Притчи 8 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
2 Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
3 она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
4 «К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму.
6 Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда;
7 ибо истину произнесёт язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих;
8 все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
9 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
10 Примите учение моё, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
13 Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
14 У меня совет и правда; я — разум, у меня сила.
15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
17 Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
19 плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
20 Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
21 чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.
22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
24 Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою.
25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26 когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27 Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30 тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во всё время,
31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
35 потому что, кто нашёл меня, тот нашёл жизнь и получит благодать от Господа;
36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все, ненавидящие меня, любят смерть».

Комментарии МакДональда

Л. Олицетворение мудрости (Гл. 8)

8:1 Глава 8 является яркой противоположностью седьмой главе. Там к сынам человеческим взывала прелюбодейка. Здесь мудрость приглашает их последовать за собой, используя для этого весомые доводы. Новозаветной параллелью этой главы становится Иоанна 7:37, где Христос призывает людей прийти к Нему и пить Его живую воду.

8:2−3 Эти стихи повествуют о том, где можно найти Мудрость. Перечень мест указывает на то, что она доступна и близка к каждому человеку в каждодневной жизни.

8:4−5 Она обращает свой призыв ко всем категориям людей — к известным и знаменитым, и к принадлежащим к более низкому сословию, к неразумным и глупым. «Она 'готова стать проводником каждого человека'», — говорит Киднер.

8:6−9 Далее описывается характер наставлений Мудрости. Она учит о том, что важно, что есть правда и истина, и что справедливо. Из ее уст не исходит ничего мерзкого, коварного или лукавого. Всякий, обладающий хоть малой долей разумения и понимания, увидит, что ее наставления истинны и правильны.

8:10−11 Ценность учения Мудрости несравнима ни с чем. Ее нужно желать превыше серебра..., отборного золота..., жемчуга, и всех других богатств, к которым так стремятся люди.

8:12−13 Мудрость обитает вместе с разумом. Они всегда вместе, поэтому, если вы обладаете Мудростью, то обладаете и разумением. Мудрость дает рассудительность и знание для каждодневной жизни.

Но есть и вещи, с которыми Мудрость не обитает. Они являются ее моральными противоположностями, и она ненавидит их, т.е. все виды зла, будь то гордость, высокомерие, нечестивое поведение или лживые слова.

8:14−21 Преимущества или награды Мудрости включают в себя:

  • Хороший совет (ст. 14а)
  • Здравое понимание (в русском — «правда», ст. 14б)
  • Разумение (ст. 14в)
  • Моральную силу поступать правильно и отвергать зло (ст. 14г)
  • Способность быть лидером (ст. 15а, 16а)
  • Навыки судейства (ст. 15б, 16б)
  • Отношения любви и дружбы (см. Иоанна 14:21) (ст. 17а)
  • Доступность для каждого, кто серьезно ищет ее (ст. 17б)
  • Нетленные сокровища, сопровождаемые честью и праведностью (ст. 18)
  • Характер, стоящий дороже, чем самое чистое золото или отборное серебро (ст. 19)
  • Направление на пути праведности и правосудия,  которые приносят благо в избытке (ст. 20, 21)

Мы уже упоминали, что эти отрывки, описывающие Мудрость, могут быть также уместны и в отношении Господа Иисуса Христа, поскольку Новый Завет описывает Его как Мудрость (Мф 11:19; Лк 11:49; 1Кор 1:24, 30; Кол 2:3). Нигде больше эта параллель не проявляется более ярко и ясно, чем в следующих стихах. Христианская Церковь всегда считала этот отрывок относящимся к Господу Иисусу Христу.

Что же тогда мы узнаем о Христе в «этом скромном представителе священного красноречия»?

8:22 Его вечное существование: «Господь имел меня началом пути Своего... « Мы не должны видеть в этих словах то, что Христос когда-либо имел начало. Бог никогда не существовал без качеств или характеристик мудрости, так же, как Он никогда не существовал без Личности Его Сына. Значение этих слов абсолютно такое же, как в Иоанна 1:1: «В начале ... Слово было у Бога».

8:23 Его назначение от вечности. «Помазан» означает «назначен» или «предназначен». Задолго до сотворения мира Он был назначен стать Мессией для Израиля и Спасителем мира.

8:24−26 Его пресуществование. Слово «родилась» не должно восприниматься буквально, как если бы Он был сотворен и, таким образом, имел начало. Это поэтическое описание вечного существования Сына и Его личности как отдельной от личности Бога Отца.

Начальные пылинки говорят о началах мира.

8:27−29 Его присутствие при сотворении мира. Он был свидетелем того, как над землей и морем были раскинуты небеса, когда были сформированы облака, и источники и родники начали биться из-под земли. Он присутствовал при том, когда были проложены границы океанов, когда водам было заповедано не переступать установленных пределов. Он был там, когда были положены основания земли, включая внутреннюю структуру, поддерживающую внешнюю земную кору.

8:30а Его участие в творении. Здесь мы узнаем, что Господь Иисус был активным участником сотворения мира. Фраза «тогда я была при Нем художницею» или «дизайнером, искусным мастером» соответствует Иоанна 1:3, Колоссянам 1:16 и Евреям 1:2.

8:30б Его расположение, полное любви и радости ... перед Богом. Вечная и безграничная любовь Отца к Его Сыну еще более усиливает чудесное величие того, что Он послал этого Сына умереть за грешников.

8:30в Его собственная радость перед Господом. Это еще больше возвеличивает благодать нашего Господа Иисуса Христа: ведь Он оставил это положение чистой и совершенной радости, чтобы прийти в темные джунгли стыда, скорби и страданий.

8:31 Его радость в обитателях Земли. Просто поразительно, что из всей огромной вселенной Его больше всего интересует наша малюсенькая планета.

Его особая радость в сынах человеческих. Самым огромным чудом является то, что Он избрал объектом Своей любви непокорную человеческую расу.

Уильям Коупер оставил нам поразительный гимн, написанный по мотивам стихов 22−31:

Прежде, чем Бог построил горы,
Или возвысил плодоносные холмы;
Прежде, чем наполнил родники,
Что питают бегущие ручьи;
В Тебе, от вечности
Прекраснейшем Я ЕСМЬ
Черпал Он нескончаемую радость,
И Мудрость — имя есть Тебе.
Когда словно шатры для обитания
Он распростер небес пространство вширь,
И оковал границы бурного волнения
Морских бездонных вод, Подвластных лишь Ему,
Своею мерою и весом, Ты был с Ним и тогда:
Сам, радость для Отца
И радость для тебя — сыны людей.
И как же можешь радоваться Ты
Таким творениям, как мы,
Когда, узрев Тебя, пренебрегли
И пригвоздили к дереву Тебя?
Непостижимая загадка?
Божественная тайна?
Глас, говорящий в шуме грома,
Нам говорит:
«Пусть грешен ты, Я — твой!»

8:32−36 Эта последняя часть главы поднимает извечные истины, связанные с ответом человека на призыв Мудрости. Она провозглашает благословения на тех, кто слушает ее наставления и избирает ходить ее путями. Она обещает счастье и радость тем, кто каждый день ожидает у ее ворот, верно бодрствуя у ее дверей. Она предлагает жизнь и божественную благодать тем, кто находит ее, и личные потери и смерть тем, кто пренебрегает ею.

Примените эти последние два стиха к Христу. Всякий, кто находит Его, обретает вечную жизнь и пребывает в полном благоволении перед Богом (см. Ин 8:51; Ин 17:3; Еф 1:6; 1Ин 5:12). Те же, кто пренебрегает Им, причиняют вред себе, и ненавидящие Его любят смерть (сравни с Ин 3:36б).

Примечания:

 
Синодальный перевод
20 стезя — путь, дорога.
22 искони — изначально, с давних пор, от века, издавна.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.