Притчи 29 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Если человек упрям и не принимает поучений, тогда он будет уничтожен, и ничто ему больше не поможет.
 
Кто и после многих обличений упорствует, в один миг будет сокрушен, и не будет ему исцеленья.1

Когда правитель добр, то и народ счастлив, но когда у власти злой, то все жалуются.
 
Когда праведники сильны2 — народ радуется, когда нечестивец правит — народ стонет.

У любящего мудрость отец очень счастлив, а если человек выбрасывает деньги на блудниц, то он потеряет всё состояние.
 
Кто любит мудрость — радует своего отца, а кто до распутниц охоч — промотает состояние.

У справедливого царя народ будет сильным, а у себялюбивого царя, требующего многочисленных даров, народ будет слабым.
 
Правосудием царь укрепит страну, а любящий подношения3 разорит ее.

Пытающийся получить желаемое, говоря приятное другим, себе же расставляет ловушку.
 
Кто ближнему своему льстит — расставляет сети на пути его.

Злобные побеждены своими грехами, но добрый может петь и быть счастливым.
 
Злодей попадет в ловушку собственного греха, а праведник будет петь и радоваться.

Добрые пытаются сделать правильное для бедных, но злым всё равно.
 
Радеет праведник о правосудии для бедняка, а нечестивцу и не понять этого.4

Высокомерные люди, которые смеются над праведностью, — причина многих бед, смущающих целые города, но мудрые способны умиротворить разгневанных.
 
Бесстыдные люди порождают смуту в городе, а мудрые укрощают гнев.

Если мудрый пытается уладить дело с глупым, последний будет спорить и говорить глупости, и они никогда не договорятся.
 
Если мудрый с глупым будет судиться5 — не будет знать, куда деваться от гнева и насмешек глупого. 6

Убийцы всегда ненавидят честных людей, а злые хотят сжить со света всех праведников.
 
Жаждущим крови ненавистен непорочный, а честные о жизни его заботятся.7

Глупый сердится очень легко, а мудрый терпелив и держит себя в руках.
 
Глупец дает гневу полную силу, а мудрый сдерживает свой гнев.

У правителя, выслушивающего ложь, будут плохие советники.
 
Если сам правитель внимает лжи, то и все слуги его будут нечестивы.

В одном и бедняк, и его притеснитель одинаковы: им обоим дал жизнь Господь.
 
Лишь в одном бедняк и угнетатель едины:8 обоим ГОСПОДЬ даровал свет в очах.9

Царь, который к бедным справедлив, будет царствовать долго.
 
Если царь справедливо судит бедных, то престол его навеки утвердится.

Наказание и наставление полезно детям. Ребёнок, которому родители позволяют делать всё что угодно, опозорит мать.
 
Розга и обличение дают мудрость, а ребенок, оставленный без воспитания, — мать позорит.

Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде, но добрые победят в конце концов.
 
Больше становится нечестивцев — и греха больше, но праведники увидят их падение.

Наказывай сына, когда он неправ, и всегда будешь им гордиться. Он никогда тебя не опозорит.
 
В строгости воспитывай10 сына своего — и будешь спокоен, и душа твоя на него не нарадуется.

Если Бог не ведёт народ, то не будет мира стране. Но подчиняющийся законам Бога народ будет счастлив.
 
Без пророческого откровения народ теряет чувство меры,11 но благо тому, кто хранит Закон.

Слуга ничему не научится, если ты будешь только говорить с ним. Он, может, и поймёт твои слова, но подчиняться им не станет.
 
Словами раба не вразумишь: даже если поймет он слово, ему не последует.

У глупого больше надежды, чем у того, кто говорит не подумав!
 
Ты видал человека, опрометчивого в словах? Даже у глупца не всё так безнадежно!

Если дашь слуге всё, что он пожелает, то он станет расточительным слугой.
 
Если с юности балуешь раба, он наследником твоим стать захочет. 12

Сердитый является причиной ссор, а вспыльчивый виноват во многих грехах.
 
Человек гневливый сеет раздоры, вспыльчивый — множество грехов совершает.

Гордыня принесёт унижение тебе, а покорность — честь и уважение.
 
Гордыня унижает человека, а дух смиренный стяжает ему славу.

Принимая соучастие в преступлении, ты сам себе становишься наихудшим врагом. И тогда, даже под угрозами судей, ты побоишься дать правдивое показание.
 
Кто знается с вором — сам себе враг: слышит проклятье и не доносит на вора. 13

Страх словно ловушка, но верующий в Господа будет спасён.
 
Страх перед людьми загоняет в ловушку, но кто на ГОСПОДА уповает — спасется.

Многие хотят дружить с правителем, но Господь единственный, Кто судит справедливо.
 
Многие ищут благосклонности владыки, но справедливый суд — у ГОСПОДА.

Добрым людям мерзки неправедные, а злым мерзки живущие праведно.
 
Мерзок праведникам беззаконник, а нечестивцам мерзок честный человек.14

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эта часть стиха повторяет вторую часть 6:15.
2  [2] — Букв.: умножаются. Друг. возм. пер.: у власти.
4  [3] — Или: тот, кто облагает (страну непомерной) данью.
7  [4] — Или: знать ничего не желает. Букв.: нечестивец не понимает знания. Ср. 28:5.
9  [5] — Или: ввяжется в спор.
9  [6] — Букв.: он гневается и смеется, и нет покоя.
10  [7] — Точный смысл масоретского текста неясен. Друг. возм. пер.: праведники ищут его душу.
13  [8] — Букв.: встречаются; ср. похожий оборот в 22:2.
13  [9] — Т. е. дал жизнь, ср. Пс 12:4; Иов 33:30, Эккл 11:7.
17  [10] — Букв.: наказывай.
18  [11] — Букв.: распущен / бесстыден.
21  [12] — Перевод предположителен; Друг. возм. пер.: потом беда случится.
24  [13] — Те проклятья, которые сыплются на голову вора, либо проклятья, которыми судья на суде грозит тем людям, кто, зная обстоятельства дела, о них не доносит, ср. Лев 5:1.
27  [14] — Букв.: идущий прямым путем.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.