Притчи 25 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Вот ещё мудрые изречения Соломона, собранные слугами Езекии, царя Иудеи.
2 Мы Господа восхваляем за неведомые нам тайны, но царю мы славу воздаём за те дела, которые он совершает прилюдно.
3 Никто не знает, насколько высоко небо или глубока земля, так и разум царей непостижим.
4 Удалив все примеси, ты очистишь серебро, и тогда из него ремесленник сделает красивое изделие.
5 Прогони злых советников от царя, и доброта сделает его царство сильным.
6 Не строй из себя важную персону, не хвались собой перед царём.
7 Гораздо лучше, если царь сам позовёт тебя, предоставив самоё почётное место, чем опозориться перед царскими вельможами, пересаживаясь на менее почётное место.
8 Не спеши оклеветать человека перед судьёй. Если он докажет, что он прав, ты будешь посрамлён.
9 Если у тебя законная тяжба с соседом, постарайтесь решить её между собой, но не выдавай его сокровенные тайны.
10 Иначе ты будешь опозорен и приобретёшь дурную славу, с которой никогда не расстанешься.
11 Нужное слово, сказанное в подходящее время, словно золотое яблоко в серебряной оправе.
12 Поучения мудрого стоят дороже, чем золотые кольца и украшения из лучшего золота.
13 Гонец, которому можно доверять, ценится, как освежающая вода в знойный день во время жатвы.
14 Кто обещает подарки и не приносит их, подобен ветру и облакам, не приносящим дождя.
15 Спокойный разговор может заставить любого изменить мнение, даже правителя. У кроткой речи своя великая сила.
16 Как ни хорош мёд, не ешь его слишком много, а то тебе станет плохо.
17 Также не ходи слишком часто в дом соседа твоего, иначе он возненавидит тебя.
18 Опасен человек, не говорящий правду. Он подобен дубине, мечу или острой стреле.
19 Будь независим от лжеца во времена бед. Его можно сравнить с больным зубом или хромой ногой, приносящей боль.
20 Петь счастливые песни грустному человеку так же глупо, как снимать одежду в холодный день или смешивать соду и уксус.
21 Если враг твой голоден, то накорми его, если пить хочет, напои его.
22 Если сделаешь так, то смутишь его, и тогда Господь вознаградит тебя за то, что ты был добр к своему врагу.
23 Северный ветер приносит дождь, а сплетни порождают злобу.
24 Лучше жить в отдалённом углу на крыше, чем в доме со сварливой женой.
25 Добрые новости издалека как прохладная вода в жаркий день.
26 Доброго человека, поддающегося влиянию злого, можно сравнить с чистым источником воды, который покрывается грязью.
27 Плохо, если ты ешь слишком много мёда, но также плохо, если ты ищешь для себя слишком много чести.
28 Человек, не способный держать себя в руках, подобен городу с разрушенными стенами.

Толковая Библия Лопухина

1. Надписание новой группы притчей. 2−5. О царях их необходимых качествах и обязанностях. 6−7. Предостережение от высокомерия в обращении с царями и знатными. 8−10. Против сварливости и болтливости. 11−15. О мудрости в слове, верности долготерпении. 16−20. Против неумеренности, навязчивости, лжесвидетельства, легковерия и легкомыслия. 21−22. О благотворительности врагам. 23−28. Против страсти к раздорам, недостатка самообладания, и проч.

Притч 25:1. И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.

Группа притчей, обнимаемая главами XXV-XXIX, обозначается (ст. 1), как собрание, произведенное трудами некоторых «мужей царя Езекии» (ст. 1); под последними, очевидно, разумеются мудрецы — законоведы времен этого царя Иудейского: в этих мужах Езекии раввины видели членов так наз. «великой синагоги».

Притч 25:2. Слава Божия — облекать тайною дело, а слава царей — исследывать дело.

Притч 25:3. Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей — неисследимо.

Притч 25:4. Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд:

Притч 25:5. удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою.

О царской власти Премудрый и здесь, как во многих других местах, говорил с идеальной точки зрения и вместе с тем дает практические советы для укрепления власти царя.

Притч 25:6. Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись;

Притч 25:7. потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.

В связи с этим здесь говорится о благоприличии пред царями и вельможами, причем требуемая скромность на званых пиршествах здесь (ст. 17) мотивируется тем же соображением, какое приводится и в Евангелии (Лк 14:8−10) по аналогичному же поводу.

Притч 25:8. Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?

Притч 25:9. Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай,

Притч 25:10. дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя.—

Притч 25:10a. [Любовь и дружба освобождают: сбереги их для себя, чтобы не сделаться тебе достойным поношения; сохрани пути твои благоустроенными.]

Ввиду вредных последствии сварливости и болтливости, делается предупреждение против обеих.

Притч 25:11. Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично.

Притч 25:12. Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха.

Притч 25:13. Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду.

Притч 25:14. Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками.

Притч 25:15. Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.

В ст. 11−12 та же мысль раскрывается в образной и притом положительной форме. Затем в образах же палестинской природы — обычай приготовлять прохладительное питье при помощи снега или льда летом и обычные в Палестине безводные облака летом (ст. 13−14) — изображаются верный посол и человек лживый. В ст. 15 замечание о силе кротости напоминает Притч 15:1.

Притч 25:18. Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего.

Притч 25:19. Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного [человека] в день бедствия.

Притч 25:20. Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу.—

Притч 25:20a. —[Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека.]

Образно характеризуются три рода людей: ложные свидетели, ложные друзья, покидающие друзей в несчастии, и люди безучастные к бедствию ближних.

Притч 25:21. Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:

Притч 25:22. ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.

Увещание благотворить нуждающемуся врагу есть развитие мысли законодателя Исх 23:4−5, в несколько сокращенной форме оно приводится и у Апостола (Рим 12:20; сн. Мф 25:35).

Притч 25:23. Северный ветер производит дождь, а тайный язык — недовольные лица.

Притч 25:24. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

Притч 25:25. Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны.

Притч 25:26. Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым.

Притч 25:27. Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава.

Притч 25:28. Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.

В ст. 23 неприятные последствия тайных разговоров и сплетен — подозрения и под. — сравниваются с действием северного, точнее северо-западного (в Палестине) ветра, приносящего тучи. Ст. 24, сн. Притч 21:9; ст. 25, сн. Притч 15:30. 26 ст. говорит о нравственной слабости праведного пред нечестивым, напр., в виде уступчивости первого в отношении суждений второго, — или о физическом страдании праведника со стороны грешника: то и другое, как явление печальное, Премудрый сравнивает с мутным, только обманывающим путника, источником. Ст. 27 труден для понимания и вызвал много толкований. По-видимому, здесь следует видеть указание на то, что даже в таком почтенном деле, как искание истины, исследование высоких предметов, должно соблюдать меру. Подобный смысл дает перевод Вульгаты: qui scrutator est majestatis, opprimetur a gloria. Ст. 28, резюмируя сказанное в предыдущих стихах, в отрицательной форме высказывает мысль о необходимости и пользе самообладания для человека: не владеющий собою человек, не могущий полагать узду своим страстям, открыт всем внешним влияниям и соблазнам для его свободы и нравственности, и в этом отношении подобен городу с разрушенными стенами (ср. 2Пар 32:5; Неем 2:13).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.