Притчи 25 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Вот ещё мудрые изречения Соломона, собранные слугами Езекии, царя Иудеи.
 
Вот еще притчи Соломона, записанные слугами1 Езекии,2 царя Иудеи.

Мы Господа восхваляем за неведомые нам тайны, но царю мы славу воздаём за те дела, которые он совершает прилюдно.
 
За премудрость сокрытую — Богу слава,3 за справедливое расследование — слава царю.4

Никто не знает, насколько высоко небо или глубока земля, так и разум царей непостижим.
 
Как высота небес и глубины земли, так и сердце царя неисследимо.

Удалив все примеси, ты очистишь серебро, и тогда из него ремесленник сделает красивое изделие.
 
Очисти серебро от окалины5 — и выйдет сосуд у золотых дел мастера.6

Прогони злых советников от царя, и доброта сделает его царство сильным.
 
Удали нечестивцев от лица царя — и престол его справедливостью укрепится.7

Не строй из себя важную персону, не хвались собой перед царём.
 
Не восхваляй себя перед царем, средь великих не стремись занять место.

Гораздо лучше, если царь сам позовёт тебя, предоставив самоё почётное место, чем опозориться перед царскими вельможами, пересаживаясь на менее почётное место.
 
Лучше, если скажут тебе: «Поднимись к нам», чем унизят тебя перед вельможей каким.8 Если и увидел ты нечто своими глазами, что задело тебя, 9

Не спеши оклеветать человека перед судьёй. Если он докажет, что он прав, ты будешь посрамлён.
 
не спеши затевать суд, а иначе, что станешь делать, если сосед твой тебя опозорит?

Если у тебя законная тяжба с соседом, постарайтесь решить её между собой, но не выдавай его сокровенные тайны.
 
Даже если ты и затеял тяжбу с соседом,10 чужых секретов не выдавай,

Иначе ты будешь опозорен и приобретёшь дурную славу, с которой никогда не расстанешься.
 
чтобы не обесславил тебя услышавший это и не разнеслась о тебе худая молва.

Нужное слово, сказанное в подходящее время, словно золотое яблоко в серебряной оправе.
 
Слово, вовремя сказанное,11 — что золотые яблоки в серебряной оправе.12

Поучения мудрого стоят дороже, чем золотые кольца и украшения из лучшего золота.
 
Золотая серьга, украшенье из чистого золота — мудрый обличитель для чуткого уха.

Гонец, которому можно доверять, ценится, как освежающая вода в знойный день во время жатвы.
 
Что прохлада от снега в страду — надежный вестник для тех, кто его отправил; он ободрит душу своего господина.

Кто обещает подарки и не приносит их, подобен ветру и облакам, не приносящим дождя.
 
Облака и ветер, а дождя всё нет — так и тот, кто подарки попусту наобещал.

Спокойный разговор может заставить любого изменить мнение, даже правителя. У кроткой речи своя великая сила.
 
Выдержку выказывая, убедишь и правителя,13 ласковая речь и кость сокрушит.

Как ни хорош мёд, не ешь его слишком много, а то тебе станет плохо.
 
Если нашел мед, ешь его в меру, а иначе пресытишься и тебя стошнит.

Также не ходи слишком часто в дом соседа твоего, иначе он возненавидит тебя.
 
Не ходи часто в дом друга своего, чтобы не надоел ты ему14 и не стал ему ненавистен.

Опасен человек, не говорящий правду. Он подобен дубине, мечу или острой стреле.
 
Палица, меч и острая стрела — таков лжесвидетель против ближнего своего.

Будь независим от лжеца во времена бед. Его можно сравнить с больным зубом или хромой ногой, приносящей боль.
 
Что сломанный зуб или нога хромая — то надежда на вероломного в день бедствия.

Петь счастливые песни грустному человеку так же глупо, как снимать одежду в холодный день или смешивать соду и уксус.
 
Как в стужу одежды лишиться, как уксус15 лить на рану16 — так и песни петь тому, чье сердце в горе.

Если враг твой голоден, то накорми его, если пить хочет, напои его.
 
Если твой враг17 голоден — накорми его хлебом, если жаждет — дай воды напиться.

Если сделаешь так, то смутишь его, и тогда Господь вознаградит тебя за то, что ты был добр к своему врагу.
 
Так поступая, горящие угли сыплешь ты ему на голову, и ГОСПОДЬ воздаст тебе.

Северный ветер приносит дождь, а сплетни порождают злобу.
 
Северный ветер родит дождь, язык злоречивый — гнев на лицах.

Лучше жить в отдалённом углу на крыше, чем в доме со сварливой женой.
 
Лучше на самом краю крыши ютиться, чем жить в просторном доме со сварливой женой.18

Добрые новости издалека как прохладная вода в жаркий день.
 
Как вода студеная для пересохшего горла19 — так и добрая весть из дальней страны.

Доброго человека, поддающегося влиянию злого, можно сравнить с чистым источником воды, который покрывается грязью.
 
Замутненный родник, затоптанный источник — таков праведник, что отступает перед нечестивцем.

Плохо, если ты ешь слишком много мёда, но также плохо, если ты ищешь для себя слишком много чести.
 
Нехорошо объедаться медом, нехорошо без конца домогаться почестей.20

Человек, не способный держать себя в руках, подобен городу с разрушенными стенами.
 
Поверженный город без стен крепостных — таков человек, не владеющий собой.21

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: мужами, ср. 3Цар 10:8.
1  [2] — Езекия — благочестивый царь Иудеи, правивший с 716 по 687 гг. до Р. Х., см. 4Цар 18−20; 2Пар 29−32; Ис 36−39.
2  [3] — Или (ближе к букв.): величие Бога — делать нечто сокровенным.
2  [4] — Или (ближе к букв.): величие царя — расследовать дело.
4  [5] — Ср. Ис 1:22,25; Иез 22:18,19.
4  [6] — Ср. Ис 41:7; Ис 46:6.
5  [7] — См. 16:12.
7  [8] — Ср. Лк 14:7−11.
7  [9] — Букв.: что увидели глаза твои. Друг. возм. пер: перед вельможей, которого видели глаза твои.
9  [10] — Букв.: веди тяжбу / спорь с соседом, но…
11  [11] — Или: сказанное должным образом; ср. 15:23.
11  [12] — Возможно, имеется в виду ювелирное украшение в виде яблока или граната, инкрустированное оправой с изображениями растений или животных.
15  [13] — Или: князя.
17  [14] — Букв.: чтобы он не пресытился тобой.
20  [15] — Друг. возм. пер.: в день бедствия, (это) как в стужу одежды лишиться. Как уксус
20  [16] — Перевод по LXX; масоретский текст: на соду.
21  [17] — Букв.: ненавидящий тебя.
24  [18] — Стих дословно повторяет 21:9.
25  [19] — Здесь евр. слово нефеш (традиционный перевод: душа) может быть понято в своем первоначальном значении «горло», ср., напр., Ис 5:14. С другой стороны, прочтение «для томимой жаждой души» тоже возможно: душа человека томится без вестей о близких на чужбине. В тексте присутствует игра слов.
27  [20] — Так по друг. чтению. Масоретский текст неясен, возм. пер.: нет славы в том, чтобы добиваться славы.
28  [21] — Букв.: что не может сдержать свой дух.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.