Притчи 15 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Кроткий ответ смиряет гнев, но грубый ответ его разжигает.
2 Когда говорит мудрый, он учит мудрости, но глупец лишь вздор несёт.
3 Господь видит всё, что кругом происходит. Он смотрит и на добрых, и на злых.
4 Добрые слова словно дерево жизни, но лживые слова уничтожают дух.
5 Глупый пренебрегает советами отца, но мудрый внимателен, когда его поучают.
6 Добрый человек многим богат, но всё, чем обладает злой, ведёт его к несчастью.
7 Уста мудрых распространяют знание, о глупых же такого не скажешь.
8 Господь ненавидит жертвы злых, но счастлив услышать молитвы праведных.
9 Господь ненавидит поступки зло творящих, но любит творящих добрые дела.
10 Тот, кто живёт недостойно, будет наказан, а тот, кто ненавидит наставления, будет уничтожен.
11 Господу всё известно, даже то, что происходит в обители смерти, потому сердца и мысли людей для Господа не тайна.
12 Глупец ненавидит тех, кто его поучает, такой человек отказывается от советов мудрых.
13 На лице счастливого — радость, но если в его сердце грусть, то дух его подавлен.
14 Мудрый стремится увеличить свои знания, глупый же ищет только глупости.
15 Для бедного жизнь невыносима, но даже для него жизнь может стать праздником, если он решит без уныния относиться к происходящим событиям.
16 Лучше быть бедным и почитать Господа, чем быть богатым, но иметь несчастья.
17 Лучше едва утолить голод там, где любовь, чем есть досыта, где ненависть.
18 Вспыльчивый человек — причина бесконечных споров, но терпеливый — основа спокойствия и мира.
19 На пути ленивого — лишь терновник и преграды, но для праведных жизненный путь — гладкая дорога.
20 Мудрый сын отцу приносит счастье, а глупый — своей матери позор.
21 Глупец счастлив глупыми поступками, но мудрец всегда осторожен в своих делах.
22 Не сбудутся планы человека, не желающего принимать советы, но сбудутся планы того, кто прислушивается к мудрым наставлениям.
23 Счастлив человек, чей ответ правилен, и слово, сказанное вовремя, помогает.
24 Все дела мудрого ведут его к успеху в жизни и хранят его от смерти.
25 Господь разрушит дом гордеца, но защитит дом вдовы.
26 Злые мысли Господь ненавидит, но счастлив словами доброго.
27 Лгущий ради корысти приносит своей семье несчастья, но честного не коснутся беды.
28 Добрые люди думают, прежде чем дать ответ, но злые говорят раньше, чем успевают подумать, и это приносит им несчастья.
29 Господь от злых людей далёк, но слышит Он всегда молитвы добрых.
30 Тот, кто улыбается, делает счастливыми других, и от добрых новостей люди чувствуют себя лучше.
31 Мудрый всегда прислушивается к тем, кто его разумно наставляет.
32 Кто отказывается от поучений, тот причиняет вред себе. Тот, кто прислушивается к критике, обретает ещё большую мудрость.
33 Мудрость учит тебя Господа почитать, а смирение должно прийти прежде, чем тебе воздадут хвалу.

Толковая Библия Лопухина

1−7. Против грехов слова. 8−15. Бог отвращается и ненавидит всякое злое сердце. 16−33. С точки зрения истинной мудрости говорится о различных добродетелях и пороках, преимущественно в религиозной жизни.

Притч 15:1. [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

Притч 15:2. Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

Притч 15:3. На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

Притч 15:4. Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.

Притч 15:5. Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли.]

Притч 15:6. В доме праведника — обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого — расстройство.

Притч 15:7. Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

Предлагается наставление о кротости и осторожности в слове (ст. 1, 4), а вместе дается предостережение против гнева и безумной злобы (ст. 1−2), причем то и другие обосновывается указанием на всеведение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (ст. 3), а затем развивается общая мысль о благотворности мудрости и вреде безумия (ст. 5−7).

Притч 15:8. Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.

Притч 15:9. Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.

Притч 15:10. Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

Притч 15:11. Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.

Притч 15:12. Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.

Притч 15:13. Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

Притч 15:14. Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

Притч 15:15. Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

В ст. 8−9 высказывается весьма часто повторяемая священными писателями мысль о том, что необходимым условием богоугодности жертвы, молитвы и всего внешнего богопочтения является чистое нравственное настроение и искреннее расположение человека, что, напротив, при отсутствии этих условий, жертвы и молитвы отвратительны пред Богом (Притч 21:27; Ис 1:11:66.3; Иер 6:20; Ос 5:6:8.13; Ам 5:21−22 и др.). Бог любит только ищущего правды, нечестивцев же и презрителей мудрости отвращает, и их постигает гибель (ст. 9−10). Для предупреждения злых дел и даже нечистых помышлений, человеку надо всегда помнить о всеведении Божием, пред которым открыты недоступные человеческому глазу области: преисподняя, ад, евр. шеол и гибель, евр. Аваддон (ст. 11), т. е. область гибели и смерти (сн. Притч 27:20; Иов 26:6:28.22); в Апокалипсисе именем Аваддона, по-гречески Аполлиона (т. е. губителя) назван Ангел — царь бездны (Откр 11:9). Тем более открыты всеведению Божию все тайны человеческого сердца (ср. Пс 11:1). Далее указано несколько нравственно-психологических черт характеристики мудрого и нечестивого (ст. 13−15).

Притч 15:16. Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.

Притч 15:17. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.

Притч 15:18. Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

Притч 15:19. Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.

Притч 15:20. Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

Притч 15:21. Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

Притч 15:22. Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

Притч 15:23. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

Притч 15:24. Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

Притч 15:25. Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.

Притч 15:26. Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.

Притч 15:27. Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

Притч 15:28. Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.—

Притч 15:28a. —[Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]

Притч 15:29. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

Притч 15:30. Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

Притч 15:31. Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

Притч 15:32. Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

Притч 15:33. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Указывается на превосходство нравственных благ, мира и любви перед материальным довольствием, соединенным с отсутствием страха Божия и с ненавистью к ближним (ст. 16−17, сн. Пс 36:16); в связи с последним осуждается сварливость и восхваляется миролюбие (ст. 18, сн. Притч 26:21), а также показывается вред праздности и польза трудолюбия и мужества (ст. 19). Далее приводится не раз повторяемая мысль о том что дети, мудрые или неразумные — источник гордости или огорчения для своих родителей (ст. 20, сн. Притч 10:1:17.25), указывается различие, с точки зрения целесообразности, путей мудрого и нечестивого (ст. 21), и оттеняется благотворность совета многих мудрых людей (ст. 22, сн. Притч 11:14) и сила обдуманного слова (ст. 23). Затем поведение истинного мудреца освещается высшим светом веры в загробную жизнь (ст. 24. сн. Притч 11:7:14.32), а в самой жизни его различаются: черты внутренней его настроенности (мысли и слова, ст. 26, неподкупность, ст. 27, молитва, ст. 29, внимательность к урокам мудрости, ст. 32−32, особенно же страх Божий, ст. 33) и внешнего жизненного жребия, противоположного судьбе нечестивых (ст. 25, 27, 30).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.