возникновения холмов.
26 Я появилась раньше, чем Господь создал землю, поля и первые пылинки.
27 Я там была, когда Бог создал небеса, когда Он, прочертив круги земные, пределы океану положил.
28 Я там была, когда Он облаками наполнил небо и водой заполнил океан.
29 Я там была, когда Господь в морях определил воде границы, чтобы вода не поднималась выше тех пределов, которые указал Господь. Я там была, когда Он создал основание земли.
30 Я была рядом с Ним как искусный помощник, и был счастлив Господь каждый день, потому что я рядом была.
31 Я наслаждалась Им сотворённым миром, и счастлива была среди людей.
32 Теперь послушайте, дети, меня. Вы будете счастливы, если пойдёте моими путями.
33 Слушайте мои наставления и будьте мудры, не отказывайтесь слушать.
34 Кто слушает меня и ждёт возле моих дверей, воистину тот счастлив будет!
35 Тот, кто меня находит, жизнь находит, добро от Господа получит он.
36 А кто меня не ищет, тот в смертельной опасности живёт. Любой, кто мудрость ненавидит, любит смерть».

Комментарии МакДональда

Л. Олицетворение мудрости (Гл. 8)

8:1 Глава 8 является яркой противоположностью седьмой главе. Там к сынам человеческим взывала прелюбодейка. Здесь мудрость приглашает их последовать за собой, используя для этого весомые доводы. Новозаветной параллелью этой главы становится Иоанна 7:37, где Христос призывает людей прийти к Нему и пить Его живую воду.

8:2−3 Эти стихи повествуют о том, где можно найти Мудрость. Перечень мест указывает на то, что она доступна и близка к каждому человеку в каждодневной жизни.

8:4−5 Она обращает свой призыв ко всем категориям людей — к известным и знаменитым, и к принадлежащим к более низкому сословию, к неразумным и глупым. «Она 'готова стать проводником каждого человека'», — говорит Киднер.

8:6−9 Далее описывается характер наставлений Мудрости. Она учит о том, что важно, что есть правда и истина, и что справедливо. Из ее уст не исходит ничего мерзкого, коварного или лукавого. Всякий, обладающий хоть малой долей разумения и понимания, увидит, что ее наставления истинны и правильны.

8:10−11 Ценность учения Мудрости несравнима ни с чем. Ее нужно желать превыше серебра..., отборного золота..., жемчуга, и всех других богатств, к которым так стремятся люди.

8:12−13 Мудрость обитает вместе с разумом. Они всегда вместе, поэтому, если вы обладаете Мудростью, то обладаете и разумением. Мудрость дает рассудительность и знание для каждодневной жизни.

Но есть и вещи, с которыми Мудрость не обитает. Они являются ее моральными противоположностями, и она ненавидит их, т.е. все виды зла, будь то гордость, высокомерие, нечестивое поведение или лживые слова.

8:14−21 Преимущества или награды Мудрости включают в себя:

  • Хороший совет (ст. 14а)
  • Здравое понимание (в русском — «правда», ст. 14б)
  • Разумение (ст. 14в)
  • Моральную силу поступать правильно и отвергать зло (ст. 14г)
  • Способность быть лидером (ст. 15а, 16а)
  • Навыки судейства (ст. 15б, 16б)
  • Отношения любви и дружбы (см. Иоанна 14:21) (ст. 17а)
  • Доступность для каждого, кто серьезно ищет ее (ст. 17б)
  • Нетленные сокровища, сопровождаемые честью и праведностью (ст. 18)
  • Характер, стоящий дороже, чем самое чистое золото или отборное серебро (ст. 19)
  • Направление на пути праведности и правосудия,  которые приносят благо в избытке (ст. 20, 21)

Мы уже упоминали, что эти отрывки, описывающие Мудрость, могут быть также уместны и в отношении Господа Иисуса Христа, поскольку Новый Завет описывает Его как Мудрость (Мф 11:19; Лк 11:49; 1Кор 1:24, 30; Кол 2:3). Нигде больше эта параллель не проявляется более ярко и ясно, чем в следующих стихах. Христианская Церковь всегда считала этот отрывок относящимся к Господу Иисусу Христу.

Что же тогда мы узнаем о Христе в «этом скромном представителе священного красноречия»?

8:22 Его вечное существование: «Господь имел меня началом пути Своего... « Мы не должны видеть в этих словах то, что Христос когда-либо имел начало. Бог никогда не существовал без качеств или характеристик мудрости, так же, как Он никогда не существовал без Личности Его Сына. Значение этих слов абсолютно такое же, как в Иоанна 1:1: «В начале ... Слово было у Бога».

8:23 Его назначение от вечности. «Помазан» означает «назначен» или «предназначен». Задолго до сотворения мира Он был назначен стать Мессией для Израиля и Спасителем мира.

8:24−26 Его пресуществование. Слово «родилась» не должно восприниматься буквально, как если бы Он был сотворен и, таким образом, имел начало. Это поэтическое описание вечного существования Сына и Его личности как отдельной от личности Бога Отца.

Начальные пылинки говорят о началах мира.

8:27−29 Его присутствие при сотворении мира. Он был свидетелем того, как над землей и морем были раскинуты небеса, когда были сформированы облака, и источники и родники начали биться из-под земли. Он присутствовал при том, когда были проложены границы океанов, когда водам было заповедано не переступать установленных пределов. Он был там, когда были положены основания земли, включая внутреннюю структуру, поддерживающую внешнюю земную кору.

8:30а Его участие в творении. Здесь мы узнаем, что Господь Иисус был активным участником сотворения мира. Фраза «тогда я была при Нем художницею» или «дизайнером, искусным мастером» соответствует Иоанна 1:3, Колоссянам 1:16 и Евреям 1:2.

8:30б Его расположение, полное любви и радости ... перед Богом. Вечная и безграничная любовь Отца к Его Сыну еще более усиливает чудесное величие того, что Он послал этого Сына умереть за грешников.

8:30в Его собственная радость перед Господом. Это еще больше возвеличивает благодать нашего Господа Иисуса Христа: ведь Он оставил это положение чистой и совершенной радости, чтобы прийти в темные джунгли стыда, скорби и страданий.

8:31 Его радость в обитателях Земли. Просто поразительно, что из всей огромной вселенной Его больше всего интересует наша малюсенькая планета.

Его особая радость в сынах человеческих. Самым огромным чудом является то, что Он избрал объектом Своей любви непокорную человеческую расу.

Уильям Коупер оставил нам поразительный гимн, написанный по мотивам стихов 22−31:

Прежде, чем Бог построил горы,
Или возвысил плодоносные холмы;
Прежде, чем наполнил родники,
Что питают бегущие ручьи;
В Тебе, от вечности
Прекраснейшем Я ЕСМЬ
Черпал Он нескончаемую радость,
И Мудрость — имя есть Тебе.
Когда словно шатры для обитания
Он распростер небес пространство вширь,
И оковал границы бурного волнения
Морских бездонных вод, Подвластных лишь Ему,
Своею мерою и весом, Ты был с Ним и тогда:
Сам, радость для Отца
И радость для тебя — сыны людей.
И как же можешь радоваться Ты
Таким творениям, как мы,
Когда, узрев Тебя, пренебрегли
И пригвоздили к дереву Тебя?
Непостижимая загадка?
Божественная тайна?
Глас, говорящий в шуме грома,
Нам говорит:
«Пусть грешен ты, Я — твой!»

8:32−36 Эта последняя часть главы поднимает извечные истины, связанные с ответом человека на призыв Мудрости. Она провозглашает благословения на тех, кто слушает ее наставления и избирает ходить ее путями. Она обещает счастье и радость тем, кто каждый день ожидает у ее ворот, верно бодрствуя у ее дверей. Она предлагает жизнь и божественную благодать тем, кто находит ее, и личные потери и смерть тем, кто пренебрегает ею.

Примените эти последние два стиха к Христу. Всякий, кто находит Его, обретает вечную жизнь и пребывает в полном благоволении перед Богом (см. Ин 8:51; Ин 17:3; Еф 1:6; 1Ин 5:12). Те же, кто пренебрегает Им, причиняют вред себе, и ненавидящие Его любят смерть (сравни с Ин 3:36б).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.