Притчи 26 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Как снег не должен идти летом и дождь не должен идти во время жатвы, так и люди не должны воздавать честь глупым.
2 Не беспокойся, если кто-либо шлёт проклятия в твою сторону, с тобой ничего плохого не случится. Слова такого человека будут для тебя словно птицы, пролетающие над тобой и улетающие прочь.
3 Ты должен хлестать коня, обуздать мула и побить дурака.
4 Невозможно мудро ответить глупому. Если глупый человек задаёт глупый вопрос, не давай ему ответа или сам будешь выглядеть глупым.
5 Но, если глупый человек задаёт глупый вопрос и ты не ответишь ему, тогда он посчитает себя мудрецом.
6 Не позволяй глупому передавать твои вести, потому что это всё равно что отрезать себе ноги и тем самым навлечь на себя неприятности.
7 Когда глупый пытается сказать что-нибудь умное, — это всё равно что хромой пытается ходить.
8 Оказывать честь глупому — всё равно что привязать камень к праще.
9 Когда глупый пытается сказать что-нибудь умное, — это всё равно что пьяный пытается вытащить занозу из руки.
10 Нанимать глупого или первого встречного опасно, ведь не знаешь, кому это принесёт беду.
11 Если собаку стошнит, она блюёт, а затем снова съедает это, так же и глупый повторяет свою глупость снова и снова.
12 Кто считает себя мудрым, но не является таковым, тот хуже глупого.
13 Ленивый говорит:
«Я не могу выйти из дома, на улице лев».
14 Как дверь поворачивается на петлях, так и ленивец на своей постели.
15 Ленивый слишком ленив, чтобы донести пищу до рта.
16 Ленивый думает, что он в семь раз умнее рассуждающих здраво и обоснованно.
17 Вмешиваться в чужой спор — всё равно что, проходя мимо, хватать бродячую собаку за уши.
18 Подобен сумасшедшему, пускающему горящие стрелы в воздух, которые убивают случайного прохожего.
19 Тот кто разыгрывает другого, а затем говорит, что это была «шутка».
20 Огонь остывает, когда нет дров, так и ссоры прекращаются, когда нет сплетен.
21 Как древесный уголь помогает гореть углям, а дрова поддерживают огонь, так и склочники питают постоянные ссоры.
22 Люди любят сплетни — это для них как вкусная еда.
23 Приятные слова, скрывающие злые планы, подобны серебряной краске на дешёвом глиняном горшке.
24 Злой человек в речах своих выглядит хорошо, но прячет злые планы свои в сердце.
25 Он говорит красивые речи, но не доверяй ему, так как сердце его переполнено злом.
26 Произнося приветливые слова, он прячет злобные планы, и в конце концов его злоба станет всем очевидна.
27 Кто старается поймать в ловушку другого, будет сам в неё пойман, кто катит камень на другого, будет этим камнем раздавлен.
28 Лгущий ненавидит того, кому причиняет боль, а лесть только вредит людям.

Толковая Библия Лопухина

1−12. Против безумия, его проявлений и следствий. 13−16. Против лености. 17−19. Против неумеренной шутливости 20−28. Против хитрости, лжи и коварства.

Притч 26:1. Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому.

Притч 26:2. Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.

Притч 26:3. Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых.

Притч 26:4. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему;

Притч 26:5. не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.

Притч 26:6. Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу.

Притч 26:7. Неровно поднимаются ноги у хромого, — и притча в устах глупцов.

Притч 26:8. Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь.

Притч 26:9. Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов.

Притч 26:10. Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает.

Притч 26:11. Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.

Притч 26:12. Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него.

Неестественность снега летом и дождя во время жатвы (в Палестине) берется (ст. 1) образом непристойности и как бы неестественности почета и славы для глупца. Затем образно представлены — бессилие клятвы или проклятия, изрекаемого глупцом (ст. 2), а также — необходимость физического воздействия для его вразумления (ст. 3). В ст. 4−5 раввины усматривали прямое противоречие, но это противоречие мнимое: в ст. 4 имеется в виду один момент проявления глупости, когда всякие увещания и обличения глупцу бесполезны (ст. 4 б), — в ст. 5 — предписывается разоблачать глупость, чтобы предупредить превозношение глупца мнимой мудростью; в одном случае ничтожество глупца само собой очевидно; в другом оно требует нарочитого разоблачения. Далее, глупость освещается со стороны — полного неискусства и неспособности глупого ни к какому полезному делу (ст. 6−9), — незаслуженного счастья (ст. 10), коснения в своем неразумии (ст. 11), и снова — самопревозношения и самонадеянности (ст. 12). Выражение ст. 11 приводится во 2Пет 2:22.

Притч 26:13. Ленивец говорит: «лев на дороге! лев на площадях!»

Притч 26:14. Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей.

Притч 26:15. Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего.

Притч 26:16. Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно.

В изображении здесь лености повторяются дословно черты, ранее высказанные Премудрым, см. ст. 13 и Притч 22:13; ст. 15 и Притч 19:24.

Притч 26:17. Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.

Притч 26:18. Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть,

Притч 26:19. так — человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «я только пошутил».

В ст. 18 образно — посредством сравнения — высказывается мысль о крайнем вреде неуместных шуток и забав.

Притч 26:20. Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает.

Притч 26:21. Уголь — для жара и дрова — для огня, а человек сварливый — для разжжения ссоры.

Притч 26:22. Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева.

Притч 26:23. Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное.

Притч 26:24. Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство.

Притч 26:25. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его.

Притч 26:26. Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании.

Притч 26:27. Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.

Притч 26:28. Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение.

В образной и прямой речи (ст. 20−21) высказывается вред раздоров и ссор. Ст. 24−25 — предостережение против опасности со стороны лицемерия; в ст. 26 — мотив к воздержанию от злобы и ненависти: неминуемость открытия тайной ненависти. Ст. 26 дает обобщение предыдущих наставлений.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.